Арт терапия при заикании для детей

Аннотация:

Отечественные и зарубежные ученые уже много лет занимаются изучением причин и механизмов заикания. Рассмотрев их точки зрения на проблему, можно сделать вывод, что механизмы возникновения заикания неоднородны. Но, в любом случае, необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющее единство.

К преодолению заикания необходим комплексный подход. В дополнение к комплексному подходу каждый логопед ставит перед собой цель — найти приемы, способы, средства, которые позволили бы перевести зачатки свободной речи у заикающихся из области узких, особых для них условий в обстановку естественного общения с окружающими людьми.

В своей статье я рассматриваю возможности использования арт-терапевтических методов на логопедических занятиях по коррекции заикания. Считаю, что занимаясь творчеством , ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Он постигает окружающую действительность, свои возможности, моделирует взаимоотношения и выражает различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, негативные. Поэтому методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов.

Использование арт-терапевтичес ких приемов в логопедических занятиях по коррекции заикания.

Заикание — это самое распространенное нарушение речи, которое проявляется в расстройстве координации речедвигательных актов. Проблемами заикания занимаются с древних времен до наших дней. Существует множество теорий по поводу механизма заикания. Но до сих пор заикание характеризуется как сложное речевое расстройство, которое требует дальнейшего углубленного изучения.

Заикание развивается либо на фоне выраженного органического поражения головного мозга, либо на фоне минимальной мозговой дисфункции. От этого зависит степень тяжести проявления дефекта, его стойкость, а также выбор методов для его коррекции. Коррекция заикания осуществляется комплексным подходом: медикоментозное лечение, психотерапия, логопедические занятия. Комплексное воздействие дает возможность улучшить коммуникативную функцию речи, положительно воздействовать на личность заикающегося ребенка, научить ребенка приемам саморегуляции в трудных речевых ситуациях

Для достижения лучших результатов возможно использование психотерапевтических приемов на логопедических занятиях.

При поступлении в школу у детей наблюдается усиление заикания, появившегося еще в дошкольном возрасте. Постоянные волнения, преобладание возбуждения над торможением, двигательное беспокойство мешают сосредоточиться на восприятии материала и выполнении заданий на уроках, на предмете разговора с собеседниками. Такие школьники неточно формулируют свои мысли, говорят отрывисто, усеченными фразами, многократно повторяя лишние слова и слоги.

У них часто нарушается эмоционально-волевая сфера. Они постоянно находятся во власти отрицательных эмоций, порой становятся плаксивыми, раздражительными, а иногда и агрессивными. Частая смена настроений, неуверенность, страх речи усугубляется неадекватным отношением к себе окружающих. Заикающиеся замыкаются в себе, избегают речевого общения.

Как известно, главным условием естественной речи являются спокойное состояние нервной системы и мышечная расслабленность. И поскольку заикание — это расстройство не только речи, но и нервной системы, то при его устранении необходимо научить школьников освобождаться от мышечного и нервного напряжения.

Преодолеть это поможет использование арт-терапевтических технологий на логопедических занятиях по коррекции заикания.

Что такое арт-терапия? Арт-терапия (от англ.-art-искусство; therapy-терапия, лечение, уход, забота) — диагностика и коррекция нервных расстройств с помощью рисования, прослушивания музыки и т.д. Арт-терапия-метод психотерапии, использующий для лечения и коррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, актерское мастерство, создание историй и многое другое.

Первые попытки использовать в работе с детьми изобразительные приемы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития имели место еще в первой половине ХIX века.

«Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось параллельно с «медицинским». Специалисты, работающие в этой области, не склонны считать, что используемые ими формы изобразительной работы ребенка имеют отношение к его «лечению». Они предпочитают пользоваться терминами «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», «развитие творческого начала» и т. д., как более точно отражающими направленность их деятельности.

При всех очевидных различиях в подходах «медицинского» и «педагогического» направлений нельзя не признать, что между ними существует тесная связь. Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением , так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как весомый психокоррекционный фактор. Это помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие.

Большинство заикающихся находятся в состоянии стресса, испытывает чувство тревоги, что усиливает внешние проявления заикания. Судорожное напряжение мышц речевого аппарата распространяется на мышцы шеи, груди, живота и конечностей. Желая избавиться от этого состояния в неповинующихся мышцах речевого аппарата, заикающиеся стараются помочь себе: они прикрывают ладонью рот, прищелкивают пальцами, переминаются с ноги на ногу и т. д. Пытаясь избавиться от напряжения одних мышц, они напрягают другие, а это препятствует быстрой смене естественных артикуляционных движений речи. В результате отклонения от нормальной естественной речи усиливаются.

