Что такое невроз по юнгу

Невроз представляет собой класс функциональных психических расстройств, связанных со стрессом и не связанных с бредом или галлюцинациями. Другие названия расстройства – психоневроз или невротическое расстройство.

Существует большое разнообразие различных неврозов: обсессивно-компульсивное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство личности, расстройство импульсного контроля, тревожное расстройство, истерия и различные фобии. Согласно Джорджу Буэри, симптомы невроза могут включать: …беспокойство, грусть или депрессию, гнев, раздражительность, спутанность сознания, низкую самооценку и др., а также поведенческие симптомы, такие как избегание фобии, настороженность, импульсивные и компульсивные действия, летаргия и т.д., когнитивные проблемы, такие как наличие неприятных или тревожных мыслей, повторение мыслей и обсессии, фантазирование, отрицательный настрой, цинизм и т.д. В отношениях с другими людьми, невроз характеризуется зависимостями, агрессивностью, перфекционизмом, шизоидной изоляцией и неприемлемым с социальной и культурной точек зрения поведением. 1) Невроз можно определить как «плохую способность адаптироваться к окружению, неспособность менять образ жизни и неспособность развить в себе более богатую и сложную личность».

Карл Юнг считал, что его теория особенно эффективна в отношении пациентов, хорошо приспособленных к социальным стандартам, но столкнулись с экзистенциальными проблемами.

Юнг обнаружил, что бессознательное находит своё выражение в первую очередь через внутреннюю психологическую функцию человека, через его мысли, ощущения, чувства и интуицию. Характерные эффекты невроза на доминантные и внутренние функции описаны в его работе «Психологические типы». Юнг видел коллективный невроз в политике: «Наш мир, справедливо говоря, диссоциирован как невротик». (Юнг (1964) стр. 85)

Согласно психоаналитической теории, неврозы могут быть связаны с защитными механизмами эго, однако не синонимичны им. Защитные механизмы являются нормальным способом развития и достижения устойчивого самоощущения (другими словами, эго). Однако неврозом можно назвать лишь такие мысли и такое поведение, которое вызывает трудности в жизни человека. Невротики часто испытывают эмоциональный стресс и бессознательные конфликты, которые проявляются в виде ряда физических или психических расстройств. Отличительным симптомом невроза является тревожность. Симптомы невроза могут проявляться в виде хронического беспокойства, депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, фобии или расстройства личности. Невроз не следует путать с психозом, при котором наблюдается потеря связи с реальностью. Нельзя путать невроз с невротизмом (основной чертой личности, согласно психологической теории).

В своей последней работе «Невроз и рост человека», Карен Хорни даёт всеобъемлющую теорию происхождения и динамики невроза. 2) Согласно Хорни, невроз представляет собой искаженный способ смотреть на мир и на самого себя, определяемый компульсивными потребностями, а не подлинной заинтересованностью в жизни как таковой. Хорни предположила, что на развитие невроза оказывает влияние ранее окружение ребёнка и что существует множество способов возникновения невроза: В общем, все они сводятся к тому, что люди, окружающие ребёнка, сами по себе слишком заняты своими неврозами, чтобы просто любить ребёнка или воспринимать его как индивидуальность; их отношение к нему определяется их собственными невротическими потребностями и реакциями. Жизнь ребёнка оказывается испорченной потребностями и претензиями его родителей. Воспитанный невротиками, у ребёнка быстро развивается неуверенности и наследственная предрасположенность к тревожности. Чтобы справиться с беспокойством, воображение ребёнка создаёт идеализированный образ самого себя: Каждый человек создаёт свой собственный идеализированный образ на основе своего жизненного опыта, детских фантазий, своих потребностей и способностей. Именно личный характер этого образа создаёт чувство идентичности и единства личности. Человек идеализирует свои методы решения своего основного конфликта: уступчивость становится добротой, любовью, праведностью; агрессивность – силой, способностью повести за собой, героизмом, всемогуществом; равнодушие и отчуждённость – мудростью, самодостаточностью, независимостью. Таким образом, собственные недостатки зачастую приукрашиваются или скрываются. 3) Идеализация своего образа связана с определенными моментами. Человек начинает предъявлять претензии другим людям и ожидать чего-то от жизни на основании своей высокой самооценки и идеализированного образа себя. Чтобы соответствовать своему образу, человек устанавливает жёсткие стандарты в своём поведении. Он культивирует гордость и необоснованную ранимость, связанную с этой гордостью. Наконец, человек начинает презирать себя за все ограничения, что наложил на самого себя. Порочный круг, в который попадает человек, ещё больше усиливает эти эффекты. В конечном итоге, во взрослом возрасте окончательно оформляется «решение» всех внутренних конфликтов личности. Человек становится несдержанным, демонстрирует симптомы нарциссизма, перфекционизма или мстительности. Или же человек может начать заниматься самоуничижением и стать чрезмерно уступчивым; демонстрировать неуверенность в себе или зависимость от окружающих. Или человек может сдаться и демонстрировать шизоидные тенденции. По мнению Хорни, как мягкие тревожные расстройства, так и полноценные расстройства личности, подпадают под её базовую схему невроза. Они считаются вариациями относительно степени тяжести и индивидуальной динамики развития. Противоположностью невроза является т.н. самоактуализация, то есть, состояние, при котором личность способна отвечать на вызовы окружающего мира с полной глубиной своих спонтанных ощущений, а не благодаря тревожной компульсивности. Таким образом, человек начинает актуализировать свой врожденный потенциал. Хорни сравнивает этот процесс с тем, как из простого желудя вырастает дерево.

