Арт терапия при тревожности младших школьников

Арт- терапия основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и в творческой деятельности. Ее целью явля­ется гармонизация развития личности через развитие способ­ности самовыражения и самопознания.

Метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Се­ченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осу­ществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществ­ления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в груп­пах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы не­обходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное мож­но осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом.

Наиболее эффективно использовать рисование в коррекционной работе с детьми в возрасте 5-11 лет. Это период активного интереса к рисованию. Здесь дети рисуют непринужденно и сво­бодно. При этом рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, модели­рование взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, таких как страх. Через рисунки можно лучше понять глубокие переживания детей и не всегда раскры­ваемые, например, при непосредственной беседе. Ведь немно­гие дети с готовностью соглашаются с тем, что у них есть про­блемы (даже если родители утверждают о наличии у детей стра­хов и ночных кошмаров). Но даже те дети, которые могут при­знаться в своих страхах и несчастьях, не могут вести дискуссию о своих проблемах.

Для устранения страхов применяется определенным образом на­правленное рисование. В большой степени это относится к стра­хам, порожденным воображением, то есть то, что никогда не проис­ходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реально травмирующих событиях, но про­изошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Рисование страхов может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение к различ­ным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Отождествляя себя с положительными и сильными героями, ребенок борется со злом: участвует в сражениях, побеждает врагов и т.д. У него возникает ощущение уверенности в своих способностях противостоять злу и насилию.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как спо­соб моделирования взаимоотношений и выражение различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Рисование страхов дает эффект, почти неразличимый для маль­чиков и девочек. Рисовать дети должны совершенно самостоя­тельно, без помощи взрослых. Необходимо сказать, что рисова­ние страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное рисовать их все, без исключения.

С помощью рисунков можно устранить страхи, имеющие пре­имущественно конкретный и, главное, графически воспроизво­димый характер, вроде страхов животных, насекомых, чудовищ, огня (пожара), а также возникающих в темноте, сновидениях и т.д. Менее эффективно удаление страхов отвлеченно-абстракт­ного характера в виде страхов неизвестного, насилия, несчас­тья, заболевания и смерти. Но если, к примеру, страх неизвест­ного, насилия ассоциируется с бандитами, разбойниками, т.е. с конкретными лицами, то результаты от использования рисунков могут быть вполне удовлетворительными. То же относится к на­вязчивым страхам заболевания и смерти в результате зараже­ния микробами. Отсутствует эффект при рисовании сверхцен­ных страхов за других лиц, прежде всего близких. Потому, что эти страхи образуются за счет неправильных логических пост­роений и находятся в сознании, в то время как предыдущие стра­хи гнездятся в подсознании и за счет рисунков переводятся в сферу сознания, где с ними можно работать описанными мето­дами. При работе со сверхценными страхами необходимо, преж­де всего, «докопаться» до их подсознательного источника (страх одиночества, страх остаться без защиты и т.п.), а затем, устра­нив первопричину, работать с ошибками логических построений.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается и в тех случаях, когда то или иное пугающее событие недавно име­ло место, например, застревание в лифте, укус собаки, избие­ние, пожар и т.д. Тогда более целесообразно применение игры и расслабление с постепенным воспроизведением в сознании пси­хологической травмы и изменение отношения к ней.

Психокоррекция страхов посредствам рисунков начинается с выяснения их характера в беседе и игре, после чего ребенку пред­лагается нарисовать свой страх. Заранее указывается, что не имеет значения качество рисунков.

Поскольку не дается инструкций, как рисовать страхи, то ре­бенок может не нарисовать себя. При этом, как правило, отме­чается менее выраженный эффект от рисования страхов. В лю­бом случае является целесообразным изображение ребенком себя — боящегося на одном листе, т.е. себя и пугающий объект, а на другом — не боящегося. «Нарисуй на одном рисунке себя и то, что ты боишься, а на другом, — что ты этого уже не боишься». Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать, если он сам так не сделает — нарисовать себя более крупным или как-либо за­щищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пугающему предмету. Ребенок описывает те действия, которые, как он полагает, «страшилище» может сделать с ним (ударить, укусить и пр.).

Нарисуй рядом с (название страшилища) себя. Если ребенок согласиться, то важно проследить, что произойдет дальше, если отказался — надо продолжить разговор:

А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет?

А если ты замахнешься палкой, то ведь страшилище может испугаться?