Одной из особенностей заикающихся заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний. Для него естественна невербальная экспрессия, в том числе изобразительная. Следует принимать во внимание, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания непосредственнее и живее, чем в словах, «звучат» в изобразительной продукции. Происходит отвлечение заикающегося от речевого дефекта.

Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Используя на занятии методы арт-терапии следует учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Всем этим можно пользоваться, создавая на занятиях особую атмосферу игры и творчества и, подбирая вместе с детьми, соответствующие сюжеты и темы. Раскрывая свои творческие замыслы ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении.

Учащиеся постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами, а также формируются навыки произвольного и самовнушения. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает заикающимся детям раскрыться и в кругу своих сверстников и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Хасанова Гульшат Миннахметовна,
учитель-логопед,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №78″
Приволжского района г.Казани

источник

Появление в семье ребенка с заиканием является поводом для беспокойства родителей. Нарушение плавности и темпа речи без своевременной коррекции становится серьезным препятствием для социального становления личности во взрослой жизни. Эффективность терапии напрямую зависит от длительности и воздействия на все сферы жизни ребенка: детский сад, друзья, школа и семья. Однако все это требует постоянного контроля и внимания к выполнению рекомендаций. Именно поэтому многих родителей интересуют способы лечения заикания у детей в домашних условиях.

Результат лечения любой патологии зависит от непосредственного воздействия на этиологический фактор. Для заикания не существует единого мнения об основной причине. Ученые выделяют предрасполагающие условия (наследственность, родовая травма) и триггеры – пусковые воздействия (психологическая травма, сильный испуг и др.).

Детские неврологи, педиатры и логопеды склоняются к тому, что почвой для развития заикания являются патологии нервной системы. Выделяют два основных механизма возникновения нарушений:

  • Формирование патологического очага в центре речи головного мозга, который синтезирует множество импульсов, без адекватного периода рефрактерности («отдыха»). В таком случае заикание у детей представлено чередой судорожных движений голосовых мышц. Разговорная речь звучит, как застрявшая кассетная пленка: «ябло-ло-локо упа-па-па-ло».
  • Блок проведения импульса по моторным волокнам черепно-мозговых нервов. Данный вариант характеризуется возникновением стойкого спазма или атонии мышц: ребёнок начинает говорить прерывающимися фразами. На полсекунды речь останавливается, после чего возвращается нормальный ритм.

Условием эффективной борьбы с заиканием является определение уровня нарушения по соответствующим клиническим признакам. Используемые методы традиционной и нетрадиционной медицины направлены на подавление возникающих патологических импульсов.

Результат достигается путем отвлечения малышей от их дефекта с помощью игры, пения, занятий арт-терапии.

Кроме того, часто применяются способы коррекции дыхания. Правильная постановка направлений воздуха через голосовую щель и улучшение функционального состояния легких во многом определяет качественные показатели речи.

Лечение заикающихся детей чаще всего проводится с помощью длительных курсов у логопеда, психолога, а также консультаций невролога. Однако после установления диагноза, посещение врачей – необязательно. Большинство используемых вариантов терапии успешно применяются в домашних условиях.

Наибольшей эффективностью в том, как избавить ребенка от речевых нарушений, обладает одновременное применение разнонаправленных методик.

  • Развитие мелкой моторики. Педиатрами установлена связь между двигательной активностью пальцев и губ в постановке правильной артикуляции. Этим объясняется сложность письменной речи у детей с дефектами устного разговора.
  • Дыхательная гимнастика, упражнения которой направлены на увеличение функциональной емкости легких, а также на координацию движений всего тела и сокращения дыхательных мышц. При правильном балансе, уже во время выполнения – выраженность заикания снижается.
  • Сказкотерапия – нетрадиционный метод лечения заикания у детей. Малышами разыгрываются различные сюжеты из сказок. Основная цель терапии – отвлечение ребенка от дефекта, создание условий игры, в которой нет психоэмоционального давления.
  • Арт-терапия – метод, направленный на визуализацию детьми внутренних тревог и страхов. Если триггерным фактором патологии является конкретная стрессовая ситуация, методы визуализации помогают принять и отпустить «причину» патологии.

Важно! Некоторые родители применяют методику «клин клином вышибают». Для заикающегося ребенка повторное сильное психологическое потрясение ещё больше усугубит ситуацию

В домашних условиях дыхательная гимнастика при заикании у детей является действенным методом выбора, поскольку нет необходимости в тренажерах и врачах-специалистах. Условные требования: свежий воздух и квадратный метр площади для выполнения движений.

