Заикание у детей пение музыка

Вы никогда не замечали, как ваш ребенок начинает повторять одно и то же слово или звук во время эмоционального рассказа? Я столкнулась с этой проблемой, когда моя Настенька в возрасте четырех лет начала говорить с запинками, паузами и прерываниями. Иногда она повторяла слоги и словосочетания.

Содержание статьи:

Логопед объяснил, что подобное нарушение речи может быть вызвано множеством причин и носит название «логоневроз». Оказывается, заикание несет определенную опасность для человека. Поэтому важно избавиться от него еще в детском возрасте. Я выбрала в качестве метода борьбы с логоневрозом пение.

Дети дошкольного возраста еще только познают окружающий мир и людей. Даже малозначительная ситуация кажется им волнительной. Я стала замечать, что появление запинок в речи у дочери связано с психологическими причинами.

А именно она заикалась в следующих ситуациях:

  1. Общение с незнакомыми людьми.
  2. В аудитории, где много людей.
  3. Необходимость отстаивания своей точки зрения.

Ни у кого из моей семьи или родственников мужа подобных проблем не было. Вполне возможно, что нарушение речи стало следствием поражения ЦНС . Именно с таким диагнозом нас выписали из родительного дома.

Самостоятельно выявить причину заикания не так-то просто. Поэтому при первых признаках нарушения речи стоит обратиться к специалисту, который выявит форму заболевания и провоцирующие факторы .

Мы долго думали, в какую секцию отдать ребенка. Настя любит петь, часто устраивает нам с мужем целые концертные представления. У нее прекрасный слух и есть чувства ритма.

На вокал мы отдали ее и по другим причинам:

  1. Пение развивает мозг. Вокал тренирует память, ребенок учится запоминать тексты.
  2. Повышение уверенности в себе. Если малыш выступает на сцене с ранних лет, это пригодится ему во взрослой жизни. Не секрет, что успехов добивается тот, кто уверен в себе больше, чем другие.
  3. Полезное времяпровождение. Если ребенок ничем не занят, у него остается много энергии, которую нужно куда-то направлять.
  4. Культурное просвещение. Занятия пением предусматривают знакомство с нотами, композиторами и их произведениями. Ребенок с музыкальным образованием обладает более тонким вкусом.
  5. Дисциплина и упорство. Ребенок учится добиваться поставленных целей.

В группе Настя оказалась самой младшей. Остальным девчонкам уже исполнилось по 5 лет. Несмотря на юный возраст, дочка успешно справлялась с программой занятий. Учитель подбирал для девочек репертуар, который соответствует объему их голоса.

Каждые три месяца в секции проводят показательные выступления. Мы приходим всей семьей посмотреть на Настеньку. Приятно видеть, как эти крохи поют песни о маме, весне и Родине. Скоро дочку ждет сольное выступление на городском конкурсе. Я уверена, что у нее все получится!

Наверняка, многие слышали о целебных свойствах музыки. Пение также благотворно влияет на организм человека.

Его польза заключается в следующем:

  • Выработка гормона радости.
  • Избавление от бессонницы.
  • Повышение иммунитета к стрессам.

Во время пения ребенок учится работать со звуками (интервалами, силой, ритмом, высотой и т.д.). Он снимает внутреннее напряжение, достигает равновесия речи .

Вокал – это в своем роде искусство правильного дыхания. Сегодня никого не удивляет, что доктор выписывает больному бронхиальной астмой занятия пением.

Ученые давно доказали, что регулярное исполнение различных композиций избавляет от заикания. Происходит это из-за того, что в процессе пения одно слово плавно перетекает в другое, сливаясь с музыкой. Основное препятствие, которое заключается в произношении первой буквы, сглаживается.

Уже через 8 месяцев после занятий вокальным искусством моя дочь справилась с легкой формой заикания. Исчезли речевые дефекты – запинки, повторения. Ее голос стал звучать громче и увереннее. Проблемы с произношением исчезли сами собой.

Если у вашего ребенка средняя или сложная форма логоневроза, то вылечиться с помощью одного пения вряд ли получится . Зато оно может стать частью комплексной терапии, хуже от этого точно не будет.

