Как устроится на работу с диагнозом шизофрения

Не только больные с психиатрическими проблемами, но и все остальные больные в России часто оказываются в состоянии очень сильного удивления. Человек только что испытал шок, встретился с серьёзной болезнью. Ему проведена хирургическая операция, или долгое лечение наконец-то позволило ему собрать «колёсики» своего рассудка. Но для получения инвалидности всё это требуется подтвердить. Каким образом проводится оценка трудоспособности безногих понятно — визуально. С шизофрениками всё сложнее. Какой-то врач сам скажет о том, что он готов дать соответствующее заключение, которое потянет на II группу. А какой-то пожмёт плечами и скажет, что никакой серьёзной потери трудоспособности нет. Это об инвалидности, которая ведёт за собой получение пенсии. Одна сторона медали «шизофрения и работа». Вторая — это потеря возможности занимать какие-то должности, выполнять обязанности и управлять транспортными средствами.

Решает трудоспособен ли больной и до какой степени медико-социальная экспертиза. Но она не организуется просто так, потому что больной покидает заведение. Для этого нужна просьба больного, иногда подкреплённая заявлением. Тогда он, если лечился не по месту проведения экспертизы, будет лежать в стационаре ещё один месяц.

Ответ на вопрос о том, возможно ли больному шизофренией найти работу положительный. Более того, её можно и не потерять.

Какого-то чёткого регламента того, как в ГИБДД или по месту работы, службы лица, находящегося на учёте у врача-психиатра или нарколога, должны узнать об его ограничениях в России нет. Психиатрические больницы сами по себе никому ничего не рассылают. К ним могут обратиться за выпиской из медицинской книжки или эпикриза, но они могут обращения игнорировать, сославшись на закон о врачебной тайне. Эти выписки, называемые чаще справками, даются или самому больному, или его представителю, но не руководителям по месту работы или третьим лицам — родственникам, журналистам и подобным. Единственное, что меняет ситуацию — это решение суда.

Если человек работает программистом или бухгалтером в частной фирме, то уж точно никаких уведомлений из больницы его руководству не поступит.

Многообразие стечения обстоятельств очень велико, а чёткого определения того, кто и что может, а что не может не существует. Что считать правильным критерием лишения водительских прав? Человек на учёте у врача-психиатра? Ну так он после депрессии средней тяжести тоже может быть на учёте. Смотря, что происходило в ходе эпизода. Учёт сам по себе ни о чём не говорит, но используют чаще всего факт этого. Только тут нужно обращаться к врачам за их заключением, за разъяснениями. А откуда врач знает, что происходит с пациентом каждый день после его выписки? Поэтому перестраховываются, но выражается это молчанием. Отказывают выдавать справки в том, что человек что-то может, к примеру. Если диагноз хоть как-то связан с шизофренией, то врачи вряд ли дадут справку со словами о том, что человек может управлять автомобилем или работать авиационным диспетчером. Но это не говорит о том, что нет водителей и лиц, выполняющих ответственную работу, с диагнозами. Есть и очень много…

Диагноз «шизофрения». Считается ли человек дееспособным? Смотря какая и как она выражается в конкретном случае. Дееспособность — это юридическое понятие. Её выявление базируется на степях ограничения жизнедеятельности. Этих степеней три, как и групп инвалидности.

В своей деятельности СМЭ руководствуется определённой документацией и положениями, которые исходят от ведомственных структур Министерства здравоохранения и других органов. Однако часто такие документы представляют собой смесь научного и бюрократического языка. Некоторые термины путают и специалистов, а непосвящённому человеку разобраться ещё сложнее… Попробуем внести явность и использовать минимум специальной терминологии.