Наибольшей популярностью среди логопедов пользуется гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Цикл состоит из 96-разового («стрельниковская» сотня) повторения одного упражнения, с точным выполнением движений во время дыхательного акта.

Комплекс упражнений для новичков:

  • «Ладошки». Исходное положение: стоя, руки перед собой, согнутые в локтевых суставах, ладонной поверхностью от себя. Через нос проводится шумный глубокий вдох. В это время ладошки сжимаются в кулак. На выдохе (пассивном, без активного сокращения дыхательных мышц) – разжимаются. В первом подходе 4-8 комплексов «вдох-выдох», затем пауза до 5 секунд. Упражнение заканчивается по выполнению 96 дыхательных комплексов.
  • «Погончики». Исходное положение: стоя, руки приведены к туловищу, сжаты в кулаки и согнуты в локтевых суставах до 45°. На активном вдохе ребенок производит отталкивающее движение рук по направлению к полу. На вдохе – возвращает в исходное положение.
  • «Накачивание шины» или «насос». Исходное положение: стоя, слегка наклонившись вперед, без напряжения мышц (спина круглая). Во время вдоха необходимо максимально наклониться вперед, на выдохе – вернуться в полусогнутое положение.

Представленный выше цикл является базовым. В случае если ребенок начинает заикаться сразу после занятия с простыми упражнениями – гимнастика отменяется. После полного осваивания начального комплекса (через 1-2 недели) движения усложняются поворотами головы и туловища.

  • «Кошка» или танцующее упражнение. Исходное положение малыша стоя, ноги в свободном приседе, руки согнуты в локтевых суставах, кисти расслаблены. На вдохе проводится поворот туловища и легкое сгибание ног в коленях, на выдохе – прямо. Следующий вдох сопровождается поворотом в другую сторону.
  • «Ушки». Во время активного вдоха выполняются поочередные наклоны головы в левую и правую сторону, на выдохе – прямое положение. Происходит имитация дотрагивания ухом плеча, отсюда название.

Важно! Для детей с тяжелой соматической патологией (заболеваниями легких, сердца, органов пищеварения) комплекс упражнений проводится в исходном положении сидя или лежа

Проведение сеансов арт-терапии от заикания в домашних условиях сопровождается некоторым риском для ребенка ухудшить состояние. Неправильное использование образов и ассоциаций, проведение игры с ребенком в плохом настроении – ведет к образованию новых факторов, блокирующих развитие речи.

В зависимости от интересов и возраста, нетрадиционные методы лечения предлагают варианты занятий:

  • Раскрашивание. Для отвлечения ребенка используются обычные книжки с рисунками животных или сказочных персонажей. В старшем возрасте используются нейтральные антистрессовые иллюстрации с большим количеством мелких деталей.
  • Рисунок. Метод подразумевает возможность самовыражения: движения кисти не ограничены линиями печати. На листе бумаги изображаются все желания и страхи детей. Психологический анализ выбранных цветов, воспроизведенных форм определяет степень выраженности и вероятный провоцирующий фактор.
  • Создание коллажа. Чаще проводится с детьми среднего школьного возраста.

Метод включает различные виды плетения украшений, лепки из глины или пластилина. Важным преимуществом арт-терапии в том, как избавить ребенка от заикания, является одновременное психологическое расслабление и развитие мелкой моторики рук.

В специальных логосадах не говорят о том, как вылечить заикание у ребенка, ограничиваются терминами «коррекции» и «снижении выраженности дефекта». Все зависит от приложенных усилий, терпения и системности работы. Избавление ребенка от патологии речи должно сопровождаться активной родительской поддержкой.

Врачи советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Не стоит заставлять малыша повторять проблемное слово до тех пор, пока не произнесет без ошибок.
  • Необходимо слушать то, что говорят дети, а не то, как они это делают.
  • Нельзя постоянно напоминать ребенку о том, что он заикается. Таким образом, формируется зацикленность на патологии.
  • Детей нужно хвалить за все, даже незначительные победы. Этот прием позволяет настроить отношения взаимного доверия в семье.
  • Помогать и поддерживать попытки ребенка стать лучше.

Ни в одном современном протоколе медицинской помощи не написано, как избавить детей от заикания одномоментно и навсегда. Результат достигается только продолжительным, упорным совместным трудом, однако достижение поставленной цели абсолютно реально и без вмешательства врачей.