Термин «невроз» был придуман шотландским врачом Вильямом Кулленом в 1769 году. Куллен обозначал этим словом «расстройства чувственного восприятия и движения», вызванные «общими расстойствами нервной системы». Куллен использовал этот термин для описания различных нервных расстройств и симптомов, которые не могут быть объяснены физиологически. Однако, век спустя Карл Юнг и Зигмунд Фрейд использовали термин в новом значении. С тех пор слово «невроз» прочно укоренилось в психологии и философии. 4) Категория «невроз» была удалена из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, поскольку редакторы решили описывать поведенческие, а не скрытые психологические, механизмы заболеваний. Такое решение считается достаточно спорным. Согласно американскому медицинскому словарю Херитидж, невроз «больше не считается психиатрическим диагнозом». 5) Термин происходит от греческого слова νεῦρον (нейрон, «нерв») и суффикса ωσις -оз (болезнь или расстройство).

источник

Изучая историю человеческого духа, постоянно находишься под впечатлением того факта, что развитие духа шествует рука об руку с расширением объема сознания и что каждый шаг вперед – это в высшей степени болезненное и мучительное завоевание.

На протяжении всей жизни Самость проявляет постоянное давление на Эго в плане как отношения к реальности, так и участия в процессе индивидуации. Она делает это во всех случаях – и с добровольного согласия Эго, и без такового. «Санкции» против сопротивляющегося Эго обычно оказываются достаточно крутыми (ночные кошмары, несчастные случаи, физические недомогания и т.д.). Если необходима интроверсия, а её избегают, то период интроверсии может быть внедрен насильственно, то есть именно в этот момент человек может, например, оказаться прикованным к постели болезнью или произойдет что-либо другое. Подобные психические манипуляции носят достаточно тонкий характер, но они не отличаются слабостью воздействия.

Одним из самых обычных путей, по которым к нам доходят содержания бессознательного, является невроз. Под неврозом раньше обычно понимали незначительное нарушение здоровья. Но это совершенно неверно! Неврозы очень незаслуженно считаются легкими заболеваниями, главным образом потому, что они имеют неосязаемую, нетелесную природу, при этом почему-то забывают, что неврозы (в отличие от телесных заболеваний) иногда крайне разрушительны в своих психических и социальных последствиях, ибо за неврозами скрываются те мощные психические воздействия, которые лежат в основе нашей духовной установки и её самых влиятельных, направляющих идей. Существуют доминанты бессознательного, которые выдвигают почти непреодолимые требования к исполнению.