Вопросительная форма дает возможность ребенку дальше про­должать предложенную ему ситуацию: страшилище и он с палкой в руках. На этом же или другом рисунке можно тут же провести сти­рание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам про­вел это действие, при этом надо повторять фразы, подобно следу­ющим: «Вот и нет (название предмета)», «Смотри, ты его испугал».

Если рисунок сделан не мелом на доске или простым каранда­шом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняет­ся штриховка, которая бы символизировала клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится.

Важно, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих стра­хов, преодолев внутренний психологический барьер неуверен­ности и страха своих страхов. Этим обеспечивается постепен­ная дезактуализация страха в сознании, овладение его образом, и, наконец, ребенок начинает верить в свои силы и возможности.

Следовательно, ребенок должен вначале осознать страх и изобразить его на рисунке. Затем он должен смоделировать си­туацию на другом месте таким образом, чтобы побороть этот страх. Последующее моделирование на рисунке психотравмирующей ситуации является по существу перестройкой отношения под влиянием косвенного (установочного) внушения. Последнее представляет собой выражения веры в возможности ребенка, подчеркнутое контрастом «Ты боишься — ты уже не боишься». Рисование дает ребенку возможности для символического отреагирования страха. Так, на рисунках он бросает Бабу-Ягу в костер, отрубает дракону голову и т.д.

Страх можно вылепить. Когда малыш закончит лепку, похвали­те его произведение и скажите: «Чтобы этот страх никогда боль­ше никого не пугал. Надо его уничтожить!». И ребенок сжимает в комок то, что он только что вылепил. Сам факт получения задания определенным образом органи­зует деятельность детей и мобилизует их на работу со своими страхами. Решиться рисовать — это значит непосредственно со­прикоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и це­ленаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. В процессе ри­сования объект страха все менее и менее представляет из себя застывшее психологическое образование. Он сознательно под­вергается манипуляции и творчески преобразуется. Проявляю­щийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовлетворением от выполненного задания.

В заключении работы рисунки просматриваются вместе — психо­логом и ребенком. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. выражает словами свой страх. После просмотра ри­сунков следует замечание психолога: Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». После каждого рисунка, воп­роса психолога и ответа ребенка необходимо выразить ему свое одобрение словами «хорошо», «что дальше?». Если положительного эффекта еще пока нет, то рисунок может быть отложен без коммен­тариев в сторону или сопровождаться словами «ничего», «всему свое время», «идем дальше» и т.д. После окончания обсуждения рисун­ков называются те страхи, в отношении которых достигнут положи­тельный эффект. Ребенка необходимо похвалить, можно подарить ему игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который таким образом «принял» их на себя, освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается о том, что страхи отныне будут находится в ящике стола или шкафу, «закрыты» там навсегда.

Игровая коррекция страхов

Игровая психокоррекция основана на принципах динамики пси­хического развития и позволяет отреагировать эмоциональное напряжение, а также способствует ролевому моделированию разнообразных путей решения проблем ребенка. Этот метод наи­более успешен в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, когда происходит ин­тенсивный процесс ролевого развития личности.

Физиологическая обусловленность применения игротерапии в психокоррекционной работе с детьми связана с исследования­ми A.M. Вейн, А.И. Захарова, О.А. Колосова, А.Д. Соловьева. В них раскрывается функциональная специализация больших по­лушарий головного мозга и отмечается возможность восстанов­ления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.

Изменение психологического состояния ребенка происходит по­тому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства пережива­ются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра является естественным способом выражения «я» человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спон­танные подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение вла­деть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственнос­ти. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады, заставляющее более критически взгля­нуть на себя и как-то перестроиться. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с тре­бованиями группы. Подражание в игре любимым героям помога­ет побороть как страх, так и испуг.

Цели психологически направленных игр состоят, в первую оче­редь, в снятии торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одно­временно это предупреждение неуверенности в себе и застен­чивости или их коррекция, если они уже являются характероло­гическими особенностями ребенка.

Песочная терапия

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов — педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось бы все очень просто. Но именно это простое естественное для человека действие хранит уникальную тайну бытия все приходит и уходит нет ничего такого что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту тайну человек достигает состояния равновесия в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха.

Естественно, такой терапевтический эффект игры с песком не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям. Созданный ученицей и последовательницей Юнга Дорой Калфф метод «sand play» (песочная терапия) долгое время существовал исключительно в юнгианской парадигме построенные клиентом песочные композиции не интерпретировались ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазии клиента что в свою очередь позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо и особенности переживаний клиента. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы сюжета событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

Читайте также:  Ч спилбергер выделяет два вида тревожности

источник

«Арт-терапия как средство коррекции страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста»

Арт-терапия как средство коррекции страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста

Теоретическое обоснование тренинга:

Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с. 386)

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Однако это совсем неидентичные термины. Тревога — это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1998). Однако помимо физиологических существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии.