источник

Елена Прокопец
Арт-терапия в работе с заикающимися дошкольниками

В 2017 году работа на неделе «погружения» в методику семейной групповой логопсихотерапии была выстроена, опираясь на сказку «Планета красивой речи» (сеанс эмоционально-стрессовой терапии и этап активной работы). Ребята и взрослые узнали от феи Красивой речи о том, что злой Каракурт заколдовал Птицу-Говорун, лишил ее голоса, красоты и волшебной силы. И для того чтобы ее спасти, ребятам и взрослым нужно было пройти через различные трудности и испытания, что все вместе с удовольствием и делали каждый день: выполняли разные задания, разрушая чары Каракурта. На одном из интегрированных занятий дети «получили» очередную телеграмму от Птицы с просьбой о помощи: если вместе с родителями нарисуют свои семейные планеты, то чары злого волшебника ослабеют, и птица скоро освободится из клетки.

Тема нашей образовательной деятельности с детьми получила название «Семейные планеты». Целью общей для детей и родителей стало сотрудничество в совместном рисовании планет и рассказе об этой планете всем присутствующим, используя новые правила красивой речи. Объединение детей и родителей в творческой деятельности способствует укреплению доверительных и дружеских отношений между взрослым и ребенком. Родители, рисуя вместе с детьми, возвращаясь в детство и рисуя, как дети, начинают больше понимать своего ребенка. Свою педагогическую задачу мы видели в создании благоприятного психологического микроклимата, в развития фантазии и воображения у детей и родителей, используя разнообразные арт-терапевтические приемы.

Чтобы не усаживать детей и взрослых за столы по традиции, мы предложили рисовать на полу, удобно расположившись рядом со своим «волшебным окошком» – листом ватмана. На выбор предоставили различные материалы и инструменты:

Читайте также:  Пансионат для пожилых людей с деменцией владивосток

• краски разных видов — гуашь, акварель, акриловые;

• карандаши цветные, восковые, пастельные;

• фломастеры тонкие и толстые;

• свечи восковые и парафиновые;

• кисти разных размеров и разной жесткости;

• старые газеты, бумагу, разную по текстуре;

• палитры, воду, салфетки.

Мы предложили семейным командам нетрадиционные техники и способы рисования:

• рисование предметами не привычными для рисования – примакивание мятыми бумагой, газетой, клеенкой;

• марание-рисование пальцами и ладошкой;

• приемы работы восковыми карандашами – острым краем и плашмя;

• нанесение рисунка свечей, а затем нанесение гуаши;

• изображение контура рисунка пластилином.

Во-первых, все эти способы мотивируют деятельность. Во-вторых, ребенок, и взрослый получают необычный опыт рисования, чувствования. В-третьих, в таком изображении для всех присутствует больше свободы самовыражения, а для педагогов – важная для дальнейшей работы информация.

С необыкновенным удовольствием и дети, и родители включились в творческий процесс создания своих семейных планет, чтобы скорей освободить Птицу-Говорун. Рисуя вместе, дети и взрослые находили взаимопонимание, помогали друг другу и поддерживали друг друга. Результатом явились настоящие шедевры.

После завершения изобразительного творческого процесса, ребятам и родителям нужно было рассказать о своих планетах, соблюдая все правила «красивой речи». Нужно сказать о том, что представление своих семейных планет проходило в условиях публичного выступления, как бы на сцене. И здесь в своих рассказах дети и родители проявили и юмор, и смекалку, и умение сочинять стихи, и умение отвечать на вопросы.

Мы узнали, кто живет на этих планетах, познакомились поближе с их обитателями. В волшебных «окошках» открывались тайны и секреты, желания и мечты, привычки и традиции семей, их увлечения и обычаи.

И так каждый раз, проводя совместные творческие детско-родительские занятия, мы открываем таланты и в детях, и во взрослых. Здесь на наших глазах происходят удивительные открытия, проявляются умения творить, мыслить, говорить. Уходит скованность, напряжение, неопределенность, страх. На смену им приходят активность, умение работать в команде, сплоченность.

Творчество в нашей группе – большая ценность, принцип нашей совместной работы с семьей. Мы очень благодарны нашим родителям за поддержку, понимание и принятие нашего социально-педагогического опыта с использованием семейной логопсихотерапии.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с дошкольниками «Приключение джина в стране сказок». Песочная арт-терапия с ИКТ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы средствами песочной терапии или арт-терапии. Задачи: Интеграция образовательных областей: ОО «Познание».

