Лечение тревожности взрослых пациентов посредством арт терапии

Арт- терапия основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и в творческой деятельности. Ее целью явля­ется гармонизация развития личности через развитие способ­ности самовыражения и самопознания.

Метод построен на теории психомоторной связи. По И.М. Се­ченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осу­ществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществ­ления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в груп­пах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы не­обходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

К. Юнг в своих работах также отмечал, что подсознательное мож­но осознать, растормозив кинестетическую память о пережитом.

Наиболее эффективно использовать рисование в коррекционной работе с детьми в возрасте 5-11 лет. Это период активного интереса к рисованию. Здесь дети рисуют непринужденно и сво­бодно. При этом рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, модели­рование взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, таких как страх. Через рисунки можно лучше понять глубокие переживания детей и не всегда раскры­ваемые, например, при непосредственной беседе. Ведь немно­гие дети с готовностью соглашаются с тем, что у них есть про­блемы (даже если родители утверждают о наличии у детей стра­хов и ночных кошмаров). Но даже те дети, которые могут при­знаться в своих страхах и несчастьях, не могут вести дискуссию о своих проблемах.

Для устранения страхов применяется определенным образом на­правленное рисование. В большой степени это относится к стра­хам, порожденным воображением, то есть то, что никогда не проис­ходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реально травмирующих событиях, но про­изошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Рисование страхов может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свое отношение к различ­ным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Отождествляя себя с положительными и сильными героями, ребенок борется со злом: участвует в сражениях, побеждает врагов и т.д. У него возникает ощущение уверенности в своих способностях противостоять злу и насилию.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как спо­соб моделирования взаимоотношений и выражение различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

Рисование страхов дает эффект, почти неразличимый для маль­чиков и девочек. Рисовать дети должны совершенно самостоя­тельно, без помощи взрослых. Необходимо сказать, что рисова­ние страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное рисовать их все, без исключения.

С помощью рисунков можно устранить страхи, имеющие пре­имущественно конкретный и, главное, графически воспроизво­димый характер, вроде страхов животных, насекомых, чудовищ, огня (пожара), а также возникающих в темноте, сновидениях и т.д. Менее эффективно удаление страхов отвлеченно-абстракт­ного характера в виде страхов неизвестного, насилия, несчас­тья, заболевания и смерти. Но если, к примеру, страх неизвест­ного, насилия ассоциируется с бандитами, разбойниками, т.е. с конкретными лицами, то результаты от использования рисунков могут быть вполне удовлетворительными. То же относится к на­вязчивым страхам заболевания и смерти в результате зараже­ния микробами. Отсутствует эффект при рисовании сверхцен­ных страхов за других лиц, прежде всего близких. Потому, что эти страхи образуются за счет неправильных логических пост­роений и находятся в сознании, в то время как предыдущие стра­хи гнездятся в подсознании и за счет рисунков переводятся в сферу сознания, где с ними можно работать описанными мето­дами. При работе со сверхценными страхами необходимо, преж­де всего, «докопаться» до их подсознательного источника (страх одиночества, страх остаться без защиты и т.п.), а затем, устра­нив первопричину, работать с ошибками логических построений.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается и в тех случаях, когда то или иное пугающее событие недавно име­ло место, например, застревание в лифте, укус собаки, избие­ние, пожар и т.д. Тогда более целесообразно применение игры и расслабление с постепенным воспроизведением в сознании пси­хологической травмы и изменение отношения к ней.

Психокоррекция страхов посредствам рисунков начинается с выяснения их характера в беседе и игре, после чего ребенку пред­лагается нарисовать свой страх. Заранее указывается, что не имеет значения качество рисунков.

Поскольку не дается инструкций, как рисовать страхи, то ре­бенок может не нарисовать себя. При этом, как правило, отме­чается менее выраженный эффект от рисования страхов. В лю­бом случае является целесообразным изображение ребенком себя — боящегося на одном листе, т.е. себя и пугающий объект, а на другом — не боящегося. «Нарисуй на одном рисунке себя и то, что ты боишься, а на другом, — что ты этого уже не боишься». Ребенка следует «подтолкнуть», спровоцировать, если он сам так не сделает — нарисовать себя более крупным или как-либо за­щищенным (например, с палкой в руках или собаку на поводке и пр.) по отношению к пугающему предмету. Ребенок описывает те действия, которые, как он полагает, «страшилище» может сделать с ним (ударить, укусить и пр.).

Нарисуй рядом с (название страшилища) себя. Если ребенок согласиться, то важно проследить, что произойдет дальше, если отказался — надо продолжить разговор:

А давай нарисуем тебя с палкой в руках, что тогда будет?

А если ты замахнешься палкой, то ведь страшилище может испугаться?

Вопросительная форма дает возможность ребенку дальше про­должать предложенную ему ситуацию: страшилище и он с палкой в руках. На этом же или другом рисунке можно тут же провести сти­рание пугающего предмета. Желательно, чтобы ребенок сам про­вел это действие, при этом надо повторять фразы, подобно следу­ющим: «Вот и нет (название предмета)», «Смотри, ты его испугал».

Если рисунок сделан не мелом на доске или простым каранда­шом, а цветными красками и его нельзя стереть, то выполняет­ся штриховка, которая бы символизировала клетку, в которую ребенок посадил то, чего боится.

Важно, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих стра­хов, преодолев внутренний психологический барьер неуверен­ности и страха своих страхов. Этим обеспечивается постепен­ная дезактуализация страха в сознании, овладение его образом, и, наконец, ребенок начинает верить в свои силы и возможности.

Следовательно, ребенок должен вначале осознать страх и изобразить его на рисунке. Затем он должен смоделировать си­туацию на другом месте таким образом, чтобы побороть этот страх. Последующее моделирование на рисунке психотравмирующей ситуации является по существу перестройкой отношения под влиянием косвенного (установочного) внушения. Последнее представляет собой выражения веры в возможности ребенка, подчеркнутое контрастом «Ты боишься — ты уже не боишься». Рисование дает ребенку возможности для символического отреагирования страха. Так, на рисунках он бросает Бабу-Ягу в костер, отрубает дракону голову и т.д.