В качестве профилактики заикания мы занимались голосовой и мышечной гимнастиками. Во время них кроха должен держать головку прямо и смотреть на вас.

Выполняются упражнения следующим образом:

  1. Поют гласные в различных комбинациях: АААОООУУУИИИ и т.д. При этом регулируют громкость. Поочередно издают звуки то тихо, то громко.
  2. Меняют интонацию при распевке. Поют грустно, весело, ласково, сердито и т.п.
  3. Изображают звуки предметов. Например, удар мяча об стену или пол.

Во время заикания ребенок начинает напрягать мышцы лица и шеи, ему будто не хватает воздуха. Поэтому важно научить его расслабляться. Для этого попросите его крепко сжать кулаки на несколько секунд, а потом максимально расслабиться. Такое упражнение можно проделывать с любой частью тела. Эффективны также тренировки мышц артикуляционного аппарата . Во время них малыш надувает и спускает щеки, хлопает губами, как рыбка.

В заключение хотелось бы дать несколько советов родителям, чьи дети страдают логоневрозом:

  • Не нужно кричать на ребенка, выяснять при нем отношения. Важно оградить его от стресса.
  • Обратите внимание на ситуации, при которых малыш начинает заикаться.
  • Говорите со своим чадом четко, медленно и понятно.
  • Если малышу некомфортно, не надо заставлять его говорить.
  • Уделите особое внимание профилактике простудных заболеваний, укреплению иммунитета и питательному рациону.

Если у ребенка нет проблем с речью, это не повод отказываться от занятий вокалом. Пение способствует улучшению психического и эмоционального состояния малыша, устранению комплексов и страхов . Учите своих детей петь и водите их в музыкальные кружки. Вы увидите, как изменится в лучшую сторону ваш малыш и поймете слова Генриха Гейне: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка».

источник

Проблема заикания волнует многих родителей. Считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. В начальной стадии этот дефект имеет обычно легкую форму. В плане коррекции это сложный, длительный процесс, требующий от логопеда высокого профессионализма, терпения, владения методиками и умения строить коррекционную работу с позиции личностно-ориентированного подхода к ребенку.

Нарушение артикуляции, голоса, дыхания и ритма создают предпосылки для возникновения судорожной речи.

Для снижения судорожности у заикающихся детей эффективно использовать песенки-попевки, что способствует отработке наиболее трудных моторно произносимых звуков.

Такие понятия, как интонация, ритм, паузы являются общими для речи и музыки.

Пение связано с напевностью разговорной речи, и богатством связей между интонацией и ритмикой языка. Оно является самым доступным и любимым видом музыкальной деятельности детей, вызывает положительные эмоции, нормализует мышечный тонус.

При пении симптомы заикания, судорожные спазмы постепенно исчезают.

Именно оно обладает всеми необходимыми свойствами: протяженностью, ритмичностью, слитностью. Используя и меняя эти три главные особенности пения, мы постепенно приближаем его к необычной, медленной, слегка напевной речи, через ускорение ритма и сокращение протяженности гласных звуков.

Через систему вокальных упражнений ребенок постепенно освобождается от судорожности в речи, что создает предпосылки исчезновения страха речи, формируется уверенность в своих силах.

Каждый логопед строит свою коррекционную работу в тесной связи с музыкальным руководителем дошкольного учреждения, так как любое занятие начинается с музыкальных упражнений песенок-попевок, песенок-распевок. Это, как правило, короткий текст, создающий яркий образ.

Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная!

Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота
Отыщи-ка там кота.

Этот образ близок и знаком детям, поэтому вызывает положительные эмоции. В работе над песенками-попевками решаются следующие логопедические задачи:

— отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения;
— отработка правильного дыхания во время пения и умение распределить его на всю фразу;
— отработка темпа и ритма речи;
— устранение судорожных спазмов в процессе вокальных упражнений;
— развитие эмоциональной сферы детей.