Самые легкие формы неврозов – это ошибочные действия сознания, например, оговорки, неожиданное выпадение имен и дат, неожиданные неловкости, повлекшие за собой повреждения или травмы и т.д. Часто люди заверяют, что не имеют никаких конфликтов; однако они не видят, что зато на их пути встают другие вещи неизвестного происхождения, такие, как истерические капризы, беспочвенная повышенная раздражительность, придирки, которыми они донимают и самих себя и своих ближних. Неврозы проявляются в повышенной утомляемости, в нарушениях сна, в немотивированных страхах, в катарах желудка невротического происхождения, а также в нарушениях деятельности разных систем организма из-за расстройства нервной регуляции, которые вызывают боли тут и там, и т.д.

Читайте также:  Гомеопатия при психозах у детей

Наряду с неврозами медицина выделяет заболевания, которые называются психосоматическими. Причинами таких заболеваний являются психологические факторы. Ученые считают, что 80-90% болезней имеют психосоматическую природу, иначе говоря, возникают в сознании. Такие болезни являются только последней стадией очень глубоко лежащего внутреннего противоречия. И надо сказать, что признание медициной психосоматических заболеваний – шаг вперед в её развитии. Ведь это признание связи здоровья человека с его психическим состоянием, с его мыслями, эмоциями, которые в свою очередь, связаны с душевным настроем человека, с его нравственной установкой – отношением к себе и людям .

З.Фрейд видел причину возникновения невроза в подавлении сексуального инстинкта. Его ближайший ученик А.Адлер – в инстинктивном желании человека быть выше других, в стремлении к власти. Еще Святой Августин говорил о двух главных грехах человечества: первый – похоть или вожделение, второй – гордыня или надменность .

Невроз, очевидно, имеет два противоположных аспекта, из которых один охвачен теорией Фрейда, а другой – теорией Адлера. Речь идет о двух группах людей с различными ценностными ориентациями.

Кроме этих двух групп, существуют и другие. Юнг наблюдал, что часто его пациенты страдали неврозами, в которых главную роль играли другие факторы: плохая приспособленность к жизни в обществе, вопросы престижа, угнетенное состояние из-за жизненных трудностей, неспособность выполнить предъявляемые жизнью требования и т.д. Упущения всевозможного рода, неисполнение долга, затягивание выполнения задач и упрямое нежелание подчиниться авторитету способны настолько затормозить жизнедеятельность человека, что бессознательные содержания оказываются в состоянии действовать на сознание принудительным образом. Отсюда столь частое совпадение крайнего небрежения долга и неврозов навязчивых состояний.

Зачастую невроз возникает именно потому, что спонтанно начался процесс индивидуации, подключилось бессознательное, «компенсирующее» односторонность сознания. Есть такие люди, которые лишь в бессознательном обладают ощущением смысла своей жизни и своего подлинного значения, а сознание их заполнено всем тем, что представляет для них соблазн, совращающий их с правильного пути. Ценность и смысл невроза, этого ужасающего бедствия человечества, заключается в том, что он не дает людям совершать те глупости, которые имели бы решающее значение для их жизни, и принуждает их к такому существованию, чтобы развивались весьма ценные задатки, которые оказались бы задушенными, если бы невроз железной рукой не ставил этих людей на свое место.

Если иметь в виду главное, то невроз – это болезнь Души, не нашедшей для себя смысла .

Невротические проявления, сопровождающие нарушение естественного и правильного Пути развития человека, оказываются весьма ценными в смысле психического и физического здоровья. Они являются сигналами, указывающими, что человек развивается неправильно. В этом смысле невротические симптомы могут считаться компенсационными и оказываются частью механизма саморегуляции, нацеленного на достижение целостности .

Функция невроза ничем не отличается от функции снов, только куда сильнее и действеннее. Кстати, сновидения оказываются действенным средством в выведении Эго на главную магистраль индивидуации. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного Пути .

Лица, имеющие проблемы, очень часто бывают невротиками, но было бы серьезным недоразумением смешивать наличие проблематики с неврозом, ибо между ними имеется существенное различие: невротик болен, потому что не осознает своей проблематики, а человек, имеющий осознанную проблему, страдает от нее, не становясь больным. Осознавание проблемы препятствует вытеснению мучительных содержаний и обладает целебным действием. Хотя осознавание и вызывает у человека терзания, зато он, по крайней мере, страдает осмысленно и по поводу чего-то реального, в то время как невроз – это косвенное страдание от иллюзорного .

