Что скрывают ученые о шизофрении

Ученые впервые открыли молекулярный процесс в мозгу, который может вызывать шизофрению. Исследователи, принявшие участие в важной научной работе, результаты которой были опубликованы в среду в журнале Nature, говорят, что открытие этого нового генетического канала показывает, какие неврологические нарушения происходят у молодых людей, страдающих этим изматывающим недугом.

Данное исследование стало переломным моментом, дав возможность для раннего диагностирования и новых методов лечения, которые еще год назад были немыслимы. Об этом говорит Стивен Хайман (Steven Hyman), работающий директором Центра психиатрических исследований имени Стэнли в Институте Броуда при Массачусетском технологическом институте. Хайман, ранее возглавлявший Национальный институт психиатрии, называет данное открытие «самым важным исследованием механизмов химической реакции в шизофрении за всю историю».

«Я упертый, старый, брюзгливый скептик, — сказал он. — Но я в восторге от этих вещей».

Исследователи, представляющие главным образом Центр психиатрических исследований имени Стэнли, медицинский факультет Гарварда и Бостонскую детскую больницу, обнаружили, что риск заболевания шизофренией у человека резко увеличивается, если он унаследовал варианты гена, важные для «синаптического прунинга», как называют сокращение числа ненужных нейронов и связей между ними при взрослении клеток мозга.

У пациентов с шизофренией изменение одной-единственной позиции в последовательности ДНК требует удаления слишком большого количества синапсов, и тогда прунинг выходит из-под контроля. Результатом является аномальная потеря серого вещества.

Соответствующие гены подают на нейроны сигнал типа «съешь меня», говорит участница исследования нейробиолог Бет Стивенс (Beth Stevens), работающая в Бостонской детской больнице и в Институте Броуда. «Они помечают слишком много синапсов, и эти синапсы погибают».

Diena 01.08.2013
Директор-учредитель Института Броуда Эрик Ландер (Eric Lander) считает, что данное исследование является ошеломляющим прорывом в науке. «Мы берем этот черный ящик… и впервые заглядываем вовнутрь. Это исключительно важно и будет иметь огромные последствия», — говорит он.

Данное открытие было сделано довольно быстро. В июле 2014 года ученые из Института Броуда опубликовали результаты самого крупного геномного исследования шизофрении, в ходе которого нашли более 100 генетических локусов, связанных с шизофренией. Основываясь на данных исследования, генетик из Гарварда и Института Броуда Стивен Маккэррол (Steven McCarroll) проанализировал информацию по 29 тысячам случаев шизофрении, по 36 тысячам контрольных групп и по 700 вскрытиям головного мозга. Информацию собирали из десятков исследований, проведенных в 22 странах. Вся она вошла во всемирную базу данных под названием «Консорциум психиатрической геномики».

В графическом изображении один участок показал самую сильную связь. Его назвали «Манхэттенским участком» за схожесть с высотными зданиями этой части Нью-Йорка. Самый высокий пик был на шестой хромосоме, где коллектив Маккэррола обнаружил разновидность гена. Хромосома 4 — «темный угол человеческого генома», сказал он. Данный участок трудно расшифровать, потому что он обладает «поразительным разнообразием».

Хромосома 4 и многие другие гены расположены на участке шестой хромосомы, отвечающей за иммунную систему. Там происходит очищение мозга от патогенов и прочего клеточного мусора. Авторы исследования выяснили, что один из вариантов четвертой хромосомы — компонента С4А — больше всего связана с риском заболевания шизофренией.

По данным Всемирной организации здравоохранения, всего в мире шизофренией болеет свыше 25 миллионов человек, в том числе, от двух до трех миллионов американцев. Эта наследственная болезнь является одним из самых серьезных психических недугов, ежегодные экономические издержки от которого только в США исчисляются десятками миллиардов долларов ежегодно.

«Это исследование по-настоящему поражает, — говорит заместитель медицинского директора Национального союза психических заболеваний Жаклин Фельдман (Jacqueline Feldman). — Мы, как ученые и врачи, вынуждены умерять свой энтузиазм, потому что этот путь мы уже проходили. Тем не менее, это очень интересно».

За долгие годы возникли сотни различных теорий о шизофрении, но одна из самых долговечных загадок заключается во взаимосвязи между тремя выдающимися открытиями: очевидная причастность иммунных молекул, такая закономерность как частое появление шизофрении в поздней юности, а также истончение серого вещества, наблюдаемое при вскрытии.

«Что важно в данном результате, — говорит ведущий автор исследования Маккэррол, — это то, что многое сейчас становится понятно, причем из других категорий. Результат можно подключить к этим наблюдениям, как и результаты генетических исследований десятков тысяч подопытных участников исследования. Я думаю, такое сочетание делает это исследование особенным».