В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую:

(дает дополнительный импульс)

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще, — во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу (Раншбург И., Поппер П., 1983).

Единичные, т. е. не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

Э. Изард (1999) трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх.

Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами (Раншбург И., Поппер П., 1983, Захаров А. И., 1997 и др.). Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.

В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходит страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 — страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В качестве такого рода дисфункциональных страхов будут рассматриваться внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов.

Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, «туннельного восприятия», но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия – такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Более подробно рассмотр ены приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования (изображение участником ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение). Экспрессивный рисунок, поделка являются безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка, аппликации можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.

Активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии позволяют также арт-терапевтические упражнения с песком. Невербальные средства позволяют обходить «цензуру сознания», поэтому они уникальны для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека. Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения – замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности – арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами.

источник

1 Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО» Кафедра педагогики и психологии профессионального образования КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ студентки 4 курса группы 411 АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ направления «Психолого-педагогическое образование» Института дополнительного профессионального образования Богданович Ирины Николаевны Научный руководитель: доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ИДПО СГУ к.психол.наук Зав. кафедрой к.пед.н., доцент подпись, дата подпись, дата Е.С.Гринина В.А. Ширяева Саратов 2017

2 ВВЕДЕНИЕ В современном мире стремительно растет количество тревожных детей. Такие дети характеризуются беспокойством, быстрой сменой настроения, им не присуща уверенность в себе и своих силах, всѐ это негативно сказывается на формировании психики ребенка.в школе повышенный уровень тревожности может быть вызван различными причинами: заниженной самооценкой, недостаточной поддержкой со стороны родителей или учителя, игнорированием взрослыми успехов младшего школьника, боязнью показать свои способности, завышенными требованиями педагогов, неприятностями в отношениях с друзьями и т.д. В свою очередь, у учащихся начальной школы тревожность может стать причиной различного рода нарушений психического развития. Частое переживание чувства тревоги, еѐ высокая интенсивность, повышение психологической напряженности появляется из-за накопления негативного опыта. Тревожность может стать устойчивым личностным образованием к годам. Для преодоления и предупреждения этого нежелательного явления следует осуществлять целенаправленную и своевременную психокоррекционную и психопрофилактическую работу. В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения тревожности у детей и разработка эффективных методов еѐ коррекции. В качестве одного из таких методом может рассматриваться арт-терапия. Арт-терапия одна из форм терапии творчеством и сопряжена со зрительными видами искусств (фотографией, архитектурой, скульптурой). Отечественные авторы отождествляют западный термин «арт-терапия» с «изо-терапией». Однако, в одну категорию разных видов лечения искусством совместно с арт-терапией, входят и терапия танцем, и музыкотерапия, и иппотерапия, и драма — терапия и т.д. В последние десятилетия арт-терапия, соединяя в себе успехи многих психологических подходов, оформляется в уникальный метод со своей методологией. 2

3 В психологии феномен тревожности раскрывается в работах З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, Дж.Тейлора, А. Прихожан. Р. Мэй и др. Особенности развития детей младшего школьного возраста исследовали В.С. Мухина, Л. С. Выготский, В.А. Прокофьева, В.В. Лебединский, И.В. Дубровина и др. Возможности арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений изучали А. Хилл, А. Эренцвейг, А.И. Копытин, Л. Д. Лебедева, М.В. Киселева, С.Левинштейн и др. Несмотря на имеющиеся работы в области феноменологии тревожности и возможностей еѐ коррекции данная проблема нуждается в дальнеийшем изучении. Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: возможности применения арт-терапии в коррекции тревожности детей младшего школьного возраста. Цель исследования: на основе изучения тревожности детей младшего школьного возраста разработать и апробировать программу еѐ коррекции средствами арт-терапии. Гипотеза исследования: для младших школьников характерен повышенный уровень тревожности. Использование арт-терапии в психокоррекционном процессе позволит снизить уровень тревожности детей рассматриваемой группы. Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2. Сформироватьпсиходиагностический комплекс, направленный на изучение тревожности у младших школьников. 3. Экспериментально изучить тревожность детей младшего школьного возраста. 4. Разработать и апробировать программу коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. 3