  • Третья степень ограничения жизнедеятельности — самая тяжелая, соответствует 1-ой группе инвалидности. Скорее всего её присвоят при постоянном течении болезни, вообще без светлых промежутков. Это могут быть и кататоно-параноидные и галлюцинаторно-параноидные варианты выражения, сопровождающиеся автоматизмом. Больные не способны выполнять действий по самообслуживанию. Они могут находиться очень долгое время в ступоре, а могут быть активными, но без признаков осознания реальными, будучи поглощёнными бредовыми идеями или галлюцинациями.
  • Вторая степень ограничения жизнедеятельности — в медицинской практике встречается достаточно часто и соответствует 2-ой группе инвалидности. Расстройство проявляется эпизодически. Основным критерием при этом считает прогресс развития дефекта по степени выражения. (Когда-то голоса в голове были слышны несколько раз в неделю, а потом постоянно.) Негативных симптомов становится больше. Эпизоды длятся дольше и доставляют больше страданий. Снижается качество ремиссии, т. е. в период «просветления» сохраняются остаточные признаки бреда или других симптомов.
  • Первая степень ограничения жизнедеятельности — в житейской практике встречается чаще всего и соответствует 3-ей группе инвалидности. Это то, что отечественные психиатры называют «вялотекущая» шизофрения. Приступы случаются редко и могут быть краткосрочными. Ограничение происходит в силу наличия стойких, но умеренно выраженных нарушений психической функции. Первая степень может быть вызвана аутизмом, неадекватной оценкой себя и социальным отчуждением даже без признаков бреда или галлюцинаций.
Читайте также:  Развитие шизофрении в подростковом возрасте

Данные степени и дают ответ на вопрос о том, кем может работать человек с диагнозом «шизофрения». Третья степень и первая группа инвалидности — строго отрицательный. Никем, во всяком случае, — до тех пор, пока присутствует картина заболевания. Вполне возможно, что когда-то кто-то, в силу таланта и широты мышления психотерапевта или своих особенностей, и вышел из такого положения, но это такие редкие исключения, что упомянуты лишь из желания сохранять надежду. В остальных никто не задаётся вопросом о том, какая возможна работа для больных шизофренией в такой форме. Вопрос неуместен.

Вторая степень подтверждает, что с диагнозом «шизофрения» можно работать. Правда, нужно будет сделать много оговорок. Не в период эпизода. И даже нечто смутное, что может быть превратится в бред, а может и нет — это тоже может полностью снизить трудоспособность. Человек собрался на работу, а тут происходит нечто такое, что он и описать не может. У каждого выражается по-своему, оценки субъективны. Он просто берёт и никуда не идёт. А потом он понимает, что уже начался эпизод, или это он так думает. Махнул рукой и сам приехал в больницу. И положат… А что ему делать? Как ему жить? Но это не означает, что вот так всё и будет. А кто-то, наоборот, стремится на работу, потому что она его вовлекает. Совсем не обязательно, чтобы творческая. Выполняет больной в период ремиссии какую-то рутинную работу, и ему легче от этого. Не остался наедине со своей пустотой.

Попробуйте через отдел кадров. Устраивайтесь на такую, которая не требует никаких серьёзных проверок.

Все лёгкие формы лучше попытаться от диагноза оградить. Считается, что на Земле живёт не более 1% шизофреников. Называют цифры 0,55-0,77% от населения планеты. Если же добавить к ним всех оригиналов, людей с нестандартным мышлением, слишком активным воображением, страдающих амбивалентностью и аутизмом, который иногда принимает вид агорафобии, все пограничные диагнозы, которые тоже время от времени связываются ещё и с галлюцинациями, то процент как возьмёт, да как увеличится. Да до таких размеров, что превзойдёт процент распространения банальной депрессии.

Наша фирменная «вялотекущая» шизофрения — это и те, кто никогда не обращался к психиатрам, и те, кто обратился, но ему поставили какой-нибудь простенький диагноз — невроз, неуточнённое расстройство нервной системы или что-то такое. Инвалидность дали бы маленькую, а лишние проблемы никому не нужны.

Не нужно верить и в то, что в России существуют какие-то права и льготы больных шизофренией. Говорили про внеочередное предоставление жилья. На практике это право на то, чтобы больной встал в очередь на предоставление и стоял в очереди на предоставление жилья. Есть лишь единичные примеры предоставления жилья по договору социального найма. В очереди же люди стояли не менее 10 лет. Но это считанные единицы достоялись.

Все названные степени не нужно путать с вменяемостью. Последнее является более юридическим термином, который используется при анализе различных действий человека — совершения сделок или преступлений. Вменяемость определяют на момент чего-то. Подписал контракт, но думал, что с инопланетянами, убил, но думал, что спасая Землю от пришельцев… Любая шизофрения и вменяемость сочетаются с большим трудом. Но в юридическом понимании невменяемость — это не просто неадекватность, а полная увлеченность бредовыми идеями. Это устанавливают по ряду признаков, а занимается этим не медицинско-социальная, но судебно-медицинская психиатрическая экспертиза.