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт терапия «Чудесный цветок», «Рисунок лица», «Дерево» Это упражнение для детей от 5 лет позволит развивать фантазию у ребенка, воображение, моторику рук, снизить эмоциональное напряжение. Для.

Арт-терапия для детей с РАС По данным современных исследований количество детей с РАС неуклонно увеличивается. В связи с этим остро стоит вопрос социализации таких.

Арт-терапия как элемент деятельности педагога-воспитателя Деятельность воспитателя так или иначе связана с оказанием помощи ребенку и его родителям в разрешении проблем, связанных с сохранением.

Арт–терапия — модное увлечение для взрослых и детей (фотоочет) Идея использовать арт – терапию для укрепления душевного состояния была предложена греческим врачом и философом Галеном, жившим во II веке.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя»Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная арт-терапия в ДОУ Рисование на песке. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую.

Презентация к родительскому собранию «Арт-терапия в работе с дошкольниками» Цель: познакомить родителей с арт – терапевтическими техниками в работе с детьми дошкольного возраста. Дошкольное детство – один из самых.

Статья «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста» В настоящее время в образовательном процессе в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога.

источник

Анна Бубнова
Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений

учитель-логопед Бубнова Анна Георгиевна

МБДОУ «детский сад №138»

Дети с нарушениями речи есть в каждом детском саду. Для работы с таким контингентом воспитанников открываются логопедические группы, логопункты. Проблема дефектов речи стала особо актуальной в последние годы, благодаря этому основные методы и приемы логопедической работы пользуются популярностью и применяются не только учителями-логопедами и дефектологам, но и педагогам ДОУ и даже родителям. Всевозможные образовательные интернет-ресурсы, специальная литература – для каждого интересующегося этой проблемой найдется нужная информация.

Знание информационно – коммуникационных технологий, являющееся обязательным в наше время, дает возможность педагогам искать инновационные методы работы. Однако не только педагоги стали более осведомленными в области ИКТ, их современные воспитанники могут дать фору любому среднему пользователю ПК. Дети ХХI века, идущие в ногу со временем, не дают возможности отставать и людям, работа которых заключается в том, чтобы вырастить из них полноценно развитую личность, современно мыслящего школьника и просто счастливого ребенка.

Именно эту цель преследуют воспитатели, учителя-логопеды, музыкальные руководители и остальные участники образовательного процесса, когда приступают к поиску и изучению нестандартных форм воздействия на дошкольника. Одной из таких форм стала арт-терапия. В моем случае — методы и приемы арт-терапевтической работы.

Арт-терапия – это целая планета, на которой есть страна-психология, страна-медицина, страна-педагогика и страна-искусство. Ребенок путешествует, а мы его гиды, люди, сопровождающие, объясняющие, знакомящие, открывающие неизведанное.

Арт-терапия выполняет ряд функций:

Реализация методов арт-терапии проходит в определенной среде: она свободна, безопасна и не требует оценки. Благодаря этому отсутствует элемент соперничества, в итоге дети лишь наблюдают друг за другом, за собой. В процессе работы складываются открытые, доверительные, отношения в коллективе, и педагогом. Дети учатся сопереживанию. Это формирует систему моральных норм, умение корректно общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

коррекционная;

Многие методы несут в себе коррекционный подтекст. Использование их оказывает большое влияние на развитие общей и мелкой моторики, межполушарных связей, фонематических процессов и речевой функции, а также эмоционально-волевой сферы дошкольника.

В процессе работы педагог может получить сведения об индивидуальных особенностях воспитанника. Это лучший способ наблюдения за ребенком в самостоятельной деятельности.

Существует множество арт-терапевтических направлений, к ним относится:

Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше, я применяю в своей работе. Это вызвано необходимостью сделать коррекционный процесс более ориентированным на работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Изотерапия (художественно-изобразительная деятельность)

Цель: самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.

• развитие мелкой моторики;

• развитие артикуляционного аппарата;

• развитие речевого дыхания;

• развитие связной речи.

На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.

2. Пальцевая живопись

Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.

3. Рисование на манной крупе

В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.

Кинезиотерапия (Двигательно-речевая деятельность)

Цель: коррекция речевых нарушений, по средствам использования двигательной деятельности.

• Развитие общей моторики;

• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;

1. Пальчиковая гимнастика;

Использование пальчиковых игр: движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.

2. Упражнения по визуализации;

Игры «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек». Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их дошкольник воссоздает образ предмета и угадывает его.

3. Динамические паузы;

Включаются в часть НОД, участвуют в развитии общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса, развивают межполушарные взаимодействия.