4 5. Выявить результативность работы по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Методологическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования феномена тревожности (З. Фрейда, К. Хорни, А.Фрейд, Дж. Тейлора, А. Прихожан. Р. Мэй и др); особенностей развития детей младшего школьного возраста (В.С. Мухина, Л. С. Выгодский, В.А. Прокофьева, В.В. Лебединский, И.В. Дубровина и др.); возможностей арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений (А. Хилл, А. Эренцвейг А.И. Копытин Л. Д. Лебедева М.В. Киселева С. Левинштейн и др). Методы исследования: теоретические: изучение психолого педагогической литературы; эмпирические: эксперимент, анализ продуктов деятельности (рисунков); методы количественной и качественной обработки результатов. Методики исследования: 1. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. 2. Методика определения самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн. 3. Проективная методика «Кактус» М. А. Панфилова. Экспериментальная база исследования. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей 3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова». Экспериментальная выборка. В исследовании приняло участие 56 учеников «Лицей 3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова»: 28 учащихся из 3 «А» класса и 28 учащихся 3 «Б» класса в возрасте 8-9 лет. Теоретическая значимость исследования. Настоящее исследование расширяет представления о тревожности детей младшего школьного возраста и возможностях еѐ коррекции. Практическая значимость исследования. Полученные в ходе экспериментального исследования данные, а также разработанная на их 4

5 основе программа коррекции тревожности младших школьников средствами арт-терапии могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения учащихся рассматриваемой категории. Выпускная квалификационная работасостоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, методологическая основа и используемые методы. В первой главе «Теоретические аспекты проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста» рассматриваются тревожность как психологический феномен, определяется понятие тревожност и в современной психологии; представлена психологическая характеристика детей младшего школьного возраста; рассматрива ются возможности применения арт-терапиив психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Понятие «тревожность» следует разделить с пониманием термина «тревога». Тревога негативно окрашенная эмоция, высказывающая чувство неопределенности, ожидание неприятных ситуаций, неопределенные предчувствия. В отличие от тревожности является сиюминутным, кратковременным переживанием. Российский исследователь М. Литвак утверждает, что тревога это эмоция, которая возникает при оценивании ситуации как неблагополучной. Личность не может ликвидировать источник тревоги то тревога может перерасти в страх. В противовес этому утверждению, психолог Кэрролл Изард предполагает, что тревога представляет собой сочетание нескольких видов эмоций, одной из которых является страх, а другими составляющими чувство печали, стыда и вины. Другой вид тревожности тревожность 5

6 ожиданий в социальном общении также негативно влияют на младшего школьника. Этот вид тревожности мешает общению со сверстниками, учителями и семьей. По мнению А. М, Прихожан, данная тревожность отличается тремя признаками 1. Постоянным чувством неприятного; 2. Соответствующими телесными откликами (усиление сердцебиения); 3. Осознание этого состояния [54]. Также в младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности может быть обусловлен недостаточной подготовкой к урокам, заниженной самооценкой, высокими требованиями, гипоопекой родителей. Арт-терапия помогает получить доступ к переживаниям тревожных школьников и правильно оказать им помощь. Тревожные дети погружены в свои переживания и любое проникновение в их внутренний мир может пробудить сильное чувство тревоги или агрессивные реакции. Проведение арт-терапевтических упражнений полезны при дезадаптации с целью психологической помощи младшим школьникам, испытывающим проблемы в освоении учебной деятельности. Во второй главе «Эмпирическое исследование тревожности у детей младшего школьного возраста» описаны цель, задачи и методика изучения тревожности детей младшего школьного возраста, анализируются его результаты. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: Первый этап эксперимента констатирующий. Он заключался в первичной диагностике тревожности у детей младшего школьного возраста. Второй этап эксперимента формирующий. На данном этапе была разработана и апробирована программа коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. 6

Читайте также:  Как быстро развивается деменция лобных долей

7 Третий этап эксперимента контрольный. Осуществлялся анализ эффективности коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Эксперимент проводился на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей 3 им. А.С. Пушкина Октябрьского района г. Саратова». В исследовании приняли участие 56 испытуемых: 26 учащихся 3 «А» класса и 30 учащихся 3 «Б» класса в возрасте от 8 до 9 лет. Данное исследование проводилось в период с сентября 2016 г. по декабрь 2016 г. Для решения задач экспериментального исследования использовались следующие психодиагностические методики: 1.Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. 2. Методика определения самооценки Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн. 3.Проективная методика «Кактус» М. А. Панфилова. В результате полученных данных на констатирующем этапе эксперимента при проведении всех описанных выше методик, можно сделать вывод, что для младших школьников характерен повышенный уровень тревожности. В связи с этим нами было принято решение о разработке и апробации программы коррекциитревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. В третьей главе «Программа коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии» представлена программа психологической коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии, особенности еѐ апробации. Для проверки эффективности психокоррекционной работы проведено контрольное исследование тревожности детей младшего школьного возраста и проанализированы полученные результаты. 7