Страх можно вылепить. Когда малыш закончит лепку, похвали­те его произведение и скажите: «Чтобы этот страх никогда боль­ше никого не пугал. Надо его уничтожить!». И ребенок сжимает в комок то, что он только что вылепил. Сам факт получения задания определенным образом органи­зует деятельность детей и мобилизует их на работу со своими страхами. Решиться рисовать — это значит непосредственно со­прикоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и це­ленаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. В процессе ри­сования объект страха все менее и менее представляет из себя застывшее психологическое образование. Он сознательно под­вергается манипуляции и творчески преобразуется. Проявляю­щийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее сосредоточением и творческим удовлетворением от выполненного задания.

В заключении работы рисунки просматриваются вместе — психо­логом и ребенком. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. выражает словами свой страх. После просмотра ри­сунков следует замечание психолога: Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». После каждого рисунка, воп­роса психолога и ответа ребенка необходимо выразить ему свое одобрение словами «хорошо», «что дальше?». Если положительного эффекта еще пока нет, то рисунок может быть отложен без коммен­тариев в сторону или сопровождаться словами «ничего», «всему свое время», «идем дальше» и т.д. После окончания обсуждения рисун­ков называются те страхи, в отношении которых достигнут положи­тельный эффект. Ребенка необходимо похвалить, можно подарить ему игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который таким образом «принял» их на себя, освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается о том, что страхи отныне будут находится в ящике стола или шкафу, «закрыты» там навсегда.

Игровая коррекция страхов

Игровая психокоррекция основана на принципах динамики пси­хического развития и позволяет отреагировать эмоциональное напряжение, а также способствует ролевому моделированию разнообразных путей решения проблем ребенка. Этот метод наи­более успешен в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, когда происходит ин­тенсивный процесс ролевого развития личности.

Физиологическая обусловленность применения игротерапии в психокоррекционной работе с детьми связана с исследования­ми A.M. Вейн, А.И. Захарова, О.А. Колосова, А.Д. Соловьева. В них раскрывается функциональная специализация больших по­лушарий головного мозга и отмечается возможность восстанов­ления активности правого полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности, путем игротерапии.

Изменение психологического состояния ребенка происходит по­тому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства пережива­ются в условном, а значит, в ослабленном виде. Игра является естественным способом выражения «я» человека, укрепления его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спон­танные подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивают умение вла­деть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой-либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. налагает чувство ответственнос­ти. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады, заставляющее более критически взгля­нуть на себя и как-то перестроиться. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с тре­бованиями группы. Подражание в игре любимым героям помога­ет побороть как страх, так и испуг.

Цели психологически направленных игр состоят, в первую оче­редь, в снятии торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одно­временно это предупреждение неуверенности в себе и застен­чивости или их коррекция, если они уже являются характероло­гическими особенностями ребенка.

Песочная терапия

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов — педагогов, психологов, логопедов — к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось бы все очень просто. Но именно это простое естественное для человека действие хранит уникальную тайну бытия все приходит и уходит нет ничего такого что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту тайну человек достигает состояния равновесия в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля тревоги и страха.

Естественно, такой терапевтический эффект игры с песком не мог долго оставаться незамеченным психотерапевтами. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым и детям. Созданный ученицей и последовательницей Юнга Дорой Калфф метод «sand play» (песочная терапия) долгое время существовал исключительно в юнгианской парадигме построенные клиентом песочные композиции не интерпретировались ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазии клиента что в свою очередь позволяло обнаружить скрытые части «я», понять существо и особенности переживаний клиента. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы сюжета событий взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь. Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

Читайте также:  Меня вылечила бабка от заикания

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

источник

В психотерапии и психологии существуют различные техники устранения психологических проблем. Одной из самых интересных и действенных является арт-терапия. «Art» переводится как «творчество», «искусство». Следовательно, арт-терапия – лечение искусством, творчеством. Это альтернативный способ решения многих психических расстройств. Также это способ разобраться с какими-либо проблемами при помощи творческого процесса, прийти в ресурсное состояние, повысить настроение, побороть хандру, осеннюю или зимнюю депрессию. Появилось данное направление не так давно – в первой половине ХХ века, и благодаря своей доступности и быстрому положительному эффекту оно заняло важное место в психокоррекции.

Очень часто при наличии подавленного состояния или неврологических заболеваниях, люди замыкаются в себе. Помочь им становится довольно-таки сложно. Арт-терапия же посредством творчества помогает выносить свое состояние в материальную реальность на бумагу или посредством любого другого материала. Благодаря этому и происходит некое облегчение — человек «выговорился».

Важно учесть, что необязательно будет «воплощаться» именно внутренне состояние. Возможно человек наоборот неосознанно захочет «рисовать» то, чего ему хочется, тем самым погружаясь в свои грезы, мечты. Таким способ он отвлекается от своей хандры или какой-либо проблемы.

Кроме того, рисуя какую-либо картину, у многих людей наблюдается смена внутреннего состояния: приходит расслабление, проходит головная боль (от тяжелых дум), повышается настроение. Таким образом, суть лечения искусством заключается в трансформировании негативной энергии человека в позитивную посредством творческой деятельности. Такой вид терапии широко применяется в разных социальных и возрастных группах: пользуется успехом в коррекции психологического состояния детей, подростков, пожилых людей, беременных женщин, зависимых и др.

Арт-терапия дает положительные результаты в лечении как психологических, так и физических недугов. Творчество помогает организму справиться с тяжелыми болезнями и быстрее восстановиться после полученных травм. Это объясняется тем фактом, что физическое состояние организма во многом определяется психологическим здоровьем, позитивным настроем. Об этом говорится и в психосоматике.