При заикании для отработки звучания гласных и взрывных согласных звуков используются чистоговорки. Они имеют ряд педагогически целесообразных преимуществ в работе с заикающимися:

1. Ритмическая рифмовка чистоговорок помогает развитию просодических компонентов речи: темпа и ритма, интонационной выразительности.

2. В чистоговорках отрабатываемый звук прочнее входит в речь, и в дальнейшем легче используется в речевой практике.

Читайте также:  Начинающая деменция у пожилых людей

При пении чистоговорок у детей с заиканием отрабатываются определенные умения и навыки:

— петь негромко, легким голосом, без напряжения, используя мягкую голосовую атаку;
— петь в темпе, близком к разговорной речи.

Рытова Екатерина Владимировна,
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №5
комбинированного вида»,
г. Судогда

источник

Настасья, эти песенки реально помогают!! Мы поем с нашими детками эти «дыхательные» песенки (так мы их называем) ежедневно.

Программа Лазарева M.JI. впервые предложила оздоровление детей на основе музыкальной психорегуляции дыхания, т.е. на базе пения. Сам процесс пения рассматривается как вокально-речевой процесс, в котором на дыхание «нанизывается»:

 Эмоциональная реакция — «вокал».
 Интеллектуальная — идея, смысл текста.
 Моторная деятельность — речь.

Песни влияют на эмоциональную сферу ребенка, меняют настроение ребенка, позволяют почувствовать себя здесь и сейчас у моря, среди цветов, друзей зверюшек, таким образом отвлечься от болезни. Оживляя эмоциональную сферу, восстанавливается иммунобиологический процесс, и дети реже болеют. Давно известно, что большое количество негативных эмоций снижает иммунитет ребенка, а с помощью хорошей песни, игры, доброжелательной обстановки эмоциональный тонус повышается.

Кроме того, с помощью пения развивается экспрессия ребенка: дыхательная, речевая, двигательная, мимистическая. Развиваются музыкально- сенсорные навыки:

 «внешний слух» — способность слышать вокруг себя звуки,
 «внутренний слух» — способность слышать музыку внутри себя, чувство ритма, чистота интонации, динамика,
 звуковысотный слух, укрепляются мышцы органов дыхания и голосового аппарата, улучшает здоровье, укрепляет легкие, а повышает качество пения.

По мнению лучших врачей и других специалистов: пение — лучшая форма дыхательной гимнастики.

ПЕНИЕ как одно из СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ заикания
Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е. есть в момент становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает коммуникативные возможности. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться дыханием, свободно говорить и общаться. Ребенок получает специальные инструкции: «Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори — медленно, плавно, спокойно».

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание. Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося ребенка связан, прежде всего, с коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Вокальное и хоровое пение испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение — работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом — стихотворением, песней — получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

Во время ПЕНИЯ у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.
В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми на музыкальных занятиях уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучаем детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т.д., используя дирижерский жест. Объясняем и показываем, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

источник

Лечение заикания песней
tags: лечение, рекомендации, школьник


Недавно мне довелось посмотреть, а вернее послушать, интервью известного актера Василия Ланового одной украинской телекомпании. Для людей постарше эта фамилия говорит об очень многом. Для молодых подскажу, что этот актера они могут посмотреть в фильмах: Алые паруса, Павел Корчагин, Офицеры, Дни Турбинных и еще во многих фильмах. Но речь не об актерском таланте Ланового. В интервью, которое я услышал, Василий Семенович рассказал, что в детстве он заикался. И когда семья переехала из Украины в Москву и он пошел в школу , одна учительница решила помочь мальчику избавится от недуга. В качестве лекарственного средства от заикания она выбрала украинские песни. После нескольких месяцев такого лечения заикание ушло.

Вот такую историю рассказал В.Лановой. Сомневаться в словах известнейшего актера не хочется. Но, тем не менее, я решил покопаться и подробнее разобраться в вопросе влияния пения на заикание.