Авторы подчеркивают, что свои выводы, в которых сочетается фундаментальная наука и масштабный анализ генетических исследований, они сделали благодаря тесному сотрудничеству специалистов по генетике, молекулярной биологии, возрастной нейробиологии и иммунологии.

Читайте также:  Почему человек начинает болеть шизофренией

«Еще пять лет тому назад это было бы невозможно, — говорит Хайман. — Для этого требуется обработка огромного массива данных…. Когда я был директором Национального института психиатрии, люди выступали против такого сотрудничества. Они жили в эпоху фараонов. Они хотели, чтобы их похоронили вместе с собранными ими данными».

Проведенное исследование открывает новые возможности для изучения шизофрении, где долгие годы существовал застой. Большинство препаратов для лечения психических заболеваний нацелены на прерывание психотического мышления, однако специалисты в один голос говорят, что психоз это просто один из симптомов, причем возникает он на поздней стадии. Исследователей из области психиатрии от других ученых-медиков отличает одна важная трудность, состоящая в том, что они не могут вырезать шизофрению из мозга, чтобы рассмотреть ее под микроскопом. Да и подопытные животные в этом деле не помощники.

По словам Стивенса, сейчас все изменилось. «Теперь у нас появился мощный молекулярный рычаг, путь к гену, что позволяет разрабатывать более совершенные модели», — отмечает он.

Но это не значит, что до исцеления осталась пара шагов.

«Это первая интересная подсказка, может быть, даже самая важная из всего, что у нас есть. Но пройдут десятилетия, прежде чем будет найдено настоящее лекарство, — говорит Хайман. — Надежда это прекрасная вещь. Но не ложные обещания».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

История знает огромное число людей, которых можно назвать «гениальные шизофреники». Они сделали великие научные открытия, создали прекрасные картины, литературные и музыкальные произведения, имея явные психические проблемы. А некоторые ученые и вовсе считают, что творения многих гениев — это ничто иное как порождение их галлюцинаций, бреда и навязчивых идей.

Мы часто удивляемся, когда узнаем, что вот этот весьма известный человек на самом деле долгое время лечился от психического недуга или не лечился, но всем окружающим было очевидно, что он крайне нездоров. Но на самом деле знаменитые шизофреники встречаются довольно часто, просто мы не всегда знаем об этом.

Есть ли прямая связь между неординарными способностями и душевными болезнями? Или же это просто случайные совпадения, которые не удается скрыть из-за популярности самих больных?

Выдающиеся способности к наукам, музыке, рисованию и так далее сами по себе могут быть признаком одной из форм шизофрении, которая развивается еще в детском возрасте. Но в этом случае к пубертатному периоду «гениальность» обычно проходит, нарастают симптомы заболевания, которое часто принимает злокачественное течение. Детская шизофрения, начавшись с бурного развития способностей у ребенка, нередко заканчивается полным разрушением личности и инвалидностью.

Гении-шизофреники, которые достигли феноменальных успехов уже в зрелом возрасте, столкнулись с симптомами своего заболевания гораздо позже, чем перестали быть подростками. Более поздняя манифестация заболевания уберегла их психику от необратимой деградации, как это бывает при детской форме шизофрении. Однако великие люди, страдающие шизофренией, уже с рождения были предрасположены рано или поздно заболеть психическим расстройством.

Какова все-таки связь между гениальностью и сумасшествием? Современная наука выяснила, что у шизофреников некоторые отделы мозга работают по-другому, не как у здоровых людей. Возможно поэтому у известных людей так часто встречаются симптомы психических заболеваний – именно болезнь помогает им оказаться в числе «лучших из лучших».

Психологи тоже не остались в стороне от исследований. Они выяснили, что у психически здорового человека, не одаренного никакими гениальными способностями мышление в какой-то мере стереотипно. А мышление шизофреника, менее зависящее от социальных норм и правил — безгранично и непредсказуемо.

Ученые проводили исследования, где участников просили назвать ассоциации, которые возникали при просмотре какой-либо простой картинки. Гении-шизофреники смогли создать такую цепочку ассоциаций, которая и в голову не пришла бы обычным людям, и ассоциаций у них получилось в несколько раз больше, чем у здоровых людей.

Природа этого явления до конца не изучена, но однозначно то, что шизофреники видят мир совершенно иначе, не как здоровые люди – и именно поэтому их способности могут быть намного обширнее и глубже (хотя и не всегда).