  • ускоряет лечение различных физических и психических заболеваний,
  • повышает интеграцию личности в общественную жизнь,
  • успокаивает нервную систему,
  • гармонизирует внутренний мир,
  • учит контролировать свои эмоции,
  • помогает осознать психологические проблемы,
  • снимает напряжение, раздражительность, агрессию,
  • повышает настроение, заряжает энергией,
  • помогает справиться с сонливостью, вялостью, унынием,
  • улучшает работу головного мозга,
  • развивает творческое мышление, фантазию.

Одной из важных особенностей арт-терапии является полное отсутствие побочных эффектов и противопоказаний. Творчество никак не способно навредить человеку. Напротив – оно вносит гармонию в его психологическое состояние и дарит душевное равновесие. Но при выборе метода арт-терапии следует учитывать тонкости характера и темперамента человека. Так, стеснительному и зажатому пациенту не подойдет актерское мастерство или вокальные выступления на публике, а подвижному и активному – монотонный процесс рисования или шитья.

В первую очередь выбранный для лечения вид искусства должен приносить радость пациенту и ни в коем случае не вызывать негативных эмоций, чувство неловкости, скуки или раздражения. Если метод провоцирует подобные отрицательные реакции, следует незамедлительно изменить род занятий.

Основные направления, применяемые в качестве терапии искусством:

  • живопись красками или песком,
  • раскраски мандал, рисование по номерам (цветотерапия),
  • лепка (работа с глиной, пластилином и т.д.),
  • фотоискусство,
  • плетение браслетов, декоративных узлов,
  • раскрашивание,
  • скрапбукинг,
  • декупаж,
  • составление коллажей,
  • вязание, шитье,
  • другие виды рукоделия,
  • занятия танцами,
  • музыкотерапия,
  • занятия вокалом (вокалотерапия),
  • моделирование,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • пантомима, актерская деятельность,
  • чтение,
  • письмо (сочинение рассказов, стихов, очерков),
  • сказкотерапия.

Эти направления арт-техник наиболее широко применяются психологами в работе с клиентами. Такие занятия направлены на улучшение эмоционального состояния пациента. Они помогают снять напряжение, поднять жизненный тонус, избавиться от стресса, апатии, различных страхов, побороть агрессию. Практически всегда у пациентов отмечается стабилизация настроения, снижается уровень тревожности.

Выбрать направление можно самостоятельно и заниматься им в домашних условиях. Но в серьезных случаях совместная работа со специалистом намного улучшит результат.

Начинать лечение нужно с чего-то легкого: задания ни в коем случае не должны вызывать затруднение у пациента. Если человек впоследствии сам изъявляет желание развиваться в выбранном направлении, целесообразно углубиться в тот или иной вид искусства, повышая уровень мастерства. Однако на начальном этапе чрезмерно замысловатые задания будут ошибкой и дадут лишь негативный эффект.

Так, для склонных к агрессивному поведению людей хорошо подходит рисование – оно успокаивает нервы, повышает концентрацию. Любительский театр поможет развить навыки социального общения и адаптации в новом окружении, а также научит выражать свои эмоции. Вязание и шитье развивает внимательность, усидчивость, положительно сказывается на мелкой моторике.

Выбрать направление арт-терапии можно самостоятельно, занимаясь дома. Но в серьезных случаях совместная работа с квалифицированным психотерапевтом значительно улучшит результат.

«Каляки-маляки». Надо рисовать бессмыслицу, то есть не думать какие цвета использовать, как они между собой сочетаются, что именно рисовать. По завершению следует оценить и осмыслить результат, возможно будет просматриваться какой-то персонаж, образ или сюжет. На основании этого рисунок можно дорисовать и затем уже описать.

Коллаж. Можно использовать вырезки из журналов, лепить и рисовать те или иные сюжеты, фигуры и т.п. Анализ результата проводится на основании размеров, цветов, сюжета и расположения «вырезок» относительно друг друга.

Сочинение. Особенно актуально для детей. Вместе со своим ребенком сочиняйте сказку. Начинаете вы. Необходимо в завуалированном виде начать сочинять сказку, основанную на каком-нибудь домашнем бытовом случае, ситуации в садике или школе и т.п. Затем просите продолжить свое чадо. Как правило, они не догадываются и говорят, что у них крутится в голове. Благодаря этому способу вы сможете узнать об его переживаниях.

Арт-терапия является прекрасным способом расслабиться и отвлечься от насущных проблем. Пение, рисование, рукоделие, цветотерапия и т.п. способны не только поднять жизненный тонус, но и познать себя, избавиться от многих болезней, посредством гармонизации внутреннего состояния. Ведь как известно, все болячки из головы.

А вы пробовали арт-терапию? Как она на вас повлияла? Какой вид использовали? 🙂

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами

Краткий обзор истории и основных подходов к использованию арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами.

В работе с душевнобольными арт-терапию начали использовать раньше, чем в каких бы то ни было других областях. Обратив внимание на склонность некоторых пациентов к самостоятельным занятиям художественным творчеством, на яркость и самобытность их работ, а главное, на то, что эти занятия нередко благотворно отражаются на состоянии больных, передовые клиницисты стали поддерживать эту деятельность. Определенное значение для проникновения первых форм арт-терапевтической работы в психиатрические учреждения имела неудовлетворенность клиницистов “ограничивающими” и “подавляющими” подходами. В скромном арсенале методов лечения психических заболеваний XIX — начала XX века различные виды творческих занятий пациентов занимали не последнее место, хотя использовались, главным образом, с целью их социализации, занятости, “нравственного воспитания” или для получения дополнительной информации об особенностях их внутреннего мира и потребностях.

Постепенное изменение отношения представителей мира искусства и общества в целом к творчеству душевнобольных происходило в тесной связи с глубокими изменениями в изобразительном искусстве и культуре ХХ века. Начиная с выхода в свет известной работы Г. Принцхорна, художественное творчество пациентов психиатрических учреждений стало привлекать к себе все больше внимания.