Я много лет увлекаюсь бардовской песней. Однажды к нам в клуб (КСП) пришел молодой симпатичный парень, который сильно заикался. Но стоило ему взять в руки гитару и запеть – заикание исчезало. Исчезало без какого-либо намека на дефект речи. Но когда песня заканчивалась – заикание возвращалось. Я представляю, какое чувство испытывал Андрей (так звали нашего друга), когда выходил на сцену и пел. Для него песня значила гораздо больше, чем для всех нас. В песне он был свободен. И еще. Когда Андрей читал стихи заикание тоже сдавало свои позиции. Потом он уехал в Канаду, и я не знаю, избавился ли он от недуга.

Так в чем же причина? Каким образом пение заставляет заикание отступить? И почему украинские песни выделила учительница В.Ланового?

Для начала разберемся в самой песне.

Песня — это наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией (Википедия).

В большинстве народных, особенно украинских песен, между словами почти нет пауз. А, как известно, одно из препятствий, которое стоит перед заикающимся, это произношение первого звука в слове . В песне одно слово перетекает в другое, как бы льется вместе с музыкой.

Плюс к тому слова песни известны, заучены. То есть, как бы отрепетированы переходы от одного слова к другому . В реальной жизни слова рождаются в онлайн режиме. Отсюда и трудности.

Кстати (хотя не очень и кстати), многие заикающиеся и незаученный текст могут произносить без заикания. Это когда мы очень раздражены и слова (зачастую нецензурные) так и сыплются на раздражителя. И здесь, как говорят специалисты, в ход идет мощнейшее оружие от заикания – высокая форманта . Но не о ней сейчас речь.

Еще одна особенность песни – это ее ритмическая составляющая . А ритмичная речь является одним из способов коррекции заикания. Поэтому многие заикающиеся и стихи читают без заикания.

Читайте также:  Конспект занятия по заиканию с презентацией

Если поющий еще и аккомпанирует себе игрой на гитаре или на фортепиано – то тут подключается еще один способ коррекции речи (метод Л.З.Арутюнян), при котором речь как бы запускается рукой, устраняя спазматические задержки , определяет темп, ритм речи.

Но все вышесказанное относится к легкой форме заикания. С тяжелой формой все гораздо сложнее. И песнями здесь не поможешь . А вот в качестве профилактики заикания пение с ребенком принесет большую пользу. Плюс ко всему пение – это тренировка мышц гортани и языка. Это хорошая тренировка речевого дыхания. И пойте с чувством и настроением.

И все-таки, мог ли В.Лановой вылечить заикание украинскими песнями? Мог. Просто у него была легкая форма заикания. А украинские песни протяжные. Слоги в этих песнях длинные. И плюс все вышесказанное подарило нашему театру и кинематографу замечательного актера.

ключевые слова: лечение заикания, песни

Также рекомендуем:
В детстве я заикался. Причем сильно — едва фразу мог договорить. Брюс Уиллис о своей жизни.
Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи, звуки певческого голоса имеют точную высоту, могут долго длиться.
Хотите вылечить заикание? Предлагаю вам видеоурок лечения БризМейкером. Эта программа помогает.

источник

Оксана Голубева
Статья «Роль пения в устранении заикания»

Роль пения в устранении заикания.

Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение — работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом — стихотворением, песней — получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

В нашем детском саду используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание: музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.

Как форма углубленной работы по коррекции заикания используется пение. Во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.

В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Развиваем у детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т. д., используя дирижерский жест. Объясняем и показываем, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

Первоначально детям предлагаются песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивается. Затем переходим к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропеваем мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Поем слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, используем пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз. Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравятся, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.

Работая над дикцией, разъясняем смысловое значение слов. Проговариваем слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Поем a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Игра «Угадай-ка?»: детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно — показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включаем дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.

Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывание, отстукивание, притопывание ритмического рисунка слов, фраз, попевок, вступлений к песням. Используем деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учим детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.

У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений помогают игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.

И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагаем детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.

При выборе песен для разучивания обращаем внимание на их соответствие возможностям наших детей, включающие следующие характеристики:

• доступное содержание и удобный для произношения текст;

• наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;

• нисходящая мелодия песен (она более удобна, т. к. дыхание в начале пения более сильное);

• фразы не очень длинные (особенно в начале обучающего периода, постепенный переход от более коротких фраз к более длинным);

• темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый.