8 На формирующем этапе эксперимента была разработана и апробирована программа коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Для реализации формирующего эксперимента испытуемые были разделены на две равнозначные в плане показателей тревожности группы. В экспериментальную группу вошли испытуемые, с которыми проводились занятия попсихологической коррекции тревожности средствами арт-терапии. С испытуемыми контрольной группы коррекционные занятия не проводились. Программа коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста включала 12 занятий. Продолжительность одного занятия 45 мин. На контрольном этапе эксперимента была выявленаположительная динамика эмоциональной сферы у испытуемых экспериментальной группы исследования. В процессе формирующего эксперимента и при его завершении наблюдалось снижение уровня тревожности испытуемых, несколькоповысились самооценкаиуровень притязаний, стабилизировалось эмоциональное состояние и улучшилось настроение. После проведенных арттерапевтических занятий младшие школьники овладели знаниями о возможных способах снятия мышечного и психического напряжения, научились рассказывать о своих эмоциональных состояниях, улучшили творческие способности, что отразилось на результатах исследования. Таким образом, использование арт-терапии в психокоррекционном процессе позволило снизить уровень тревожности детей рассматриваемой группы. В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы основные выводы. В приложении представлено описание использованных в исследовании методик и промежуточные результаты. 8

9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящая работа посвящена изучению проблемы коррекции тревожности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в психологии тревожность понимается как психологическая особенность, которая проявляется в тенденции к частым переживаниям состояния тревоги. Понятие «тревожность» следует разделить с пониманием термина «тревога». Тревога негативно окрашенная эмоция, высказывающая чувство неопределенности, ожидание неприятных ситуаций, неопределенные предчувствия. В отличие от тревожности, представляющей собой устойчивую характеристику личности, тревога является сиюминутным, кратковременным переживанием. Младший школьный возраст характеризуется моментом поступления в школу, новой ведущей деятельностью, новообразованиями, а также активным развитием эмоциональной сферы. Для успешного обучения в школе и личностного роста ребенок должен пребывать в устойчивом положительном настроении, не испытывать тревоги и как еѐ следствия повышенной тревожности. Поэтому очень важно организовать в период начала школьного обучения квалифицированную работу по диагностике, профилактике и коррекции детской тревожности. В качестве одного из таких методов рассматривается арт-терапия, представляющая собой терапию изобразительным творчеством, целью которой является влияние на психоэмоциональное состояние личности Экспериментальное изучение возможностей коррекции тревожности детей младшего школьного возраста включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе эксперимента осуществлялось изучение тревожности младших школьников с применением комплекса психодиагностических методов и методик. Результаты исследования свидетельствуют, что для детей рассматриваемого 9

10 возраста характерен повышенный уровень тревожности. Низкий уровень притязаний и заниженная самооценка испытуемых, выявленные в ходе констатирующего эксперимента, также могут свидетельствовать об актуализации у них тревожности. Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о необходимости разработки и реализации мер, направленных на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста. Учет экспериментальных данных позволил сформулировать цель и задачи, а также наметить пути и содержание работы, направленной на коррекцию тревожности младших школьниковсредствами арт-терапии. Программа психологической коррекции тревожности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии включала в себя 12 занятий, ориентированных на снижение уровня тревожности, повышения уровня самооценки и притязаний у детей экспериментальной группы. В результате апробации разработанной психокоррекционной работы были выявлены положительные тенденции развития эмоциональной сферы испытуемых: снижение у них тревожности,повышение самооценки и уровня притязаний, стабилизация эмоционального состояния и улучшение настроения. После проведенных арт-терапевтических занятий младшие школьники овладели знаниями о возможных способах снятия мышечного и психического напряжения, научились рассказывать о своих эмоциональных состояниях, улучшили творческие способности, что отразилось на результатах исследования. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности коррекции тревожности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в практике психологопедагогического сопровождения образования детей младшего школьного возраста. 10

источник

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки. Применяемые методы арт-терапии позволяют компенсировать данное состояние, нормализовать психоэмоциональное состояние.