Примерно с середины ХХ века занятия психиатрических пациентов художественным творчеством начинают все более активно использоваться с целью их занятости, лечения и реабилитации. На базе крупных психиатрических больниц создаются художественные студии или ателье, где больные получают возможность систематически заниматься творчеством под руководством художников и арт-педагогов. Подобная практика сложилась в Германии, Франции, Великобритании, США и других странах.

60-ые и 70-ые годы характеризовались попытками объединить художественные занятия больных с принципами психотерапевтических сообществ и динамической психиатрии, что проявилось, в частности, в деятельности И. Чампернон, Г. Аммона, Л. Навратила и других. В этот же период были предприняты первые опыты по внедрению арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреждений, социальных центров по работе с душевнобольными и в практику так называемой “общинной психиатрии”. Немаловажное значение имела происходящая в те годы в развитых странах реорганизация психиатрической службы. Она выразилась в развитии сети внебольничной помощи душевнобольным и создании более эффективных средств медикаментозной терапии психических заболеваний. В то же время, появилось и так называемое антипсихиатрическое движение. Все это дало толчок к развитию новых форм арт-терапевтической работы, проводимых преимущественно вне психиатрических клиник, что позволяло лучше учитывать динамичный клинический и социальный статус больных, уделять больше внимания их адаптации в обществе, развивать у пациентов социальные навыки и потребности.

Дальнейшие изменения в организации психиатрической службы в 80-90 годы были связаны с совершенствованием внебольничной помощи душевнобольным. На практике это означало введение бригадных форм совместной работы психиатров, психотерпевтов, социальных работников, психологов, работающих в клиниках педагогов и специалистов по терапии занятостью, более активное использование ресурсов местных сообществ и семей душевнобольных. Повышение интереса к социальным вопросам психиатрии оказало влияние и на арт-терапевтическую практику. Формы арт-терапевтической работы в эти годы все более дифференцируются, ориентируясь на особенности биопсихосоциального статуса больных и ресурсы местных сообществ. В зависимости от этапов лечебно-реабилитационного процесса можно говорить о следующих направлениях практического применения арт-терапии в психиатрии:

а) Применение арт-терапии на начальных этапах лечения, то есть в остром и подостром психотическом состоянии или в состоянии декомпенсации, проводимое в условиях психиатрической больницы или дневного стационара;

б) Применение арт-терапии на последующих этапах лечения и реабилитации, то есть в постпсихотическом состоянии, состоянии ремиссии или декомпенсации, применяемое в основном в амбулаторной практике, на базе дневных стационаров, диспансеров, социальных общинных центров, в рамках негосударственных программ помощи душевнобольным и инвалидам и т. д.

Применяемая на начальных этапах лечения арт-терапия имеет своей целью стабилизацию состояния больного и его адаптацию к условиям психиатрического учреждения. Занятия изобразительной деятельностью на этом этапе позволяют пациенту выразить свои переживания, помогают их структурированию и осознанию, а также способствуют установлению контакта больного с окружающими. Кроме того, использование арт-терапевтических приемов на этом этапе позволяет получить дополнительную информацию о содержании внутреннего мира больного и системе его отношений.

Арт-терапевтическая работа с психиатрическими пациентами в острой фазе болезни организуется по-разному и может проводиться как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. И в том, и в другом случае преобладает недирективный подход, допускающий отсутствие жестких пространственно-временных рамок сессий. Ведущий эти занятия специалист должен обладать достаточной квалификацией, позволяющей гибко и своевременно реагировать на изменения в состоянии больных, учитывать сложность в установлении контакта с ними, понимать их неспособность следовать жестким правилам работы.

Арт-терапия на последующих этапах лечения и реабилитации имеет в качестве основных задач дальнейшую стабилизацию психического состояния пациентов, предупреждение новых обострений, преодоление негативных последствий болезни, связанных, в частности, с «синдромом госпитализма», потерей трудоспособности, ограничением социальных контактов и т. д. Немаловажное значение имеет восстановление ценных практических навыков и интересов больных, повышение их самооценки и самостоятельности, а также преодоление социальной стигматизации.

Читайте также:  Куркума при деменции сосудов головного мозга отзывы

Применяемые для этого формы работы могут включать индивидуальную и групповую арт-терапию в трех ее основных вариантах (студийная, тематическая и динамическая). Выбор форм работы, продолжительности занятий и условий их проведения определяются особенностями биопсихосоциального статуса больных, характером постпсихотических изменений личности, их индивидуальными потребностями, характером проблем и степенью ограничения коммуникативных, познавательных и эмоционально-волевых ресурсов. Многое зависит от институциональной культуры, системы взглядов и установок работающих с пациентами специалистов, а также наличия экономических, культурных и социальных (микросоциальных) ресурсов, которые могут быть привлечены на этих этапах лечебно-реабилитационного процесса.

Исследование эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами: основные задачи.

Начиная с 1995 года, автором проводились исследования по изучению эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами. Цель этих исследований заключалась в том, чтобы оценить возможности использования арт-терапевтического подхода в психиатрии.

Основными задачами исследования являлись следующие:

1. Выбор моделей арт-терапии, отвечающих специфике психиатрического контингента, условиям работы, а также особенностям социально-экономического и культурного контекста.

2. Оценка немедленных, временных и отдаленных эффектов применения избранных моделей арт-терапии с использованием комплекса различных критериев.

3. Изучение механизмов и процессов, с которыми связано достижение различных эффектов использования арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами.

4. Коррекция и дальнейшее развитие избранных моделей арт-терапии с учетом результатов оценки эффектов ее применения.

5. Изучение и создание условий, способствующих генерализации и поддержанию достигнутых эффектов.

