Почему шизофрения обостряется весной и осенью

Практически ни один человек, страдающий шизофренией, не застрахован от неожиданного обострения заболевания. Некоторые больные страдают от них довольно часто, у других периоды благополучия могут длиться годами, но предугадать, в какой момент болезнь снова заявит о себе, достаточно сложно даже опытным врачам.

Медики выделяют два вида обострений шизофрении:

  1. Первичное (т.н. «дебют») – самый первый психотический эпизод, после которого обычно и ставится сам диагноз. В этом случае периоду обострения предшествуют не слишком явные симптомы, которых окружающие могут даже не замечать, но в ходе развития психоза проблемы с психикой у больного становятся очевидными для всех.
  2. Рецидивы диагностированной болезни время от времени случаются практически у всех пациентов с шизофренией. Периодичность таких эпизодов зависит от очень многих факторов и может сильно различаться у разных людей.

Как правило, обострение шизофрении развивается не внезапно и на ровном месте, а некоторое время симптоматика нарастает, в конце концов превращаясь в явный психоз. Обычно близкие больного (особенно, если речь идет о дебюте заболевания) принимают решение показать его врачам уже в разгар болезненных симптомов, когда состояние уже достаточно тяжелое и необходимо срочное медицинское вмешательство.

Периоды обострения у шизофреников могут возникать по разным причинам. Например, серьезный стресс может спровоцировать развитие психоза, то же самое иногда бывает из-за хронического и длительного нервного напряжения. Это касается, в том числе, и обстановки в семье, поскольку сложные отношения с родственниками также могут быть причиной постоянно стресса, который постепенно накапливается и приводит к обострению болезни.

Отдельная история – вредные привычки и зависимости. Иногда одного эпизода приема наркотика может быть достаточно для того, чтобы выявилось скрытое заболевание или обострилось уже имеющееся.

Алкоголь действует дольше и «мягче», но при постоянном злоупотреблении риск психоза значительно возрастает. А вот курение не может быть ни причиной дебюта шизофрении, ни поводом для ее обострения. Скорее даже наоборот – курящие больные немного реже страдают от рецидивов заболевания, так как курение помогает им снизить общий уровень тревоги, характерный для шизофрении.

У женщин эпизоды обострения могут быть связаны с гормональными изменениями. Беременность, роды, климакс способны серьезно ухудшить состояние больной. Мужчины менее подвержены колебаниям гормонов, но и у них дебют заболевания может произойти, например, в подростковом возрасте, когда организм претерпевает огромные изменения за сравнительно короткий срок.

При некоторых формах шизофрении возможны и сезонные рецидивы болезни. Обычно они происходят весной или осенью, но об этом факторе мы расскажем чуть позже и более подробно.

Также шизофрения может обостряться во время или после серьезных заболеваний, на фоне черепно-мозговых травм и тд. Любое потрясение для организма шизофреника потенциально опасно в плане усиления симптомов и возможности развития психоза. При этом не так важно, каким будет это потрясение – физическим или психическим, хроническим или острым.

Одним из первых «тревожных звоночков» в преддверии рецидива будет изменение поведения больного. Обычно это усиление симптомов аутизма, когда человек как бы уходит в себя, становится замкнутым, избегает общения, его эмоции становятся невнятными, смазанными. В то же время возможно усиление тревожности, которое поначалу не сопровождается бредом или галлюцинациями, но доставляет больному немало неудобств.

Могут отмечаться нарушения сна и аппетита. Бессонница, иногда очень стойкая, кошмарные сновидения в этот период буквально преследуют больного. Что касается отношения к пище, то шизофреник может как отказываться от еды, так и страдать от приступов неконтролируемого обжорства.

Усугубляются вредные привычки и зависимости. Под влиянием психических изменений больной может уйти в запой или начать курить во много раз больше обычного.

Далее развиваются приступы агрессии, иногда вместе с манией преследования. С этого момента симптомы обычно усиливаются довольно быстро, присоединяется бред, галлюцинации, ощущение внешнего воздействия, слежки и так далее. Поведение больного становится очевидно неадекватным. Он может разговаривать сам с собой, речь прерывистая и нелогичная, высказываемые идеи – откровенно бредовые.

В случаях депрессивной симптоматики психически нездоровый человек может, наоборот, подолгу застывать в одной позе (зачастую очень неудобной), не реагировать на внешние раздражители, а его бред может быть связан огромным чувством вины и самоуничижения. Не в силах переносить подобные чувства, некоторые шизофреники могут предпринимать попытки самоубийства.