Читайте также:  Вероятность заболеть шизофренией по наследству

Существует и ещё один термин — дееспособность. Это не степень ограничения жизнедеятельности как таковая. Это перспективная юридическая оценка состояния гражданина, которая делается на базе медицинских заключений о состоянии больного. Если у него третья степень ограничения жизнедеятельности, то он вряд ли может быть дееспособным. Но признание его недееспособным происходит в суде.

Шизофрения – расстройство психики, которое оказывает влияние на социальные аспекты жизни личности. Связано это, прежде всего с тем, что болезнь проявляется в неуверенности в себе, нарастании замкнутости, утрате эмоциональных контактов, страхе перед окружающей действительностью, потере умения ее адекватной оценки и социальных контактов. Одним из основных симптомов шизофренического расстройства является апатия – отсутствие желания что-то делать.

Результатом влияния этих симптомов становится выпадение больных из социума, что еще больше усугубляет их состояние и способствует прогрессированию болезни. Нарушению социальных контактов иногда способствуют родные больного либо излишне, навязывая социальные контакты, либо ограничивая общение носителя расстройства, пытаясь скрыть «позорную» болезнь родственника.

В связи с этим одной из задач лечащего врача является просветительская работа с родственниками пациента, цель которой заключается в формировании осознания ситуации. Сам больной и его близкие должны прийти к пониманию того, что это не конец Света, жизнь идет своим чередом, просто теперь нужно научиться жить немного по-другому, чтобы сохранить качество бытия. Однако не только этот аспект вызывает озабоченность у психически нездоровых людей и их родных.

Далеко не все пациенты с диагнозом «шизофрения» имеют группу инвалидности, которая позволяет им получать пенсию – небольшую, но все-таки поддержку от государства. Остальных больных волнует вопрос трудоустройства. Несмотря на наличие болезни, им нужно откуда-то брать средства на свое содержание: питание, одежду, оплату коммунальных услуг и приобретение лекарства, стоимость которого достаточно высока.

Тенденции развития современного общества направлены на восприятия всех групп инвалидов как полноценных членов общества. Больные шизофренией не являются исключением. Они имеют некоторые особенности, но у них есть и свои права, и обязанности. Психиатры считают, что такая позиция способствует успешному исцелению больных, тогда как чрезмерная опека, отстранение больных от социума становятся основными причинами, способствующими инвалидизации.

Одной из основных целей врача, занимающегося лечением больных шизофренией, является возвращение носителя расстройства в социум. Главный упор в своей работе психиатр делает на обучение жизни в новых условиях. Эту часть работы врача называют психосоциальной реабилитацией.

Она включает в себя обучение взаимодействию, восстановление мотивационных ресурсов, формирование утраченных в результате болезни способностей и функций. В ходе реабилитационных мероприятий больному предоставляется возможность найти для себя новую профессию с учетом имеющихся у него особенностей.

В настоящее время существует масса самых разнообразных методик, позволяющих психически нездоровым людям пройти курс реабилитации. К ним относят тренинги:

  • самоуважения,
  • независимого проживания,
  • общения,
  • уверенного поведения,
  • семейную терапию,
  • обучение умению справляться с остаточными симптомами психоза.

Практика показывает, что чем раньше начинается реабилитационная работа, тем успешней проходит восстановление социальных навыков, а значит, тем меньше последствий оставляет болезнь.

При выборе вида профессиональной деятельности необходимо учитывать новые особенности личности больного и его способности. Правильно подобранная работа помогает носителю расстройства реализовать себя, обеспечить свои финансовые потребности, способствует социализации и, как следствие, помогает справиться с болезнью, не допустить ее рецидива.

Трудовая реабилитация предусматривает прохождение трех этапов:

  • В зависимости от того учился или работал заболевший, имеющейся симптоматики расстройства, утраты трудовых навыков, пожеланий носителя расстройства больному можно продолжить выполнять тот вид деятельности, которым он занимался до болезни. В случае утраты имевшихся трудовых навыков больному рекомендуется прохождение тренингов с отработкой действий, направленных на их восстановление. Первое время в таких случаях применяется защищенное трудоустройство – больной работает под контролем соцработника или врача в упрощенном режиме.
  • Затем предусмотрено «переходное» трудоустройство, при котором больные работают в обычных условиях на предприятиях, но под присмотром специалистов по трудовой реабилитации.
  • Следующим этапом является трудоустройство на общих основаниях. В современных условиях принято опускать первые два этапа трудовой реабилитации и сразу переходить к последнему с обучением на рабочем месте. Однако, несмотря на такое упрощение процедуры, первое время больной работает под наблюдением соцработников.
Читайте также:  Можно ли понять что у тебя шизофрения

Универсальных советов относительно трудоустройства и выбора новой профессии для больных шизофреническим расстройством не существует: кто-то способен добиться высоких результатов, выполняя исследовательские виды деятельности, для кого-то подойдут творческие профессии, а кто-то сможет выполнять только несложные физические манипуляции.