САНКТ_ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ ОРТОПЕДИИ И ТРАВМАТОЛОГИИ «ОГОНЁК»

«Арт-терапия тревожных подростков»

для учащихся 8-10 классов

Составитель: Афанасьева Ольга Павловна,

В настоящее время увеличивается количество людей, страдающих повышенной тревожностью, что приводит к нарушениям социальной адаптации, к депрессиям. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются подростки, в период возрастного кризиса личностная тревожность может обостряться. У подростков очень часто нет знаний и умений для борьбы со своими страхами. Существует много методов коррекции повышенного уровня тревожности, одним из которых является арт-терапия (терапия искусством). У этого метода есть свои преимущества, позволяющие использовать его в работе с детьми и подростками.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных тревожности и ее коррекции, эта тема является еще не до конца исследованной и требует ее дальнейшего изучения.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

Программа предназначена для работы с учащимися 8-10 классов общеобразовательных учреждений. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–12 человек.

Цель: снижение уровня тревожности у подростков с помощью методов арт-терапии

Для достижения поставленной цели в ходе реализации программы решались следующие задачи:

  1. Осветить теоретические аспекты тревожности и арт-терапии;
  2. Проанализировать особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах;
  3. Исследовать уровень тревожности в группе подростков;
  4. Апробировать программу коррекции тревожности методами арт-терапии.

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ

2.1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Цикл практических занятий рассчитан на 12 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю

Тематическое планирование программы

  1. Вводное занятие. Понятие тревожности

1.1 Тревожность. Виды, причины возникновения

1.2. Профилактика и коррекция повышенной тревожности

1.3 Получение обратной связи

  1. Тревожность у подростков

2.1 Особенности подросткового возраста

2.2 Проявление тревожности у подростков

2.3 Психодиагностика личной тревожности

  1. «Арт-терапия как метод коррекции тревожности у подростков»

3.1 Арт-терапия. Понятие, виды, практическая значимость

3.2 Методы арт-терапии

3.3 Особенности применения арт-терапии в коррекции тревожности у подростков в научных работах

3.4 Практическое занятие на релаксацию (изотерапия/рисование мандал). Получение обратной связи

  1. Курс практических занятий по арт-терапии
  1. «Здравствуйте, это Я!»
  2. «Моё имя»
  3. «Настроение»
  4. «Эмоции»
  5. «Наши страхи»
  6. «Я больше не боюсь!»
  7. «Волшебный лес»
  8. «Мои ресурсы»
  9. «Волшебники»
  10. «Солнце в ладошке»
  11. Подведение итогов, заполнение анкеты обратной связи.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе занятий используются групповые и индивидуальные формы работы, применяются методы арт-терапии.

Методы и техники, используемые в программе:

2. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

4. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

6. Актуализация страхов, повышение уверенности, снижение тревожности.

7. Функциональная музыка.

Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

8. Игротерапия, драма-терапия.

Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т .е 10 занятий. Занятия проводятся с группой два раза в неделю.

Ритуал приветствия — 2 минуты.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания — 2 минуты.

Тематическое планирование занятий: см. п. 4 таблицы

Коррекционная программа состоит из 10 занятий с использованием арт-терапевтических техник. Периодичность занятий два раза в неделю. В программе коррекции использованы упражнения таких авторов как Прутченков А.С., Ромек В.Г. , Битяновa М.Р., Сакович Н.А.

2.3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ЗАНЯТИЕ 1. » ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения подростков, эмоциональное и мышечное расслабление.

Материалы для занятия : магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты кочек.

1. Упражнение-разминка «Гусеница»

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Все движения выполняются под музыку.

2. Упражнение “Доброе утро…”

Подростки вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть.

3. Упражнение “Что я люблю ?”

Подростки в кругу , каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, любимое занятие

4. Упражнение “Угадай по голосу”

Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.

5. Упражнение “Лягушки на болоте”

На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.

6. Упражнение “ Художники — натуралисты”

Подростки рисуют совместный рисунок по теме “ Следы невиданных зверей”.

7. Завершающее упражнение «Горячие ладошки».

Ритуал прощания: участники берутся за руки и мысленно посылают друг другу позитивные мысли и пожелание успеха.

Цель : раскрытие своего “Я”,Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.

1. Упражнение-разминка «Гусеница»

2. Упражнение “Узнай по голосу”

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать товарища по голосу.

Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.

· Тебе нравится твоё имя?

· Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?

Индивидуальный рисунок-ассоциация со своим именем.

Подростки выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.

5. Рисование самого себя.

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:

· в зелёном- такими какими они представляются себе;

· в голубом — какими они хотят быть;

· в красном — какими их видят друзья.

6. Упражнение “ Доверяющее падение”

Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 3. » НАСТРОЕНИЕ»

Цель : осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Материалы для занятия : магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы с изображением круга-мандалы.