Кстати, если в клинической картине шизофрении преобладают маниакальные симптомы, то свою агрессию больной зачастую обращает не на самого себя (как при депрессивных настроениях), а на окружающих. Спасаясь от «преследователей», которые являются к нему в виде галлюцинаций, или повинуясь воле «голосов», человек в состоянии психоза может быть опасен для других людей, он способен на нападение или даже убийство. К счастью, далеко не каждый больной шизофренией – потенциальный преступник, большинство из них нуждаются всего лишь в лечении, но не в полной изоляции от окружающих.

Читайте также:  Легкая форма шизофрении что это такое

Также для обострения шизофрении характерны резкие и непредсказуемые перепады настроения, идеи собственного всемогущества, религиозный экстаз, повышенная речевая и двигательная активность.

Какие симптомы будут более всего выражены в момент обострения у конкретного больного, зависит от формы заболевания и особенностей организма человека. Иногда симптоматика может меняться от одного случая рецидива к другому, но порой остается примерно одной и той же на протяжении многих лет.

Само обострение обычно длится 6-8 недель, после чего симптомы становятся менее выраженными, постепенно сглаживаясь. Следует помнить, что практически всегда рецидивы заболевания негативно влияют на психику больного, усугубляя состояние, а без лечения такие приступы психозов могут за несколько лет сделать человека инвалидом, полностью разрушив его личность.

Если человеку, далекому от прикладной медицины, задать вопрос «когда чаще всего бывают обострения у шизофреников?», он, скорее всего, ответит, что весной и осенью. Не только врачи знают, что сезонные изменения психических процессов в организме могут провоцировать резкое изменение состояния у душевнобольных людей.

Статистика утверждает, что количество пациентов в стационарах психиатрических лечебниц постепенно возрастает с середины октября. Осенние изменения в природе не всегда хорошо переносят даже здоровые люди, а уж больные – и подавно. Переход от летней жары к прохладе и заморозкам, унылый серый пейзаж, сокращение светового дня – все это для организма является стрессом. Стресс, как известно, вызывает тревогу – а за ней приходят и другие симптомы, характерные для психических болезней.

Также добавляются и сугубо физиологические перемены в организме человека. Например, недостаток солнечного света провоцирует снижение гормона серотонина, который «отвечает» за состояния счастья и удовлетворенности у любого из нас. Если серотониновый баланс и без того нарушен, то сезонные колебания гормона могут приводить к обострениям депрессии и других психических заболеваний.

Именно весной и осенью больные шизофренией требуют особого внимания, поскольку риск обострения может быть очень высок. Кстати, больше всего страдают в межсезонье больные шубообразной формой шизофрении, при которой маниакальные состояния чередуются с депрессивными.

Врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук Александр Галущак рассказывает о сезонности обострений шизофрении и возможных методах их профилактики

На сто процентов – вряд ли, но можно существенно снизить его вероятность. Самой главной мерой профилактики является своевременный прием назначенных врачом лекарств. Любое отклонение от прописанной схемы может спровоцировать развитие симптомов психоза, даже вне зависимости от времени года или наличия стрессов в жизни душевнобольного человека.

Кстати о стрессах – от них пациента придется ограждать по мере сил буквально всю оставшуюся жизнь. Это очень сложно, но в то же время — необходимо. Чтобы больному было проще переживать возможные жизненные потрясения или просто неурядицы, он должен быть окружен неравнодушными родственниками, поддерживающими благоприятную атмосферу в семье.

Очень негативно влияют на течение заболевания алкоголизм и прием наркотиков. В идеале, эти зависимости должны быть полностью исключены из жизни больного.

Самое главное, что нужно сделать, если у больного отмечаются признаки обострения шизофрении – как можно быстрее обратиться к врачу. Это касается как явных признаков болезни, вроде бреда и галлюцинаций, так и «безобидных» вроде аутизма или эмоционального обеднения. Если лечение начато на ранних стадиях рецидива, то до развернутой клинической картины может и не дойти, психотические симптомы могут быть купированы в самом начале.

Как разговаривать с шизофреником в период обострения? В первую очередь – спокойно. Обычно при психозе больной находится в состоянии крайней тревоги, ему кажется, что весь мир против него. И очень важно попробовать дать ему понять, что вы сможете защитить его от возможной опасности. Безусловно, помраченное сознание душевнобольного не всегда способно адекватно воспринимать даже предложенную помощь, но доброжелательность и спокойствие даже в этом случае «считывается» невербально, на уровне инстинктов, и больной может также успокоиться на какое-то время.