Невроз есть разлад с самим собой. Отсутствие единства с самим собой есть, вообще говоря, признак человека культуры. Невротик – лишь особый случай находящегося в разладе с самим собой человека, который должен был бы объединить в себе природу и культуру. Как известно, культурный процесс состоит в прогрессирующем обуздании животного начала в человеке. Это процесс «одомашнивания», который не может осуществляться без возмущения со стороны жаждущей свободы животной натуры. По Фрейду, невротический симптом связан с непризнанными желаниями, которые, будучи осознанными, оказались бы в резком противоречии с моральными убеждениями. Инстинктивная природа человека снова и снова приходит в столкновение с культурными рамками, с моралью.

Мораль не была ниспослана свыше в форме синайских скрижалей и навязана народу, а напротив, мораль есть функция человеческой Души и стара, как само человечество. Мораль не навязывается извне – человек имеет её, в конечном счете, a priori в себе самом: не моральный закон, а, пожалуй, моральную сущность, без которой была бы невозможной совместная жизнь в человеческом обществе. Поэтому мораль имеет место на всех ступенях развития общества .

Проблема невроза не сводится к лечению симптомов, но касается развития сознательной личности в целом, поскольку в противном случае нет гарантии, что не появится какой-нибудь другой симптом. Вот почему необходимо бороться с предубежденностью или узостью сознательной установки, а не направлять всё свое внимание только на симптомы. При лечении неврозов стоит задача по восстановлению в общих чертах гармонии между «осознаваемым» и «неосознаваемым», сознанием и бессознательным. Как известно, это может происходить самыми разнообразными способами, начиная с организации «здорового образа жизни», убеждений со стороны разума, усилий воли вплоть до «анализа бессознательного».

Неврозы в принципе не излечиваются терапевтическим воздействием на организм. Однако приемлемое объяснение или слова утешения могут оказывать своего рода оздоровительное воздействие. Естественно, что имеется бесконечно много препятствий, которые могут быть преодолены с помощью доброго совета, толики моральной поддержки, внезапного прозрения или доброй воли со стороны самого человека. Однако тяжелые случаи невроза невозможно вылечить без радикального «изменения характера», или изменения установки.

Исцелением, или спасением Души, испокон веков занималась церковь. Ею разработан целый спектр методов, начиная с очищения Души от грехов, причастия, крещения, молитвы и кончая защитой Души от нападения сил зла. Юнг считал человека религиозным по своей природе, а религиозную функцию инстинктом, – столь же могущественным, как и половой инстинкт или инстинкт агрессии. Религиозные чувства его пациентов играли решающую роль в излечении неврозов. Это наблюдение совпало с открытием, что человеческое сознание спонтанно создает образы религиозного содержания, что многочисленные неврозы (особенно во второй половине жизни) происходят от невнимания к этому характерному свойству нашей психики .

Как-то Юнга попросили объяснить, почему сегодня многие люди, почувствовав, что с их Душой происходит нечто неладное, скорее предпочитают обращаться к врачу, а не к священнику. Чтобы ответить на поставленный вопрос, Юнг с помощью третьих лиц опросил большое количество людей, страдающих неврозом, так что в результате оказались охвачены швейцарские, немецкие и французские протестанты и католики. Результаты получились очень интересными. Обращаться к врачу предпочли 57% протестантов и лишь 25% католиков. Только 8% протестантов предпочли священников. Остальные протестанты (35%) не смогли однозначно ответить на поставленный вопрос. Среди католиков, не определившихся по данному вопросу, было только 17%. В опросе участвовали только образованные люди. Но опыт показывает, что мировоззренческие проблемы, занимающие образованную публику, через 20 лет необразованные слои общества начинают воспринимать как свои собственные.