1. Упражнение -разминка «Гусеница»

2. Упражнение “ Возьми и передай”

Подростки встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают настроение, добрую улыбку. Важно закончить на хорошем настроении.

3. Упражнение “Неваляшка”

Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.

4. Рисование мандалы на тему “Моё настроение”

После выполнения рисунков подростки рассказывают какое настроение они изобразили.

6. Упражнение “Закончи предложение”

Подросткам предлагается закончить предложение : Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; я обычно боюсь…

7. Упражнение “Горячие ладошки”

Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Материал к занятию : магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; принесенные из дома подростками собственные фотографии с запечатленными различными настроениями.

1.Упражнение -разминка «Гусеница»

2. Упражнение “Злые и добрые кошки”

Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.

3. Игра-ассоциация “ На что похоже моё настроение?”

Подростки по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе”.

4. Упражнение « Портрет настроения»

Подростки работают в группе с заготовленными фотографиями. Задание: рассказать группе о том какое настроение на каждой фотографии, совместная работа по группированию фотографий со сходными настроениями. Обсуждение: Сколько групп настроений вышло?Какое настроение доминирует у каждого участника? Какое считаете оптимальным для себя?

Читайте также:  Работа с тревожностью в гештальт терапии

5. Рисование на тему “ Автопортрет”

Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 5. «НАШИ СТРАХИ»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса подростка.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.

1.Упражнение -разминка «Гусеница»

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

3. Упражнение “ Расскажи свой страх”

Психолог рассказывает участникам о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх — нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем подростки сами рассказывают что они боялись, когда были маленькими, чего опасаются теперь.

4. Рисование на тему “ Чего я опасаюсь..”

Подростки рисуют свои страхи, не показывая никому.

5. Упражнение “ Чужие рисунки”

Участники по очереди показывают рисунки “страхов”,только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись и как им можно помочь. Все страхи остаются в кабинете у психолога.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 6. » Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ»

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.

1. Упражнение -разминка «Гусеница»

2. Драма сказки «Змей-Горыныч»

Участники выбирают ведущего — он страшный дракон. Он становиться на стул и говорит грозным голосом: “ Бойтесь, меня бойтесь!” Остальные отвечают : “ Не боимся мы тебя!” Так повторяется 2-3 раза. От слов группы дракон постепенно уменьшается (подросток спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате. Обсуждение: Что олицетворяет дракон для каждого участника? Каким способом можно превратить его в воробья?

4. Упражнение-сочинение “Фильм ужасов по кругу”

Подростки сочиняют вместе страшную историю. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Фильм должен нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное. Обсуждение: Ваше эмоциональное состояние в начале истории, в середине, в конце? Стоит ли смотреть страшные фильмы и играть в ужасы за компьютером?

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

6. Упражнение “Я тебя не боюсь”

Один подросток стоит перед психологом , остальные начинают его пугать по очереди. Участник громким уверенным голосом говорит : “Я тебя не боюсь!”

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 7. » ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

1. Упражнение -разминка «Гусеница»

2. Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Участникам предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.

3. Упражнение “Лягушки на болоте”

Участники выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. “ Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..

6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: “Волшебный лес”

Психолог предлагает детям представить тот лес , по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось , что удалось нарисовать вместе.

7. Упражнение “ Доверяющее падение”

8. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 8. » МОИ РЕСУРСЫ»

Цель : Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка краски, альбомные листы, начало страшной сказки.

1. Упражнение -разминка «Гусеница»

Психолог предлагает каждому составить список своих помощников в трудной ситуации, разделить их на внутренние( собственные качества, умения) и внешние (помощь от окружения). Работа в группе: обсудить и уравновесить в паре количество внутренних и внешних поддержек. Затем обсуждение в круге.

Подростки стоят по кругу. В центр ставится стул — это трон . Один участник садится в центр, другие говорят ему свои метафоры, с кем или чем он ассоциируется. Обсуждение: Какие ассоциации понравились, не понравились, не понятны.

4. Упражнение “Придумай весёлый конец”

Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.

5. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”

Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых, волшебных : в первом- маленьким и испуганным; во-втором — большим и весёлым; в третьем- уверенным и сильным.

После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

6. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 9. » ВОЛШЕБНИКИ»

Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,

1. Упражнение -разминка «Гусеница»

Выбирается один водящий . Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.

4. Упражнение “ Кони и всадники”

Участники делятся на пары: один превращается в “коня” , другой — во “ всадника” . “Коням” завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача “коня” — бегать быстрее , а задача “всадника” — не допускать столкновения с другими конями. Обсуждение: чувства в роли коня и всадника.