Если психотические симптомы выражены слишком ярко, пациент представляет угрозу для окружающих или для самого себя, нужно немедленно вызвать скорую помощь. А до приезда врачей необходимо изолировать больного так, чтобы он не мог причинить вред себе или кому-то другому (если, конечно, это возможно).

Лечение рецидивов принципиально ничем не отличается от терапии при дебюте заболевания.

Читайте также:  Кто отвечает за больного шизофренией

Больной, чье состояние не несет угрозы для других людей, не нуждается в госпитализации и может лечиться амбулаторно. Если же болезнь приняла серьезную форму, то человека помещают в психиатрический стационар.

Для снятия острых симптомов применяются антипсихотики и нейролептики. По показаниям к ним могут добавляться антидепрессанты, противотревожные препараты, ноотропы. По мере уменьшения симптоматики врачи снижают дозы лекарств до тех пор, пока дозировка не станет «поддерживающей» – той, которая необходима для длительной профилактики рецидивов.

После основного курса лечения пациенту рекомендуют курс психотерапии, социальной терапии, лечебную физкультуру, физиопроцедуры. Все эти меры направлены на то, чтобы человек быстрее и полноценнее вернулся к нормальной жизни, а рецидивы болезни беспокоили его как можно реже.

Обострения случаются практически у всех душевнобольных, и это касается не только шизофрении. Даже после 10-15 лет благополучия могут внезапно вновь появиться тревожные симптомы. Задача врачей и самого больного – сделать эти эпизоды как можно более редкими и как можно менее серьезными, чтобы диагноз не мешал человеку жить обычной жизнью, не попадая в статистику психиатрических стационаров.

Никакой особой взаимосвязи между погодой или временами года и риском того, что начнётся эпизод, не существует. На самом деле в психиатрических больницах в демосезонные периоды наблюдается некоторое увеличение числа госпитализаций, но не такое большое, чтобы говорить про обострение шизофрении весной или осенью. Причиной начала манифестировании при шизофрении с шубообразным течением может быть ещё и мысль, которая неожиданно появилась у больного. Такое же влияние оказывают и физические факторы — резкий и громкий звук, резкий и яркий свет, какая-то небольшая травма и подобное. Но это не означает, что человек сошёл с ума от яркого света или что существует весеннее обострение шизофрении, да ещё и отличающееся от зимнего обострения. Между прочим, количество госпитализаций увеличивается ещё и в праздничные дни, особенно в период новогодних каникул. И причина не в Деде Морозе, а в том, что в это время выше вероятность употребления спиртного. В новогодние же дни партия и правительство щедро предоставили гражданам возможность совершать возлияния целых две недели, что и приводит к появлению у некоторых того или иного делирия.

Весенняя шизофрения, как устойчивый образ, появилась из-за того, что:

  • весной на два часа меняется световой день;
  • она символизирует обновление, а нашим людям обновляться много трудно, потому они попадают в противоречия;
  • просто изменяется температура воздуха.

Это создаёт стрессовые условия, которые здоровые люди даже не замечают. Здоровые на то и здоровые, чтобы радоваться весне, а шизофреники что? Они радоваться по-настоящему разучились ещё за несколько дней до премьеры. Зимой всё живое консервируется. Медведи впадают в спячку, травка не растёт. Многие люди тоже, даже если они любят зимние виды спорта, но на улице всё равно проводят времени меньше. Эта консервация больным удобна. Они и стремятся куда-то спрятаться… А тут начинается пора всеобщей активности, что больным не нравится. Они как будто бы будут выявлены тем, что не активизируются вместе с остальными. Это всё происходит на уровне тонких информационных сигналов и тонких изменений эмоций. Тонкие они для всех, а для больных они очень даже заметные. Это, конечно, не говорит о том, что появляются фирменные симптомы обострения шизофрении весной. Заявлять что-то определённое в этом деле трудно, но с большой долей вероятности можно утверждать, что спровоцировать обострение может любая попытка вытянуть больного из его болота.

Вплоть до того, что сидит он в своей берлоге, по уши грязью зарос, спит в одежде, плохо питается, оброс, не бритый. И вот приезжает к нему родственница. И начинает ругать, стыдить, заставляет порядок наводить, унитаз помыть, починить то, что сломалось и исправить то, что можно, а ещё лучше ремонт сделать. И всё под девизом «Возьми себя в руки! Что ты на себя напустил?». Какое-то количество часов он даже пытался что-то делать. Потом устал, а она заявляет, что не поможет ему, если он будет сидеть пассивно.

В результате у него происходит явное обострение. Описан реальный случай… Оно произошло не из-за того, что он устал. Он начал переживать то, что «запустил себя», «махнул на себя рукой», а дальше всё пошло по законам параноидного времени. Теоретически так ещё можно было бы вывести человека из умеренной депрессии, но с людьми из этого блока так не нужно себя вести, если вам не нужно обострение шизофрении.