В течение всего учебного года дети разучивают много песен, но часто из-за недостаточного развития памяти их забывают. Чтобы этого не происходило, желательно повторять ранее выученные песни. Можно устроить концерты, провести развлечения «Угадай мелодию», поиграть в музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогают вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Дети поют песни в группе самостоятельно, с воспитателями, с учителем-логопедом, используя записи на CD. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых, любимых песен в самостоятельную или игровую деятельность, то значит, песни ему понравились, и он их запомнил надолго.

Читайте также:  Эмоциональная сфера и школьная тревожность

Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.

Дифференцированный подход при коррекции невротической и неврозоподобной форм заикания Проблема исследования:поиск и выбор особого дифференцированного подхода, способствующего формированию коммуникативной компетентности у младших.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

источник

В системе коррекционной работы по преодолению заикания используется логопедическая ритмика.

Одним из важных её разделов является пение, которое представляет большие возможности воздействия на речь.

Речевая и певческие функции тесно связаны между собой.

Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои впечатления. Пение способствует ослаблению общего мышечного напряжения, а также напряжения мышц, участвующих в речи: дыхательных, голосовых, вызывает положительные эмоции. Пение способствует развитию музыкальности, накоплению прочных музыкальных навыков. Правильное пение позволяет полноценно организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией. Так же, пение развивает силу, диапазон звучания, тембр голоса. Через пение возможно комплексно нормализовать компоненты речи, которые при заикании нарушены. Пение играет важную роль при коррекции заикания.

При обучении детей пению необходимо опираться на речевой опыт ребёнка, следует также учитывать психические и физические особенности развития ребёнка.

Очень важно, чтобы в пении была непринуждённость голосоизвлечения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным голосом, и только в этом случае у детей разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Дыхание должно быть с естественным непринуждённым вдохом, плавным, без толчков выдохом, звучание должно быть мягким.

В систему комплексной работы с заикающимися дошкольниками должны входить музыкально-двигательные упражнения для воспитания непринуждённого голосоизвлечения. Музыкально-двигательные упражнения используются в начале работы над голосом. Кроме хороводов, маршировки, разных танцевальных упражнений, большую роль играет развитие плавных, свободных движений рук, мелкой моторики кисти. Обучение плавным, свободным движениям рук осуществляется на расслаблении.

Перечень музыкально-двигательных упражнений:

1. «Качание рук с лентами» польская народная мелодия;

2. «Полоскать платочек» русская народная мелодия;

3. «Ветерок и ветер» муз. Л.Бетховена «Лендлер»;

4. «Большие крылья» армянская народная мелодия;

5. «Рисуем на песке» муз. В.Ребикова.

Речь заикающихся детей сопровождается напряжением артикуляционных мышц. Движения губ не выражены. Звуки, особенно гласные произносятся нечётко. Для снятия напряжения и активизации мышечных групп артикуляционного аппарата, гортани применяются специальные упражнения. В этих упражнениях особое внимание уделяется положению нижней челюсти. Освобождение нижней челюсти снимает напряжение не только с артикуляционных мышц, но и мышц гортани.

Упражнения для раскрепощения артикуляционных мышц и мышц гортани.

Цель: привести в движение нижнюю челюсть, добиваться свободного раскрытия рта.

Цель: научить детей находить правильное положение нижней челюсти, свободно открывать рот.

Цель: разомкнуть челюсти, расслабить щеки и губы.

Цель: ощущение расслабления мышц артикуляционного аппарата, мышц гортани. Постоянная судорожность дыхательных, артикуляционных мышц, мышц гортани приводит к нарушению голоса.

Работу над голосом нужно начинать со звука «У». Следует обратить внимание детей как нехорошо, некрасиво звучит гласный «У», когда рот скован, а если его открывать свободно, легко, звук становится мягким, нежным. Таким же образом нужно добиваться мягкой атаки, лёгкости звукоизвлечения на остальных гласных «О», «А».