5. Упражнение “ Волшебный сон”

Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог. Под релаксационную музыку.

6. Рисуем , что увидели во сне .

Каждый участник вспоминает , что он увидел во сне и рисует эту картинку.

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

ЗАНЯТИЕ 10. » СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ»

Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

1. Упражнение-разминка «Гусеница»

2. Упражнение “ Неоконченные предложения”

Детям предлагается предложения , которые нужно закончить.

“Я люблю…” , “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , подросток говорит : “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно!”

Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства , которые испытали дети при выполнении данного задания.

5. Упражнение “ В лучах солнышка”

Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии участников. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного человека, которые он показал на занятиях.

6. Упражнение “Солнце в ладошке”

Психолог зачитывает стихотворение, затем участники рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,

Крик петушиный , мурлыканье кошки,

Птица на ветке, цветок у тропинки,

Пчела на цветке , муравей на травинке,

И рядышком — жук , весь покрытый загаром.-

И всё это — мне , и всё это- даром !

Вот так — ни за что ! Лишь бы жил я и жил,

Любил этот мир и другим сохранил….

7. Упражнение “ Горячие ладошки”

3. ПАРАМЕТРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ДИАГНОСТИКА

Для проведения психодиагностического обследования использован тест Спилбергера-Ханина. Специальную группу методов составили количественные и качественные методы обработки эмпирических методов (критерий Стьюдента для оценки эффектвности проведенной коррекционной работы).

Тест Спилбергера-Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).

По результатам теста Спилбергера-Ханина можно судить лишь об оценке реактивной тревоги, как состояния в данный момент времени, и личной тревожности как черты характера.

Личная тревожность (черта характера) свидетельствует об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации тревоги.

Реактивная тревога (состояние) характеризуется беспокойством, напряжением, нервозностью в конкретный момент или интервал времени.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

4.1. Временные и материальные ресурсы. Группа формируется на основе добровольного согласия участников, каждая группа состоит из 10–15 человек. Занятия по программе проводятся в помещении с группами учащихся 8-10 классов. Программа рассчитана на 10 часов занятий. По запросу участников после окончания занятий возможно проведение индивидуальных консультаций.

Условия проведения: занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном для проведения релаксации, необходимы стулья по числу участников, ручки, краски, карандаши, ватманы, бумага, мяч, раздаточные материалы. Желательно иметь мультимедийный комплекс, презентации к занятиям.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ :

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.:ТЦ Сфера, 2008.- 665с.

2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. — 88 с.

3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. — 36 с.

4. Андреева Т. В . Социальная психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2006.- 426с.

5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: ПЕР СЭ, 2001.-160с.

6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал. 1995, № 5.-С. 111-117.

7. Басов А.В., Тихомирова Л.В. Тревожность у детей школьного возраста. -Ярославль, 1991.-28 с.

8. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». -Л., 1988.- С.13–21.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Издательство МГУ, 2003.

10. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004.

11. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. — СПб.: Речь, 2002. — 144 с.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2001.- 388 с.

13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-192 с.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.-255с.

15. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. -336 с.

16. Копытин А. И. Арт-терапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб.: Академия Постдипломного педагогического образования, 2005.

17. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.

18. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

19.Лебедева Л. Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. — 2000. — №9. — с. 27-34.

20. Ленор Ш. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).

21. Мэй Р. Смысл тревоги.- М. : Независимая фирма “Класс”,: 2001.- 384с.

22. Оклендер В . Окна в мир ребенка. — М., 2007.

23. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р. Битяновой. СПб.: Питер, 2006. 302 с.

24. Прихожан A.M. Проблема подросткового кризиса.//Психол. наука и образование.- 1997, №1.-С.82-87.

25. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990.-80 с.

26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998. — №2.

27. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. — М.: Знание, 1990.

28. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. — СПб.: «Питер», 2007.

29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика — Москва-Воронеж., 2000.

30. Прихожан А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности. / Тревога и тревожность. / Сост. В.М. Астапов. — СПб.: Питер, 2001.

31. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224

32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: БАХРАХ-М, 2002. — С. 77 – 78.

33. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. Основы поведенческой психотерапии. Ростов н/Д.: СПб.: Речь, 2005.-174 с.

34. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. Семейная психотерапия. — СПб., 2000.

35. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 1999.

36. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. — М.: МПСИ, Воронеж НПО «Модэкс», 2001.

37. Юнг К.Г . О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. — С. 95-182.

источник