Читайте также:  Признаки шизофрении у грудных детей

В принципе реально организовать ситуацию так, что в состоянии ремиссии больной будет вполне сносным на вид и даже изнутри. Только не ставьте нерешаемых задач. Родственникам нужно понимать несколько вещей.

  • Если вы больному бредовым расстройством говорите, что он на себя напустил, то уровень вашего собственного интеллекта заставляет желать лучшего. Ага, напустили они. Если будет нужно, то психиатры готовы подтвердить это документально, чтобы ни у кого на этот счёт сомнений не возникало.
  • Если вы укоряете больных людей, то представляйте себе их безногими. И себя в роли человека, который ругает безногого за то, что он не смог пробежать 100 метров.
  • Если вы видите, что больной ничего не делает, то вам нужно радоваться. А то как начнёт делать, тогда узнаете.

Рассуждать о том, какие существуют признаки обострения шизофрении никакого смысла не имеет. Шизофрения диагностируется по ряду критериев. Течение может быть непрерывным и ровным, может непрерывным и прогрессирующим, может быть шубообразным. Если случилось обострение, как называют новое манифестирование, то должны быть видны признаки симптомов. Не какой-то один, а много. Если человек услышал в голове голоса, то в этом нет ничего удивительного, если у него диагноз. Вопрос в том, какими поведенческими факторами это сопровождается, какое отношение к голосам и себе у самого больного. Если каждого выписавшегося и находящегося под наблюдением больного возвращать в больницу из-за каждой галлюцинации, то тогда их и выписывать не нужно. Какие-то остаточные факторы проявления синдрома сохраняются в подавляющем большинстве случаев.

Столько, сколько у него получится. Никаких временных рамок тут указать невозможно. Стандартная месячная схема основывается на том, что за это время антипсихотики успевают купировать симптомы. Это происходит не всегда. Скорее к такому сроку нужно относиться в качестве одного из номиналов. Если «просветления» не наблюдается, то срок продлят.

Рецидив шизофрении иногда происходит очень хитро. Премьера может нарастать волнообразно. Сначала происходит какой-то момент с небольшим выражением психического дефекта. Вдруг человек осознает что-то. Допустим так… «Что-то мне не по себе как-то. Болит что-то, муторно, не пойму. Вот так отключусь или вообще умру. А может и к лучшему. Вот точно, как будто я уже умер», — думает больной. Затем это временно отпускает. А потом неожиданно человек в страхе чуть ли не ощущает физически мысль о том, что он уже умер. Идея разрастается и приобретает любые причудливые черты.

Между моментом дебюта самой первой мысли и этапом нарастания часто возникают промежутки относительно нормального мышления. В этот момент больной, особенно если он уже лечился, может успеть осознать происходящее в качестве бреда. Что ему муторно — просто субъективное чувство. Кому у нас не муторно? Мысли о том, что он может умереть — нежелательны. Но кто смог бы сказать, что они не верны? Все мы когда-то умрём и не знаем, когда. А вот мысль о том, что он уже умер — у здорового была бы дурной фантазией, а у больного — бред. Разница же между здоровым и больным в том, что у последнего куча-мала самых разных симптомов. Или один, но так огромен, что больше слона, не заметить не получится. Здоровый свою фантазию просто прокрутит в голове. А больной из неё запросто сделает сверхидею.

Описан тоже реальный случай. Больной решил, что он умер, но окажется в другом мире, если покончит с собой. Сомнение вызывало то — лучше будет тот мир или хуже, поэтому он задерживался в этом.

Другая причина этой веры в сезонность в индивидуальном течении процесса. У кого-то ремиссия длится примерно год, у кого-то около шести месяцев. В результате создаётся впечатление, что, мол, как весна, так он в больнице. Ничего… А другие, как лето, а третьи — с наступлением зимы. Просто приходит срок и ремиссия завершается.

Во всём этом не было бы ничего дурного, но трансляция стойкого убеждения в том, что весной или осенью происходит обострение, приводит к тому, что люди начинают его ждать и этим себя травмируют. Возникает убеждение, что вот весной-то и случится новая беда. По статистике чаще манифестация начинается на фоне употребления алкоголя, а не из-за того, что травка зеленеет и солнышко блестит.

Дорогие больные! Двери психиатрических больниц гостеприимно открыты в любое время. Если вам очень нужно, то не ждите весны. Приезжайте зимой. Вас встретят отзывчивые санитары и добрые врачи.