Подбирается стихотворный текст, соответствующий лексической тематике НОД. Логопед проговаривает строчку, дети повторяют за ним слова. Затем к тексту присоединяются движения рук, а затем ног. В итоге: ноги непрерывно маршируют, меняются схематичные движения рук, и на пословном ритме проговаривается текст.

Цель: формирование коммуникативных способностей.

• Развитие связной речи;

• Развитие коммуникативных навыков.

Опираясь на лексическую тему детям предлагается разыграть различные ситуации, в которых ребенок основное действующее лицо, а логопед – вспомогательный персонаж. В процессе игры развивается связная речь, воображение и мышление ребенка, формируются социальные нормы и коммуникативные навыки.

Цель: сформировать навык вслушиваться и анализировать звучание мелодии, неречевых звуков.

• Развитие фонематических процессов.

Находясь в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем, логопед имеет доступ к музыкальной картотеке. В соответствии с темой НОД, необходимо подбирать материал, который может сопровождать вступительную часть занятия, релаксацию, динамическую паузу. Помимо этого, детям нравятся игры, в которых необходимо менять вид деятельности в зависимости от того, как меняется музыка. Будь то листики, опадающие с деревьев осенью, или снежинки – под энергичную музыку, дошкольники двигаются быстро, в хаотичном порядке. Когда мелодия меняется на спокойную, дети замедляют свои движения, они плавно кружатся, движения их размерены.

Цель: увеличение объема памяти путем образования ассоциаций

• Развитие связной речи

• Развитие ассоциативного мышления

• Развитие зрительной и слуховой памяти

Учитель – логопед составляет мнемоколлаж или мнемотаблицу, глядя на которые ребенок может узнать знакомую ему сказку, а после пересказать ее. Используя различные карточки, дети могут сами придумывать свои рассказы и сказки.

Перечисленные методы работы оказывают неоспоримую помощь в работе. Дети с тяжелыми нарушениями речи в силу специфики речевого недоразвития нуждаются в использовании нестандартных подходов к вопросам коррекции. Где как не в арт-терапии ребенок может выразить свой творческий потенциал, не обладая на начальном этапе достаточной речевой подготовкой.

Одним из достоинств арт-терапии является ее многогранность и разновидность форм. Поэтому для людей, интересующихся этим вопросом, всегда найдется тема для более подробного изучения доступного материала. На данном этапе особый интерес вызывает поиск возможности внедрения элементов арт-терапии в образовательный процесс, новые технологии, методический материал и изготовление дополнительных пособий, адаптируемых под воспитанников логопедической группы.

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» Проект «Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

источник

Автор: Матюшенко Марина Владимировна

Организация: ОГБУЗ «ТК ПБ»

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Ключевые слова: арт-терапия, заикание, коррекция, рисование, тревога, расстройства, общение, личность, ребёнок, эмоции, творчество.

Аннотация: Проведён анализ арт-терапевтических занятий. Анализ показал, что занятия по арт-терапии при коррекции заикания создают положительный эмоциональный настрой; облегчают процесс коммуникации; способствуют преодолению языкового барьера, творческому самовыражению; позволяют выстраивать отношения педагога с ребёнком.

Как весело рисуют дети

Доверчивые чудеса-

Не истину и Добродетель,

А человека или пса.

И пёс неистов и оранжев,

В зубах зелёное: «Гав-Гав»!

И, радуги разбудоражив,

Конь скачет о шести ногах.

Дитя! От мыслей безрассудных

Меня чертою отдели.

Пусти, пусти меня в рисунок

И в добром мире посели!

Давид Самойлов.

Заикание известно человеку столько же времени, сколько существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи, может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания… (И. А. Поварова, 2004г) Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, трудных ситуациях…

Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают. Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. (И.А. Поварова, 2004) В результате, у большинства заикающихся, возникает логоневроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение. (Л.Я. Миссуловин, 1988)

Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребенка. (И. А. Поварова, 2004)

Часто у детей формируется робость, застенчивость, тревожность, агрессия и другие расстройства. Все они могут затруднять формирование других форм общения, которые соответствуют последующим этапам развития человека. Заикание, наложившее отпечаток на развитие личности ребенка, на его общение, часто неблагоприятно сказывается на всей деятельности заикающегося, на его эмоциональной сфере и ведет к психологическим, социальным и педагогическим проблемам. (И. А. Поварова,2004)

Итак, можно сделать вывод, что заикание– сложное комплексное заболевание, требующее разностороннего подхода к лечению.