Почему же людей, предпочитающих обращаться к врачу, оказалось много среди протестантов и мало среди католиков? Юнг полагал, что всё дело в различиях церковных обрядов. Религиозные обряды во всех формах играют роль сосуда, способного вместить все содержания бессознательного. Католическая и православная церкви (в отличие от протестантской) не только обладают готовой техникой спасения Души, представленной исторически сложившимися формами исповеди, покаяния и отпущения грехов, но и помимо того, имеют в своем распоряжении богатую и представительную символику отправления ритуалов. Напротив, протестантские заботы о спасении Души гораздо более нуждаются в психотехнике, ибо в них не предусматривается сколько-нибудь серьезных форм ритуала. Несомненно, католическая и православная исповедь оказывает мощное воздействие, особенно в тех случаях, когда она предполагает не просто выслушивание, но и активное влияние на верующего со стороны священника .

Читайте также:  Как лечить невроз у пьющего

Однако известно, что Бог прощает лишь те грехи, которые люди преодолевают сами. Для этого мы должны самым тщательным образом исследовать все сферы нашей жизни, чтобы внести в них позитивные изменения. Следует отказаться от негативных мыслей и поступков, заменив их позитивными. Столь же важно вовремя отказаться от неправильного мировоззрения. Неправильное мировоззрение, негативные мысли и поступки – всё это, вместе взятое, включая привычку злословить и клеветать, а также неумение честно зарабатывать на жизнь, оказывает негативное воздействии на наше здоровье – как душевное, так и физическое. Необходимо вести «правильный образ жизни», иметь «правильный образ мыслей», не поддаваться пагубным страстям и во всех случаях поступать в соответствии с Законами Мироздания .

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

источник

Выдающийся швейцарский психиатр Карл Густав Юнг рассматривал невроз в двух аспектах. С одной стороны, по Юнгу, невроз – это нервное расстройство негативного характера. С другой же стороны, невроз – это позитивная благотворная сила, способствующая формированию личности… То есть, если с долей фантазии переводить с немецкого на русский, то получим что-то вроде «Нет худа без добра!»

Иными словами, Юнг утверждал, что если человек вынужден компенсировать те или иные свои проблемы на уровне сознания, черпая из своего бессознательного, то это непременно ведет к углублению сознания и расширению границ собственного «Я».

В утверждениях Юнга легко читается мысль, что невроз – это всегда некий императивный импульс (сигнал) свыше (знак некой высшей силы), указывающий на то, что «Я» человека остро нуждается в «работе над собой» (в расширении и углублении).

Невроз — это вовсе не бессмысленная болезнь, потому как посредством невроза бессознательное встряхивает человека от интеллектуальной и эмоциональной апатии! Невроз развивается под действием внутренней энергии человека, путь выхода которой блокируется «недоразвитостью» сознания человека!

Образно говоря, невроз требует от человека и заставляет человека РАЗВИВАТЬСЯ!»

Взгляд Юнга на лечение невроза

Невроз, как нарушение психического равновесия, может быть преодолен, по Юнгу, через активацию элементов человеческого бессознательного. То есть, то, что «бунтует и рвется» из бессознательного наружу, должно быть ассимилировано (быть принятым) сознанием человека. Потому как, постоянное подавление бессознательных порывов угрожает психическому равновесию человека.

Юнг подчеркивает, что «бессознательная компенсация эффективна только при условии сотрудничества с целостным человеческим «Я».

Практически, Юнг рекомендует данное теоретическое утверждение реализовывать путем расширения сознания человека, «процесса, благодаря которому часть содержания сферы бессознательного выводится на поверхность и подвергается осознанной дифференциации и критическому рассмотрению сознанием человека».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8114 — | 7791 — или читать все.

176.59.98.28 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Карл Юнг известен особой мудростью, часто присущей философам-отшельникам. Но это не помешало ему прийти к понятию «целостной» личности, используя для этого не традиционный путь христианства или буддистской медитации, а сугубо научный и психологический подход.

Углубляясь в изучение неспокойности своего собственного разума и анализируя невротические состояния своих пациентов, Юнг пришел к такому открытию: если мы хотим избавиться от неврозов, сначала необходимо принять свою негативную сторону.

Без полного принятия себя любые попытки помочь окружающим будут тщетными, как в личностном, так и в глобальном смысле.