Выбор моделей арт-терапии:

Выбор моделей арт-терапии был обусловлен имеющимися в нашем распоряжении ресурсами и условиями проведения данного вида работы. Исследования проводились на базе одного из районных психоневрологических диспансеров Санкт-Петербурга, поэтому учитывались структурно-функциональные особенности и финансовые возможности данного учреждения, задачи его деятельности и кадровый состав, а также особенности наблюдаемого контингента больных. Основная часть пациентов диспансера страдает хроническими психическими заболеваниями и находится на динамическом наблюдении. Этот режим предполагает периодические визиты больного в диспансер или надомные посещения врачом и участковой медицинской сестрой с целью текущей оценки состояния пациента. В случае ухудшения состояния больным назначается соответствующее амбулаторное лечение, а при его недостаточной эффективности, пациенты могут быть направлены на лечение в психиатрическую больницу или имеющийся при диспансере дневной стационар. Обслуживание осуществляется в соответствии с территориально-участковым принципом: больные, проживающие на определенной территории — участке, наблюдаются участковым врачом-психиатром.

Кроме того, диспансер оказывает лечебно-консультативную помощь лицам с пограничными психическими расстройствами, не подлежащим динамическому наблюдению. При диспансере также имеются лечебно-трудовые мастерские.

В штате работников диспансера состоят главный врач, участковые врачи-психиатры и участковые медицинские сестры, врачи-психиатры и медицинские сестры дневного стационара, включая заведующего отделением, врач-психиатр и медицинские сестры лечебно-трудовых мастерских, один врач-психотерапевт, оказывающий помощь больным консультативной группы, один клинический психолог, опекунская медицинская сестра, сестры социальной помощи и младший медицинский персонал.

В 1995 г. автор начал работу в диспансере в качестве участкового врача-психиатра. До этого времени никакая психотерапевтическая помощь большинству пациентов дневного станционара не оказывалась, хотя в отдельных случаях с этими пациентами проводил работу врач-психотерапевт. Сразу же обращал на себя внимание тот факт, что многие находящиеся на динамическом наблюдении больные, в том числе, и пациенты дневного стационара, нуждались в психотерапевтических методах лечения, дополняющих медикаментозное воздействие и трудотерапию. Было очевидно, что многие значимые потребности больных — потребности в общении и взаимной поддержке, выражении своих чувств и мыслей, а также более глубоком понимании своего состояния удовлетворяются явно в недостаточной степени. Относительная краткость их общения с врачами (во время визитов в диспансер или при их надомном посещении — у амбулаторных больных; во время обходов и индивидуального общения с лечащими врачами — у больных дневного стационара), а также формализованный характер этого общения, протекающего преимущественно в форме клинического интервью, не позволял затрагивать многие значимые аспекты их состояния.

Поэтому, когда поступило предложение совмещать работу участкового психотерапевта с оказанием психотерапевтической помощи больным дневного стационара и некоторым амбулаторным пациентам, автор на это охотно согласился. Имеющийся у него опыт работы с использованием арт-терапевтического подхода позволил остановить свой выбор именно на этой форме лечения. При этом были приняты во внимание также особенности больных.

Было решено, что в имеющихся условиях проведение групповой арт-терапии наиболее целесообразно. По мнению автора, это позволяло более эффективно использовать временные и материальные ресурсы, вовлекать в арт-терапию большее число пациентов, задействовать дополнительные факторы лечебно-коррекционного воздействия и удовлетворить потребности больных в общении и взаимной поддержке.

При оценке особенностей разных форм групповой арт-терапии и показаний к их применению, выбор был остановлен на тематической группе в силу очевидных достоинств этой формы групповой арт-терапевтической работы применительно к данному контингенту больных и имеющимся условиям. Использование студийного подхода, например, потребовало бы создания соответствующим образом оборудованного ателье, что в условиях небольшого по площади диспансера было невозможно. Кроме того, студийная форма групповой арт-терапии явно ограничила бы круг участвующих в группах теми пациентами, кто имеет склонность к самостоятельным занятиям художественными творчеством. Студийный подход не позволил бы задействовать ряд значимых лечебно-коррекционных факторов, связанных с групповым взаимодействием больных и их психотерапевтическими отношениями с врачом — арт-терапевтом. К тому же, длительные студийные занятия несовместимы с режимом дневного станционара, при котором пациентам можно было присутствовать на занятиях не больше чем в течение одного или полутора часов. Недостатком студийного метода в данной ситуации являлось и то, что он не позволяет в достаточной степени учитывать динамику изменения состояния больных на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса. Эффекты его применения, по мнению автора, могли быть проявлены лишь при длительном посещении больными студийных занятий. Выписка из дневного стационара могла поставить под сомнение дальнейшее участие в студийной группе значительного у процента больных.

Применение динамической/аналитической групповой арт-терапии также представлялось малооправданным, поскольку ограничивало круг участвующих пациентов. Имело значение и отсутствие у подавляющего большинства пациентов опыта предшествующего психотерапевтического общения, что затруднило бы их адаптацию к условиям динамической группы.

Очевидными достоинствами тематического группового подхода в данных условиях являются:

— — высокая гибкость этого вида работы и возможность вовлечения в нее пациентов с самыми разными видами психических расстройств, в том числе, тех, кто ранее не участвовал в психотерапии и не имел опыта художественного творчества;

— возможность проведения этого вида работы в форме курсов небольшой и средней продолжительности, что в наибольшей степени отвечало условиям работы с пациентами дневного стационара;

— — акцент на социальном опыте пациентов, развитии их коммуникативных навыков и удовлетворении потребностей больных в общении и взаимной поддержке;

— — использование широкого набора различных факторов лечебно-коррекционного воздействия;

— — относительно высокая степень структурированности работы и директивности подхода в условиях тематической группы, что отвечает ожиданиям большинства пациентов и особенностям субкультуры государственного психиатрического учреждения с характерной для него жесткой регламентацией и субординацией ролей и моделей поведения персонала и больных;

— — экономичность данного вида работы и возможность его использования даже при весьма ограниченных материальных ресурсах, что, конечно же, играет не последнюю роль в организации работы в условиях государственного бюджетного лечебного учреждения.

Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность, структура и содержание сессий:

Работа с использованием тематического группового подхода проводилась с начала 1995 г. до середины 1999 г. В течение первого года, из-за того, что в диспансере проходил ремонт, группы занимались в ординаторской дневного стационара или в кабинете психолога. После завершения ремонта для занятий был отведен один из кабинетов психолого-психотерапевтического блока размером 14 м2, оснащенный четырьмя столами, мягкими креслами и стульями. Изобразительные материалы включали: акварельные и гуашевые краски, карандаши, бумагу разного формата, старые журналы для создания коллажей. Все это, за исключением старых журналов, приобретались за счет диспансера. Некоторые дополнительные материалы приносили из дома по собственному желанию сами больные. Время от времени использовались аудио — и видеомагнитофон и диаскоп

Тематические сессии проводились от трех до пяти раз в неделю и продолжались по одному часу. В том случае, когда в группе было более пяти человек, или когда в ней имелись беспокойные больные, врачу арт-терапевту ассистировал психолог. С целью контроля и наблюдения за ходом занятий в них иногда принимал участие врач-психотерапевт с большим стажем работы.

Сессии имели обычную для тематической групповой арт-терапии структуру и включали три основных этапа: введение и разогрев; этап выбора темы и изобразительной работы и этап обсуждения рисунков и завершения сессии.

Исходя из рекомендаций Либманн (Liebmann 1987) по использованию тематического подхода в работе с психиатрическими пациентами, нами применялись следующие блоки тем и упражнений:

— — предполагающие разные формы работы с изобразительными материалами и имеющие своей целью активизацию больных, совершенствование их сенсомоторных навыков и развитие ассоциативного мышления;

— — предназначенные для тренировки активного внимания и памяти;

— — позволяющие больным выражать в художественной форме свои мысли и чувства, в том числе связанные со значимыми для них проблемными ситуациями и отношениями, и развивать навыки невербальной коммуникации;

— — способствующие лучшему пониманию больными своих чувств и потребностей, направленные на укрепление их идентичности и развитие механизмов психологической защиты, а также на осознание пациентами своей системы отношений, включая отношение к самим себе.

Кроме того, использовались и другие приемы, дополняющие вышеперечисленные упражнения и формы работы:

— — сочетание изобразительной деятельности с элементами аутогенной тренировки;

— — методика направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой;

— — различные техники мультимодальной арт-терапии, предполагающие сочетание изобразительной работы с элементами телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, музыкального воздействия, драматерапией, использованием поэтических и прозаических текстов, восприятием и обсуждением произведений живописи, видеофильмов и т. д.

При использовании техник мультимодальной арт-терапии автор руководствовался следующими соображениями:

— — до начала работы тематической группы в арсенале психотерапевтических методов диспансера практически отсутствовали какие-либо формы экспрессивной терапии (не только арт-терапии, на и танцедвигательной терапии, музыкальной терапии и драматерапии), которые давали бы больным дополнительные возможности для невербальной коммуникации;

— — была очевидна необходимость в дополнительной сенсорной стимуляции больных и предоставление им более широких возможностей для творческого самовыражения, в зависимости от их индивидуальных склонностей.

Использование широкого арсенала разнообразных техник и упражнений тематической групповой арт-терапии, а также иных форм групповой работы позволяло удовлетворять различные потребности пациентов. Эти приемы дифференцировались в зависимости от состава и особенностей конкретных групп и этапа лечебно-реабилитационного процесса.

Состав групп и порядок направления на арт-терапию:

За четыре с половиной года использования арт-терапии на базе психоневрологического диспансера в арт-терапевтических группах участвовало 74 пациента с различными психическими расстройствами. Изначально предполагалось, что группы будут открытыми и смешанными по возрастному и половому признакам, в них будут входить больные с различными формами заболеваний. При этом больные с острыми психическими расстройствами, проходящие лечение в дневном стационаре, в арт-терапевтические группы не включались. Большая часть пациентов в период работы в арт-терапевтической группе находилась на стадии ремиссии или ее становления, либо на стадии относительной компенсации состояния. Таким образом, наша работа имела не только психотерапевтическую, но и в значительной мере реабилитационную и профилактическую направленность. Учитывалось и то, что практически все больные, помимо прохождения арт-терапии, получали другие виды лечения, прежде всего, психофармакотерапию.

Предпочтение смешанным группам было отдано еще и потому, что предлагаемые техники и упражнения не несли специфического характера, то есть могли быть использованы в группах пациентов с различными психическими расстройствами, независимо от пола и возраста больных. В то же время, очевидной становилась возможность корректировать методы и формы занятий в зависимости от состава конкретной группы и этапа лечебно-реабилитационного процесса. В процессе работы мог быть сделан акцент на использовании таких тем и упражнений, которые в наибольшей степени отвечали потребностям пациентов и задачам работы с ними.

Среди участников групп были пациенты с разными типами психических расстройств, включая (согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра): органические психические расстройства, шизофрению, шизотипические и бредовые расстройства, аффективные расстройства, а также расстройства личности и поведения. Кроме того, среди пациентов было несколько человек с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ.

Больные направлялись на арт-терапию врачами дневного стационара и участковыми врачами. Поскольку на протяжении всего периода деятельности арт-терапевтических групп автор совмещал ее с работой на участке, часть больных направлялась на арт-терапию непосредственно им. Кроме того, некоторые больные, узнав о занятиях арт-терпией, самостоятельно обращались к нам с просьбой включить их в арт-терапевтическую группу. Участие всех пациентов в групповой арт-терапии было сугубо добровольным. При оценке необходимости включения пациента в арт-терапевтической группе, решение принималось совместно с лечащим врачом.

Читайте также:  Диагностика тревожности для начальных классов

Еще до начала формирования групп о планируемой работе были оповещены все врачи дневного стационара и участковые врачи. При этом им кратко разъяснялись особенности арт-терапевтического подхода, структура и содержание сессий, периодичность и продолжительность работы, а также показания для направления больных в арт-терапевтические группы. В частности, подчеркивалось, что участие в арт-терапевтической группе не требует наличия у больных каких-либо художественных способностей, и что в ходе занятий им будет предложено использовать изобразительные материалы по своему усмотрению, главным образом, для выражения с их помощью своих чувств и мыслей.