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. На необходимость комплексного воздействия при коррекции заикания указывали И.А. Сикорский (1889) и И.К.Хмелевский (1897). В ряде зарубежных работ мы находим интересные наблюдения и рекомендации по поводу коррекции заикания. Многие исследователи– клиницисты приходят к выводу о необходимости комплексного всестороннего лечения этого дефекта речи, которое предусматривает логопедические упражнения, лекарственную терапию, а также целенаправленное психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогающее ему адаптироваться к условиям социальной среды.

Поэтому, мы в своей работе с заикающимися детьми, включили занятия арт–терапии. Появление арт–терапии (термин А. Хилла) как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки, относят примерно к 30-м годам прошедшего столетия. Эволюция понятия «арт–терапия» отражает принципы обособления трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направления применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора. (Л.Д.Лебедева,2005) Первоначально словосочетанием «арт-терапия» обозначали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности.

Виды арт-терапии (Л.Д.Лебедева,2005):

-изотерапия (рисуночная терапия)

-визуальная (терапия образами)

-медитативное рисование

-мультимедийная (интегративная)

Таким образом, арт-терапия – это самостоятельная область теоретических знаний и практической работы…

Все направления арт-терапии рассматривают изобразительное искусство как средство для интеграции и реинтеграции личности. (К.Рудестам,1999) Детские психотерапевты рассматривают арт-терапию в качестве средства эмоционального воспитания и образования. Педагогическое направление арт-терапии имеет не клиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. (И.А.Копытин,2000) Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит в душе педагога, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира ребенка.

Арт-терапевтические занятия эффективны для заикающихся детей. Арт-терапия позволяет корректно помочь заикающимся детям. Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов. Среди основоположников называют такие имена, как Ф. Гудинаф, Г. Кершенштейнер, А. Кларк, М. Линдстрем и др. Различные аспекты исследованы отечественными учеными. Среди них: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, О.И. Галкина и др.

Читайте также:  Диагностика уровня тревожности в доу

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» — писал К.Д. Ушинский. Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для заикающегося ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством». (Р.Гудман,2000) Рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно – образное мышление, а также абстрактно – логическое. (В.С.Мухина,1981)

Рисование предоставляет ребенку с заиканием возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает. Изобразительная деятельность– своеобразный аналог графической речи. (Л.С.Выготский,1991)

Речь возникает на «фундаменте» образов. При их совместном описании у детей с заиканием возникают затруднения. Именно невербальные средства единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. «Я бы мог нарисовать, но не знаю, как выразить словами». (К.Рудестам,1999) С. Левинштейн, В.С. Мухина и другие исследователи подчеркивают, что рисунок для детей с заиканием не искусство, а речь. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Спонтанная изобразительная деятельность для ребенка с заиканием наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре, и поэтому не вызывает тревожных переживаний.

У детей с заиканием по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» не вербально, посредством рисунка. Еще К.Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как более адекватный, более точный и емкий, чем слова.

В процессе арт-терапевтической работы с заикающимися детьми используются музыка, движение и танец. Арт-терапевтические занятия при коррекции заикания могут быть неструктурированными и структурированными.

В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Одна– невербальная, творческая, неструктурированная. Другая – вербальная, формально более структурированная. (Л.Д.Лебедева,2005)

Начало занятия – настрой на творчество. Задача первого этапа состоит в подготовке детей с заиканием к спонтанной, художественной деятельности. Для этого мы используем различные игры, двигательные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, «Каракули», техника «закрытых глаз» и т. д. (Д.Винникотт,1994) Считается, что, рисуя с закрытыми глазами, дети способны лучше настроиться на свой внутренний мир. Для настроя на спонтанное творчество мы используем разнообразные приемы: рисование пальцами, мелками, углем, песком, пластилином и др.

На втором этапе мы включаем элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. Музыка, как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых (В.М. Бехтеров, С.С. Корсаков и др.), регулирует настроение, улучшает самочувствие… Для занятий лучше подбирать малознакомые композиции без текста.

На третьем этапе предполагается индивидуальное творчество для исследования чувств, проблем и переживаний. Все виды подсознательных процессов отображаются в изобразительной продукции при спонтанном творчестве. Занятия визуальным искусством, по мнению британского арт-терапевта С. Скейфи, способствуют раскрытию внутренних сил ребенка. Ребенок с заиканием невербальным языком образно сообщает о себе…

Арт-терапевтические занятия эффективны для развития и коррекции коммуникативных умений, особенно у детей с заиканием. Арт-терапевтические занятия облегчают процессы адаптации к школе застенчивых, замкнутых, тревожных детей. Игровой характер арт-терапевтических упражнений и техник позволяет обеспечить, по словам М. Либман, иную систему координат, которая помогает осваивать и исследовать детей с заиканием.