Философ Алан Уоттс как-то сказал, что Юнгу удалось полностью принять свою темную сторону. Карл не осуждал других людей, а потому не опускался до всех тех жестоких мыслей, чувств и действий, присущих личностям, которые проецируют свой скрытый негатив на окружающих, делая их козлами отпущения.

Каждый раз, когда мы отказываемся принимать собственные чувства и мысли, какими бы тревожными они не были, мы подвергаемся когнитивному диссонансу. Диссонанс возникает в случаях, когда наше поведение не отвечает нашему видению себя или тому видению нас, которое, по нашему мнению, могло сложиться у окружающих. Проецируя свой негатив на других людей, мы перестаем управлять собой, дистанцируясь от себя и теряя при этом собственную личность. Согласно теории Юнга, именно так невроз захватывает контроль над психикой человека.

Во время своей лекции перед швейцарскими священнослужителями Карл Юнг поделился с аудиторией своими соображениями по этому поводу. И Алан Уоттс уверен, что приведенные далее слова Юнга, являются самым важными из всего, что тот когда-либо написал.

«Люди забывают, что даже психологи не лишены угрызений совести, и что им тоже бывает трудно смириться с некоторыми признаниями своих пациентов. А пациент не почувствует принятия, пока его врач не примет худшую из его (пациента) сторон.

Но добиться принятия с помощью простых слов тут не получится. Оно возможно только путем глубоких размышлений и с учетом того, как психолог относится не только к себе самому, но и к собственной темной стороне. Если он хочет помочь человеку или поддержать его в чем-то, то должен быть в ладах с собой. А это невозможно, если его мысли полны осуждений. И здесь нет почти никакой разницы в том, имеют его осуждения вербальную или мысленную форму.

Занять противоположную позицию и слепо согласиться с пациентом тоже не имеет никакого смысла, и, как и осуждения, лишь отдаляет врача от пациента. Понимание приходит только при условии наличия непредубежденной объективности. Звучит словно какой-то научный принцип, и его легко перепутать с сугубо интеллектуальным и абстрактным типом мышления. Но я имею в виду нечто совершенно другое.

Это человеческое качество, выражающееся в уважении к фактам со стороны человека, которому они приносят страдания. Такой подход присущий всем верующим людям. Они знают, что Бог принес в этом мир всевозможные странные и немыслимые вещи и пытается проникнуть в их сердца самыми невероятными способами. Поэтому во всем вокруг можно почувствовать присутствие божественной воли.

Вот что я имею в виду под «непредубежденной объективностью» — это моральное достижение психолога, который не должен позволять себе поддаваться расстройствам и испорченности своего пациента. Нельзя что-то изменить, предварительно не приняв этого.

Порицание не освобождает, а угнетает. Я являюсь угнетателем человека, которого осуждаю, а не его другом или товарищем по несчастью. Я не пытаюсь сказать, что мы никогда не должны ничего осуждать в своих попытках кому-то помочь. Но если психолог действительно хочет помочь человеку, он должен принять его таким, каким он есть. А сделать это можно, только если этот же врач смог сначала принять самого себя со всеми своими недостатками.

Быть может, это звучит слишком просто, но именно простые вещи, как правило, являются самыми сложными. В реальной жизни это подразумевает овладеть довольно сложным искусством, а принятие кого-то является основой моральной проблемы и своего рода лакмусовым индикатором чужого мировоззрения.

То, что я накормлю нищего, прощу врагу оскорбление и буду любить его во имя Христа, несомненно, будет считаться большой благодетелью. Все, что делаю для своих братьев, я делаю во имя Христа.

Но что, если я должен понять, что самый бедный среди нищих, самый дерзкий среди всех обидчиков и даже сам дьявол живут во мне, что я сам отчаянно нуждаюсь во всей своей доброте, и что я сам являюсь врагом, которого должны полюбить? Что мне делать в таком случае? А тут, согласно правилам, вся христианская идеология поворачивается вспять: больше нет никаких разговоров о любви и продолжительных страданиях, мы угнетаем и злимся на себя. Мы прячем это от всего мира, отрицая, что знаем о его существовании в себе. И если бы в этот момент к нам явился сам Бог, мы бы уже тысячу раз успели от него отречься.