Участие больных в работе арт-терапевтических групп требовало соблюдения ими определенных правил поведения и способности к выполнению предлагаемых заданий и упражнений. Врачам, направляющим больных на арт-терапию необходимо было оценить, удовлетворяет ли пациент этим требованиям, или нет. Они также должны были принять во внимание то, способен ли тот или иной пациент к пониманию инструкций и общению с окружающими, и насколько предполагаемые эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, связанные с его участием в групповой арт-терапии, соответствуют его возможностям. Окончательное решение о целесообразности включения конкретного пациента в арт-терпевтическую группу принималось в ходе проводимого с каждым больным предварительного интервью. При этом пациентам разъяснялись основные особенности групповой тематической арт-терапии, задачи и условия работы.

Противопоказаниями для участия в арт-терапевтической группе являлись:

— — острые психические расстройства;

— — грубые расстройства личности, главным образом, в форме параноидального, эмоционально-неустойчивого и истерического расстройств.

Эти виды психической патологии в той или иной мере связаны с утратой больными способности контролировать свое поведение и соблюдать основные правила групповой работы. Кроме того, наличие у больного выраженной деменции или острого психического расстройства могло препятствовать установлению им продуктивного контакта с окружающими. При этих формах расстройств затруднено понимание своих переживаний, в связи с чем, участие такого больного в арт-терапевтической группе может не только привести к дезорганизации работы группы, но и негативно отразиться на состоянии самого больного.

Поскольку группы были полуоткрытыми, больные могли в любой момент прекратить участие в арт-терапевтических занятиях. Кроме того, в группу на любом из этапов ее работы могли включаться новые больные. Полуоткрытый характер групп соответствовал особенностям тематического подхода и отвечал условиям их работы. Во многих случаях начало работы в группе совпадало с выходом больного из острого психотического состояния, а ее завершение — с выпиской из дневного стационара. Были, однако, и такие больные, которые направлялись в арт-терапевтические группы, минуя дневной стационар, а также те, кто продолжал посещать арт-терапевтическую группу после выписки из дневного стационара.

Продолжительность участия больных с различными формами заболеваний в работе арт-терапевтических групп составляла от нескольких сессий до нескольких месяцев. В отдельных случаях этот срок удлинялся. Следует также учесть, что некоторые больные периодически возобновляли посещение арт-терапевтической группы либо в связи с повторным направлением в дневной стационар, либо с профилактической целью, когда у них, например, усиливалось чувство одиночества и пустоты существования.

В группах, как правило, участвовало от четырех до шести человек. Большее количество участников в группе допускалось редко. Это было связано как со спецификой данного контингента больных, так и с ограниченными размерами кабинета. Работа велась, в основном, с одной группой, хотя иногда приходилось проводить занятия с двумя группами, в разные дни недели.

Задачи арт-терапевтической работы:

Учитывая особенности данного контингента больных и условия проведения арт-терапии, ее основными задачами являлись:

1. Устранение или ослабление имеющихся у больных симптомов, связанных как с самим психическим заболеванием, так и с их реакцией на него, оптимизация их психического состояния и социального функционирования. Так, например, предполагалось, что использование арт-терапии может дать положительный эффект при наличии у больных расстройств невротического уровня, в частности, в форме депрессивных реакций, сопровождающихся ощущением тревоги, уныния скуки и апатии. Подобные реакции в той или иной степени выраженности имелись у многих больных и были связаны с их личностной дизадаптацией. Для многих больных была характерны сниженная самооценка, ощущение пустоты и бессмысленности существования, негативная оценка жизненных перспектив, что также тесно связано с невротическим состоянием. В этом случае целью занятий было достижение седативного и активизирующего эффектов, которые имели как психотерапевтическую, так и психопрофилактическую направленность.

2. Достижение более высокого уровня психосоциальной адаптации больных. Под этим подразумевается, во-первых, достижение больными лучшего понимания особенностей своего состояния, причин и механизмов развития болезни. Во-вторых, имеется ввиду формирование у пациентов навыков активной саморегуляции. Сюда входит развитие у больных способности выражать свои чувства и мысли как в вербальной, так и невербальной форме. Важным компонентом психосоциальной адаптации является укрепление у пациентов чувства “я”, совершенствование у них способности к принятию самостоятельных решений, формирование у них устойчивой системы социально-значимых связей, интересов и увлечений и т. д.

Решение этих задач, по убеждению автора, является важной предпосылкой повышения качества жизни пациентов и помогает предупреждению новых обострений. В этой связи психопрофилактическая направленность арт-терапии очевидна. Проблемы психосоциальной адаптации больных тесно связаны с реабилитационным этапом работы. Эти проблемы не носят специфического для тех или иных психических расстройств характера, и, следовательно, значимы для всех пациентов, независимо от конкретных форм заболевания.

Сопоставляя эти задачи, можно сделать вывод о том, что успешное решение задач первой группы связано с достижением, главным образом, немедленных и временных эффектов использования арт-терапии, в то время, как решение задач второй группы — с достижением временных и отдаленных эффектов. Очевидно также, что решение задач второй группы тесно связано с генерализацией и поддержанием психотерапевтических эффектов и направлено на использование пациентами полученных ими в ходе арт-терапии навыков в реальных жизненных условиях.

В применяемом автором широком наборе различных арт-терапевтических техник и упражнений были и те, которые связаны преимущественно с решением задач первой группы, и те, которые могли быть наиболее эффективны для решения задач второй группы. Таким образом, можно говорить о дифференцированном характере вмешательств на разных этапах арт-терапевтического процесса.

Так, например, решению задач первой группы способствовало использование техник и упражнений, связанных с работой с разными изобразительными материалами. Эти методики имели своей целью активизацию больных и повышение их способности к самоконтролю. Также на этом этапе активно применялись арт-терапевтические техники с элементами аутогенной тренировки и техники релаксационного характера (в частности, техника рисования в круге, методика направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой и другие).