Сначала с детьми надо пропевать долгие звуки плавно, затем быстро. В упражнениях необходимо использовать движения рук кисти, ручные знаки. Это всё поможет ребёнку находить правильное положение нижней челюсти, свободно раскрывать рот. Главное в пении, чтобы губы и челюсть не были зажатыми. В коррекции заикания при пении положительную роль играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы. Песни для детей необходимо подбирать с напевной и плавной мелодией, несложным ритмическим рисунком. Песни должны быть простые, чтобы ребёнок легко их запоминал, насыщенные опорными гласными.

Педагогу надо стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошёл до каждого ребёнка, увлёк его. Эмоционально исполненная песня – это залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. В работе с детьми необходимо использовать металлофоны. Они могут быть применены при обучении детей пению, ознакомлении со звуковысотностью.

Подбирание на металлофоне по слуху знакомых песен способствует развитию музыкальных слуховых представлений. Использование металлофонов даёт возможность привлечь детей к музыкальной деятельности дома, разучиванию и подбиранию песен и их исполнению.

В своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Бывает на занятиях в поле зрения педагога находятся активные дети, а пассивные дети остаются незамеченными, недостатки их не исправляются.

В пении воспитываются качества, которые оказываются полезными при коррекции заикания. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребёнка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребёнка.

Пение значительно улучшает речь заикающихся. Это оказывается возможным благодаря существованию закономерностей, которые являются общими для речевой и певческой функций.

источник

Для того, что бы заказать звонок, заполните данную форму.

О лечебном влиянии музыки на организм человека известно давно. Еще Пифагор «смешивал мелодии, как лекарства». Эксперименты ученых современности подтвердили, что музыка оказывает исцеляющее воздействие – надо просто правильно подобрать мелодии. В ряде стран в аптеках продаются музыкальные альбомы, названные, к примеру, «Бессонница», «Заикание». Да-да, и лечение заикания музыкой тоже возможно. Каким образом? Об этом ниже.

Заикание у детей, к сожалению, довольно распространенная проблема. Ребятишки, страдающие заиканием, испытывают трудности в общении и психологический дискомфорт. Логопед для детей советует в качестве одного из методов преодоления заикания обучение музыке . Пение – и хоровое, и сольное – помогает достичь внутреннего комфорта и получить психологическую поддержку, способствующую исчезновению заикания.

На музыкальных занятиях, которые посещают заикающиеся дети, педагог уделяет внимание и всем ребятишкам одновременно (хору), и каждому малышу индивидуально. На такие занятия можно приходить в специальный детский сад, а можно — в центр развития .

Специалист работает над формированием у малыша певческого дыхания и артикуляции, улучшением музыкального слуха и памяти, расширением силы и диапазона голоса.

При обучении правильному дыханию можно обращаться к образному мышлению. Пусть малыш представит, что вдыхает цветочный аромат или задувает свечу. А впоследствии придет и понимание, как правильно расходовать дыхание.

Крайне важно, чтобы малыш научился правильно дышать перед тем, как начнет петь, а также перед началом и завершением музыкальной фразы. Еще можно посоветовать игру «Эхо»: хор повторяет за взрослым слоги из гласных.

Прекрасные помощники в лечении заикания — игры-сценки, хороводы и другие ритмические музыкальные упражнения. Малыш будто забывает о проблеме, становясь с каждым разом свободнее и психологически раскрепощаясь. При подборе репертуара необходимо обращать внимание на удобный для произношения темп. От умеренного темпа к быстрому переходят постепенно, чтобы ребятишкам было легче.

Говоря о лечении заикания с помощью музыки, упомянем удивительную историю, которая произошла с Жераром Депардье. В детстве он страдал заиканием. Ему посоветовали обратиться к отоларингологу Альфреду Томатису, который полагал, что музыка – в особенности произведения Моцарта – излечивает людей. И действительно, через три недели ежедневных сеансов прослушивания музыки великого композитора заикание ушло.

Чудо? Возможно, и так. Но это работает! Музыка действительно способна исцелить многие заболевания, и заикание в том числе.

источник