Любой, кто использует современную психологию ради того, чтобы заглянуть за кулисы жизни не только своих пациентов, но и себя самого (а настоящие психологи именно это и делают), должен признать, что принятие себя со всеми своими недостатками является сложнейшим из заданий, которое почти невозможно выполнить.

Читайте также:  Психоз у пожилых после травмы

От одной только мысли об этом нас бросает в пот. Поэтому мы с таким удовольствием и без колебаний решаем игнорировать собственные проблемы и занимаем все свое время помощью другим людям, их трудностями и грехами. Такая деятельность заставляет нас чувствовать себя добродетелями, тем самым обманывая не только других людей, но и себя. Хвала небесам, нам, наконец, удалось убежать от себя!

Множество людей делают так без каких-либо последствий. Но так могут далеко не все. И как раз это небольшое количество и начинает страдать от невротических расстройств. А как можно им помочь, если я сам являюсь беглецом, страдающим от такого же невроза?».

Лишь тот, кто смог полностью себя принять, способен на «непредубежденную объективность».

Вы должны осознать и смириться со своими страхами, стыдом и суждениями, и только после этого сумеете разглядеть настоящую личность другого человека. Без такого принятия мы не видим всей картины, поскольку намеренно упущенные части мозаики чужой личности напоминают нам о собственных недостатках. В итоге вы не можете установить с пациентом контакт и не можете ему сострадать».

Юнг хорошо понимал это, поэтому Алан Уоттс сказал: «Юнг относился к тем людям, которые без стыда могут спокойно переживать и чувствовать страх или вину. Другими словами, он понимал, что целостной можно назвать не ту личность, которая просто подавила в себе такие чувства и является бесстрашным непоколебимым мудрецом. Целостный тот человек, у которого все эти чувства остались, но он не упрекает себя за них».

Что происходит с психикой, когда мы ведем себя так, словно некая часть нас самих вовсе не является нашей? А когда мы ищем причины своего поведения где-то снаружи? Или вовсе хотим спрятать какую-то часть себя от мира, включая нас самих?

Согласно Юнгу, «в итоге наша личность разбивается или — используем более подходящий термин — теряет свою целостность».

Юнг пишет: «Невроз – это внутренний раскол человеческой личности, состояние войны с самим собой. Все, что усугубляет этот раскол, делает пациенту еще хуже, а то, что его уменьшает – помогает исцелению. Войну человека с самим собой провоцирует подозрение или знание того, что внутри него живут две противоположные друг другу личности. Конфликт может происходить как между чувствительным и духовным человеком, так и между его эго и тенью. Именно это имеет в виду Фауст, когда говорит: «Две души живут во мне, и обе не в ладах друг с другом».

Невроз — это раскол личности. И чтобы избавиться от такого раскола, человеку нужно начать работать со своей негативной стороной, в процессе узнав о себе все самое неприятное. Война внутри нас стихает, когда мы позволяем окружающим видеть себя настоящих. Не только ту нашу сторону, которая отвечает нашему интерсубъективному идеалу (это слишком просто). Нет, речь идет от необходимости нашего принятия своих неудач и недостатков.

Юнг приходит к следующим выводам: «Несомненно, все это тоже звучит очень просто. Но на самом деле принятие человеком своей темной стороны граничит с невозможным. Задумайтесь на минуту о том, что означает дать шанс на существование чему-то неразумному, бессмысленному и злому!».

Поделитесь этим постом со своими знакомыми!

источник

«Совершенно невыносимый внутренний разлад, является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий — это или только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы». Юнг

«Самый напряженный и серьезный внутренний конфликт вызван потребностью человека восстановить жизненно важную связь между сознанием и бессознательным.
Люди переживающие кризис среднего возраста, попадают под воздействие своего внутреннего побуждения — психологической потребности отправиться в странствие, чтобы узнать себя заново.» Дэрил Шарп

«Вопрос: Можно попросить доктора Юнга дать нам определение невроза?