Задачи второй группы решались при помощи применения техник на развитие сенсомоторных навыков и ассоциативного внимания и памяти, а также упражнений, позволяющих пациентам выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. Использование этих методик помогало развивать больным навыки невербальной коммуникации и творческого самовыражения. Решению задач этой группы соответствовало использование техник, направленных на укрепление чувства идентичности и развитие механизмов психологической защиты у больных. Эти приемы также способствовали прояснению и осознанию пациентами системы своих отношений, включая и отношение к самим себе.

Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее результатов.

Регистрация хода арт-терапевтических сессий осуществлялась с использованием стандартного формализованного описания (см. соответствующие разделы в книгах Копытина “Основы арт-терапии” 1999 и “Практикум по арт-терапии” под редакцией Копытина 2000) и журнала посещений. Направление больных в арт-терапевтическую группу и изменения в их состоянии в результате проводимой работы фиксировались лечащими врачами в историях болезни или амбулаторных картах.

На всей изобразительной продукции больных указывалась фамилия автора и дата создания рисунка. Продукция хранилась в арт-терапевтическом кабинете в течение всего периода работы больных в группе, после чего помещалась в архив кабинета, где находилась в течение трех лет. При желании, пациенты могли забирать свои рисунки домой, хотя это случалось довольно редко.

Методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее эффектов включали:

а) текущую клиническую оценку психического статуса пациентов, проводимую как самим руководителем группы, так и лечащими врачами;

б) периодическую клинико-психологическую оценку их состояния с использованием набора тестов, проводимую руководителем группы и психологом клиники;

в) письменные отчеты пациентов о наблюдаемых ими наиболее значимых изменениях в своем состоянии;

г) оценку групповой динамики и отношений в группе, а также отношений пациентов с психотерапевтом, в том числе, с использованием разработанной автором многоосевой модели для описания внутригрупповых коммуникативных процессов;

д) оценку интересов, увлечений, занятий, социального статуса и отношений пациентов с другими людьми за пределами арт-терапевтической группы (включая их лечащих врачей, медицинский персонал диспансера, других пациентов, родственников и представителей макросоциального окружения);

е) оценку изобразительной продукции пациентов с использованием комплекса формальных и содержательных критериев.

Важным условием корректности проводимого нами исследования была необходимость дифференцированной оценки тех эффектов, которые связаны с применяемыми нами формами работы, от тех, которые могли быть связаны с другими факторами. Лишь в этом случае можно было делать обоснованные выводы о том, какую роль играла арт-терапия в достижении тех или иных эффектов.

Так, в частности, необходимо было оценить, в какой мере изменения в состоянии и социальном функционировании пациентов могли быть связаны с фактором времени и спонтанной ремиссией, выявить влияние фармакотерапии и микросоциального окружения больных. Для того, чтобы решить эту задачу, необходимо было тщательно проанализировать особенности заболевания, проводимого лечения, психического статуса и условий жизни каждого пациента. Очевидно, что фармакотерапия могла способствовать не только устранению имеющихся у пациентов симптомов болезни, но и в какой-то мере улучшению их социального функционирования. Однако надо учитывать тот факт, что большинство пациентов включалось в группы в период ремиссии или ее становления, то есть когда основные эффекты применения фармакотерапии уже были достигнуты, и речь шла об их сохранении. Поэтому последующие изменения в состоянии и социальном функционировании больных вряд ли можно было связать с приемом психотропных препаратов. Более того, целый ряд оцениваемых нами эффектов, таких, например, как формирование у больных новой системы отношений, интересов и увлечений, их творческое самораскрытие в процессе арт-терапии, развитие навыков саморегуляции и психической автономности и т. д. , вообще напрямую никак не могли быть связаны с приемом лекарств. Поскольку никакая иная психотерапевтическая работа с подавляющим большинством посещавших арт-терапевтические группы пациентов не проводилось, это делало достигаемые эффекты более наглядными.

Описание групповой арт-терапевтической работы:

С целью наглядного раскрытия особенностей арт-терапевтической работы с психиатрическими пациентами ниже приводится краткое описание арт-терапевтического процесса в одной из тематических групп.

Состав группы: Татьяна (48 лет, диагноз “Шизоаффективный психоз”), Валерий (64 года, диагноз “Шизофрения. Вялотекущая форма”, инвалид второй группы), Александр (43 года, диагноз “Шизофрения. Простая форма”, инвалид второй группы), Юлия (23 года, диагноз “Органическое заболевание головного мозга с изменением личности”), Анна (28 лет, диагноз “Шизофрения. Простая форма”, инвалид второй группы), Александр (35 лет, диагноз “Органическое заболевание мозга с психическими нарушениями”), Наталья (24 года, диагноз “Шизофрения. Параноидная форма”), Светлана (54 года, диагноз “Инволюционная депрессия”), Марк (56 лет, диагноз “Инволюционный параноид”).

Несмотря на то, что представленный список включает 10 человек, в сессиях, как правило, участвовало не более шести пациентов. В течение описываемого периода работы (что составляет немногим более двух месяцев) одни больные приходили в группу, а другие уходили.

На занятиях были использованы разные темы и упражнения, предполагающие как самостоятельную изобразительную работу, так и совместную с другими участниками (в парах или коллективно).

Начало работы (1-3 сессии)

Два первых занятия были посвящены знакомству участников группы. Им объяснялись основные принципы арт-терапевтической работы и правила поведения в группе (хотя в определенной степени пациенты были ознакомлены с этим еще в ходе предварительных интервью). Этап “разогрева” на обеих сессиях включал выполнение простых физических упражнений с последующим использованием несложных изобразительных техник. В первый день это была техника “Автографы”: каждый член группы выбирал по своему желанию карандаш или фломастер определенного цвета и оставлял свой автограф на общем листе бумаги. На второй сессии это была техника “Эстафета линий”: один из участников группы фломастером определенного цвета изображал линию и передавал лист следующему для продолжения и так далее.

источник