Современные психотерапевты разработали множество методик для определения наличия психических отклонений. Некоторые из них основаны на иллюзорном восприятии, как, например, тест, представленный в видео:

Мозг здорового человека примет иллюзию за правду. Мозг шизофреника «рассекретит» обман, и только гений сможет заставить свой мозг и поверить в иллюзию, и увидеть подвох.

Читайте также:  Выготский к проблеме психологии шизофрении

Важно! Если тест показал, что вы мыслите так же, как люди, больные шизофренией, это не значит, что вы также страдаете данным заболеванием. При диагностике шизофрении применяется множество тестов и методик, результаты которых анализируются, обрабатываются и позволяют поставить правильный диагноз. Самодиагностика в психиатрии недопустима!

Шизофрению с давних времен называют «болезнь гениев». Страдающие ею люди встречаются среди ученых, музыкантов, художников и представителей других профессий, чей вклад в развитие человечества трудно переоценить. В наше время ученые выяснили, что многие самые знаменитые открытия сделаны глубоко нездоровыми людьми, о чем раньше никто особо не задумывался.

Например, Исаак Ньютон – английский ученый, сделавший великие открытия в области физики и математики, по мнению современных ученых, имел диагноз «приступообразная прогредиентная шизофрения».

И в детстве, и в зрелом возрасте ученый был замкнутым, нелюдимым, любил проводить время за книгами. Как и все великие люди, страдающие шизофренией, Исаак Ньютон не осознавал свой недуг, он был полностью поглощен своими исследованиями. Его внимание было целиком направлено в науку и совершенно отсутствовало в бытовых сферах. Ученый забывал поесть, или мог поесть дважды, так как не помнил о факте приема пищи.

Патологическая забывчивость сыграла с ученым злую шутку – непотушенные вовремя свечи спровоцировали пожар, уничтоживший все его записи. Позже у Ньютона усилилось чувство беспокойства за свои труды – ему казалось, что кто-то хочет незаконно завладеть ими, и этот «кто-то» готов ограбить дом ученого или даже убить его.

Одни ученые считают, что шизофрения Исааку Ньютону передалась по наследству от отца, другие это связывают с тем, что ученый проводил много лабораторных опытов, и его мозг был поврежден отравляющими веществами, третьи видят причину в напряженной работе. Какими бы ни были гипотезы, но болезнь не помешала ученому сделать множество научных открытий, самые известные из которых актуальны и в наши дни.

Другой ученый-шизофреник — математик Джон Нэш. Первые проявления параноидальной шизофрении начались у него в возрасте 30 лет. Они с женой хотели скрыть наличие симптомов, но болезнь быстро прогрессировала, Нэш попал в клинику, где проходил медикаментозное лечение.

Спустя несколько лет болезнь вернулась, ученый стал о себе говорить как о постороннем человеке, вслух вести диалоги о нумерологии и о политике. После прохождения инсулинокоматозной терапии вновь наступил период ремиссии.

Приступы параноидальной шизофрении преследовали математика всю жизнь, но несмотря на это, за труды в области математики был награжден Нобелевской премией. Его незаурядная личность привлекла внимание журналистки Сильвии Назар, которая написала о нем книгу, а позже по книге был снят фильм «Игры разума».

Также известным шизофреником считается Винсент Ван Гог.

Прожил он совсем недолго, всего 37 лет. Последние 10 лет жизни он посвятил живописи – создал более двух тысяч картин, продать которые при жизни не удалось.

Художника изнуряли слуховые и зрительные галлюцинации (однажды он чуть не убил друга, потому что услышал голос, приказывающий это сделать). Различные страхи заставляли художника импульсивно себя вести, метаться по комнате, подолгу находиться в определенных позах. Художник совершал странные поступки (например, поедал краски), у него случались приступы неконтролируемой агрессии по отношению к себе (будучи проповедником, наказывал себя за грехи путем избиения палкой, позже при ссоре с другом отрезал себе часть уха). Также страдал манией величия (считал себя оракулом), был одержим бредовыми рассуждениями на тему религии. В творчестве художника отражена душевная нестабильность, мучения, поиски счастья. Ван Гог есколько раз лечился в психиатрических клиниках, но безуспешно. В возрасте 37 лет собственноручно лишил себя жизни.

Список великих гениев с душевными недугами может продолжить и Франсуа Лемуан — французский художник с шизофренией. В юном возрасте он поступил в королевскую академию художеств, по окончании которой некоторое время путешествовал по Италии. После возвращения жил свободным художником, очень много работал. Его картины были избраны в качестве украшения интерьера в королевском дворце, также ему было доверено расписать потолок в Версале.

Во время работы по украшению потолка его начала мучить тяжелая шизофрения, есть предположения, что именно поэтому художник выбрал в качестве главной темы мифических существ.