Юнг: Невроз — это диссоциация личности, обусловленная наличием комплексов. Само по себе существование комплексов — это нормальное явление; но если они несовместимы, происходит отщепление той части личности, которая больше противоположна сознанию.
Так как отщепившиеся комплексы являются бессознательными, они могут найти лишь косвенные способы своего внешнего выражения, то есть проявляться через невротические симптомы.
Любая несовместимость черт характера может вызвать диссоциацию, а слишком большое расщепление, например, между функцией мышления и функцией чувствования, — это уже легкий невроз.

Вопрос: Доктор Юнг, по-моему, вы рассматриваете обострение невроза как попытку самолечения, то есть как попытку компенсации посредством выявления подчиненной функции.

Вопрос: Тогда, как я понимаю, с точки зрения индивидуального развития обострение невроза является благоприятным?

Юнг: Это действительно так, и я рад. что вы поставили этот вопрос. Да, такова моя точка зрения. нередко нам приходится:»Слава Богу, он смог довести свою психику до невроза». Невроз — это действительно попытка самолечения, в такой мере, как любая соматическая болезнь отчасти является попыткой самолечения. Это попытка саморегулирующейся системы психики восстановить равновесие, которая функционально ничем не отличается от сновидения, только эта попытка значительно более энергична и действенна».
1935. Лондон.

ну да. видимо когда вырвано из контекста звучит сложно.

Тут Юнг, как и гештальтисты, полемизирует с классическим «медицинским» подходом своего времени. Где невроз — любое известное функциональное расстройство сознания или эмоциональной сферы без явных органических повреждений или изменений; оно может включать в себя тревожность, фобию и другие симптомы, которые проявляются в отклонении поведения от нормы. Невроз лишь как психическое заболевание, как отклонение от нормы, которое нужно лечить. Тогда метод лечения — в устранении психологических симптомов.

Юнг обозначает ценность невроза, его цель как психического процесса — это психическая энергия выделяющаяся на решение забуксовавшего внутреннего конфликта. Юнг описывает суть этого конфликта (в рамках своего подхода), чтобы психотерапевты использовали симптомы как ресурс для работы, работали на устранение причины невроза следуя за энергией клиента.

Похожий подход и в гештальте — уважение к болезни, к симптомам как к процессу клиента.

СамоЛЕЧЕНИЕ — может не точное слово. Конечно без помощи специалиста может и в психоз вылечиться.
Но это определяет стратегию работы по Юнгу. Важно обнаружить вытесненное ранее психологическое содержание (потребность, установку, поведение) и поддерживать напряжение между противоположностями:
«Пока нет напряжение между противоположностями, энергия отсутствует, следовательно, необходимо найти установки, противоположную сознательной установке.
Вытесненное содержание необходимо осознать в той мере, чтобы создать напряжение между противоположностями, без которого невозможно никакое движение вперед. «

В гештальте тоже «энергитический подход». Терапевт идет за энергией клиента по кривой контакта. Тоже важно осознавать потребности и то как клиент их удовлетворяет или прерывает удовлетворение.

> А невроз — конфликт нескольких идей или приоритетов. по-моему так.

А ведь похоже на конфликт между «комплексами» Юнга :).

> У нас ведь это — конфликт между потребностями и возможностью их реализовать. или между потребностями и внутренними установками ( не бессознательным).

А почему не бессознательными? Зачастую какие-то из потребностей или способы их удовлетворения как раз не осознаются и поэтому конфликт не разрешается. В гештальте эти «комплексы» описывают как привычки, паттерны поведения, которые вошли в привычку, уже не осознаются и формируют характер — набор комплеков поведения работающих автоматически, без творческого приспособления.

> Ведь просто вот так устанавливая равновесие не освободишься ? Или возможно?

Просто так — невозможно равновесие установить :). Юнг как раз и указывает ценность невроза как на индикатор, сигнал — что нарушены процессы приводящие к равновесию со средой. В гештальте — равновесие достигается как раз после удовлетворительного прохождения по всей кривой контакта, на завершении фазы ассимиляции. Т.е. для гештальтиста — есть срыв движения по кривой контакта, потребность не удовлетворяется.

источник