Существует ряд профессий, связанных с особыми производственными вредностями, которые способны принести вред здоровому человеку, не говоря о тех, у кого уже имеются проблемы. В перечень не рекомендуемых для больных шизофренией профессий включены следующие:

  • Профессии, предусматривающие трудовую деятельность, связанную с нарушением циклических биоритмов. Частые ночные смены могут спровоцировать ухудшение состояния больного.
  • Не рекомендуется для носителя шизофренического расстройства работа, которая сопряжена с выраженным психоэмоциональным напряжением. Завышенные требования, конфликты способны негативным образом отразиться на состоянии больного и спровоцировать рецидив расстройства.
  • Придется так же отказаться от работы, которая связана с бредовой симптоматикой больного либо с кем-то конкретным из коллектива.
  • Не рекомендуется психически нездоровым людям работа, связанная с опасностью – электричеством, огнем, газом.
  • Запрещаются людям, страдающим психическими расстройствами, все виды деятельности, связанные с контактом с оружием: вооруженная охрана, военные. В связи с этим при приобретении оружия или устройстве на работу, связанную с оружием, требуется прохождение медкомиссии.

Современная действительность отличается особой жесткостью. Завышенные требования к человеку, безработица не позволяют найти достойную, интересную работу здоровым людям, что тогда говорить о больных, имеющих такой страшный диагноз как шизофрения. Устроиться на хорошую работу или сохранить имеющуюся практически нереально.

Несмотря на то, что сейчас непринято указывать вид конкретного заболевания, о наличии психического расстройства у соискателя рано или поздно станет известно. Любой уважающий себя начальник отдела кадров, прежде чем принять в свой коллектив человека, «наведет о нем справки». И далеко не все работодатели и сотрудники согласятся работать с больным человеком. В некоторых случаях работодателю и узнавать ничего не нужно, у больных явно просматриваются странности поведения.

Несмотря на такое безрадостное положение дел, отчаиваться все же не стоит. Во-первых, не все люди избегают контактов с психически нездоровыми людьми; во-вторых, ситуация, благодаря всеобщему психопросвещению, обещает со временем стать лучше; а в третьих, существует ряд видов деятельности, которые не требуют трудоустройства: творчество, работа на дому, предпринимательство.

Больным с шизофреническим расстройством, не имеющим инвалидности можно работать на обычных предприятиях, инвалидам II группы — в мастерских при диспансерах, инвалидам III группы – на предприятиях и организациях с учетом рекомендаций лечащего врача.

Что касается конкретных видов деятельности, то больным с диагнозом «шизофрения» без группы можно работать в библиотеках, научных лабораториях, на производстве, в области просвещения и культуры. При отсутствии ограничений и позитивной симптоматики, сохранении навыков и знаний они могут выполнять работу лифтера, слесаря, инженера, бухгалтера, секретаря-референта, редактора, преподавателя ВУЗа, врача, руководителя среднего звена.

Жизнь многих знаменитостей является прямым доказательством того, что психическое расстройство не может стать причиной невозможности самореализации. Несмотря на закрытость общества и наличие ряда ограничений, эти люди смогли доказать не только самим себе, но и всему миру, что шизофрения – это не приговор.

Огромные возможности таким людям предоставляет творчество. Оно не ограничивает человека ни в чем, а напротив, создает условия для самовыражения. Среди таких людей великий живописец Винсент Ван Гог. Своеобразное восприятие действительности нашло отражение в его трудах, сделав его всемирно известным.

Этим же расстройством страдал Антонио Гауди, великий испанский архитектор. Данная патология была диагностирована у знаменитого джазмена Тома Харелла и у писателя Филлипа К. Дика, получившего известность благодаря роману «Воспоминания оптом и в розницу», по которому был снят фильм со Шварценеггером «Вспомнить все».

Примеры жизни этих по-настоящему великих людей, сумевших использовать свой недуг, подталкивают к пониманию истины, что человек способен сам строить свою жизнь независимо ни от каких обстоятельств.