Болезнь прогрессировала очень быстро. Во время одного из параноидальных приступов художник покончил с собой, несколько раз ударив себя ножом.

Читайте также:  Чем лечат за границей шизофрению

Как ни странно, но звезды кино и театра также болеют шизофренией. Ярким примером может служить Аманда Брайнс.

У голливудской звезды Аманды Брайнс присутствуют яркие признаки параноидальной шизофрении – она часто испытывает страх, потому что считает, что в сигнализации, установленной на входной двери ее квартиры, установлены прослушивающие устройства. Соседи часто видят ее бродящей по коридорам дома беседующей вслух с кем-то невидимым. Аманда, как и все известные шизофреники, не признает своей болезни.

Шизофрении подвержены даже известные правители, например, король Франции Карл VI. Стоит отметить тот факт, что при восхождении на престол он был известен в истории как Карл Возлюбленный, а в конце жизни – как Карл Безумный.

После его коронации прошло 12 лет, и лишь потом обнаружились симптомы одержимости. Сначала они выражались в чрезмерной раздражительности и несдержанности. Позже приступы раздражительности переросли в агрессию (так, правитель напал на своих солдат и зарезал ножом несколько человек). Во время приступов наблюдались провалы в памяти, бывало, король не мог вспомнить свое имя и свой социальный статус. Его галлюцинации носили тактильный характер – короля не покидало ощущение, что он сделан из стекла, постоянный страх разбиться заставлял больного носить прочные одежды.

Болевшему шизофренией королю пришлось передать бразды правления в другие руки, а самому вести жизнь простого обывателя. Приступы сопровождали экс-короля оставшиеся 15 лет жизни. Последние годы с ним жила его служанка, которая помогала пережить психозы и была незаменимым человеком во всех отношениях.

Известные люди с шизофренией не редкость и среди писателей. Например, «болезнь гениев» была присуща Николаю Гоголю.

Еще в раннем детстве будущему писателю мерещились голоса, которые обвиняли его в смертных грехах. Также ему казалось, что его внутренние органы расположены неправильно

У писателя было множество страхов, связанных со смертью. Последние несколько лет он не мог полноценно спать, потому что боялся уснуть на кровати, а проснуться в могиле. Гоголь панически боялся умереть «не до конца» и просил своих друзей захоронить его только тогда, когда тело начнет разлагаться. Также известно, что он не принимал лекарства, потому что боялся умереть от отравления. И наконец, он боялся умереть раньше, чем напишет три тома «Мертвых душ».

Маниакальные периоды (периоды сильного возбуждения) начали проявляться у Гоголя после 20 лет. В эти периоды у него отмечалась бурная фантазия, повышенная работоспособность. Именно в возрасте от 20 до 30 лет писатель создал свои лучшие произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Ревизор», «Тарас Бульба» и многие другие.

Периоды апатии с 20 до 30 лет были непродолжительными и несильными, чего не скажешь о последних десяти годах жизни. Глубина и частота депрессивных фаз сильно увеличилась. Читательская публика ждала новых шедевров, но писательская деятельность Гоголя сошла на нет.

Еще один кандидат в «великие шизофреники» — Эрнест Миллер Хемингуэй.

В отличие от Гоголя, творческая активность сопровождала Хемингуэя практически всю жизнь, которая сама по себе была очень насыщенной. Волей судьбы он побывал во многих странах от Америки до Африки, был несколько раз женат. Он получал огромное количество тяжелых травм на войне, на охоте, в авиакатастрофе, в пожаре, и ему чудом удавалось выжить. Однако ответственность за свою жизнь (вернее – смерть) писатель предпочел взять в свои руки – предпринял несколько попыток самоубийства, последняя из которых оказалась успешной.

Суицидальные наклонности — не единственный симптом шизофрении, помимо этого писателя мучили нервные расстройства, депрессивные состояния, фобия публичных выступлений, мания преследования. Кстати, из-за мании преследования писатель проходил лечение в психиатрической клинике, после которого его писательская деятельность все-таки завершилась.

У шизофрении и гениальности есть общая черта – безграничность мышления. Известные люди, болеющие шизофренией, на протяжении всей истории встречались среди правителей и ученых, художников, актеров и музыкантов. Этой болезнью страдали писатели и общественные деятели, религиозные лидеры и звезды эстрады.

К сожалению, многие из них закончили свои дни в клиниках или добровольно ушли из жизни. Однако современная психиатрия накопила достаточно опыта и знаний, чтобы больные со всего мира – известные люди и их ничем не выдающиеся «товарищи по несчастью – могли жить полноценной жизнью настолько, насколько это вообще возможно.