Таким образом, при коррекции заикания арт-терапия:

— Создает положительный эмоциональный настрой.

— Облегчает процесс коммуникации со сверстниками.

— Способствует преодолению языкового барьера.

— Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазии, которые затруднительно обсуждать вербально.

— Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять.

— Развивает чувство внутреннего контроля.

— Способствует творческому самовыражению, развитию воображения.

— Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.

— Позволяет выстраивать отношения педагога с ребенком.

На арт-терапевтических занятиях, при коррекции заикания, каждый детский рисунок отличается специфическими, сугубо индивидуальными особенностями, которые позволяют получить представления об индивидуально–психологических свойствах ребенка. При коррекции заикания рисование, как родственное с письмом действие, делает из руки новый орган мозга– особо точный и образный инструмент языка и речи. (В.В.Клименко,2005) причем рисование не просто способствует коррекции, но и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь, мышление.

На арт-терапевтических занятиях дети рисуют рисунок, который представляет собой своего рода рассказ о том, что в нем изображается, и, по существу, не отличается от словесного рассказа. На арт-терапевтических занятиях при коррекции заикания педагог приближается к тайному смыслу рисунков – значит, он приближается к пониманию внутреннего мира ребенка, его истинных чувств, переживаний, проблем. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 30-35 минут. Занятий по арт-терапии дети ждут с нетерпением и с большим желанием выполняют практические задания.

Литература:

1. Практикум по арт-терапии под редакцией А.И.Копытина, Санкт-Петербург «Питер», 2000, 448 стр.

2. Коррекционно–развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста под редакцией Е.А. Алябьева. Творческий центр «Сфера», Москва– 2002, 96 стр.

3. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. Издательство «Речь», Санкт–Петербург 2005, 256 стр.

4. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков// Практикум по арт-терапии. СПБ: Питер, 2000. Стр.136-157

5. И.В. Поварова. Коррекция заикания в играх и тренингах. 2-е издание — СПБ: Питер, 2004-348 стр.

источник

Дата публикации: 04.10.2014 2014-10-04

Статья просмотрена: 6600 раз

Глухова А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 467-473. — URL https://moluch.ru/archive/76/12892/ (дата обращения: 16.06.2019).

Проблема использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних. Так как ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль в восстановлении функций организма использовали различные виды искусства для лечения души и тела. В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы, поэтому современные учёные всё больше ориентируются на использование коррекционных возможностей искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, что определяет актуальность выбранной темы.

В данный момент эффективность использования разных видов арттерапии в коррекции и лечении достаточно исследовано и подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, А. М. Миллер, Е. Ю. Рау. Ю. Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И. Е. Вольперт. Н. С. Говоров). Однако недостаточно разработок, соединяющих в себе различные виды терапии, направленных на коррекцию одного из различных видов нарушения в развитии ребёнка, что обуславливает необходимость изучения использования арттерапевтических методик при коррекции речевых нарушений в практике дошкольных учреждений.

Таким образом возникает необходимость создания программы арттерапии, направленной на коррекцию речевых нарушений дошкольников.

Предполагаемый конечный результат работы — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.

На современном этапе общества эпидемиологические исследования показывают, что наиболее частыми проявлениями нарушениями развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения. Поэтому дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи подробно представлена в трудах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.

В специальной литературе речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

— не соответствуют возрасту говорящего;

— не являются диалектизмами (безграмотностью речи с выражением незнания языка);

— связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи:

— носят неустойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;

— требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера;

— часто оказывают отрицательное воздействие на дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от её временных нарушений, от особенностей речи, обусловленных территориально-идеологическими и социокультурными факторами.

Раскрывая основное понятие, следует отметить, что нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Термин «коррекция нарушения речи» предполагает исправление или ослабление симптоматики нарушений речи.

Краткий обзор основных понятий показывает, что речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе общего назначения.

Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи. Исследователем Р. Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе.

При первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована (5–6 лет). Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Дети с такими особенностями относятся к так называемым «безречевым».

На втором уровне появляются, хотя и искаженные, общеупотребительные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы.

Третий уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии взрослого и с его помощью. Свободное общение крайне затруднено.

В современных работах выделяют еще и четвертый уровень (Т. Б. Филичева), характеризующийся легкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью при начале школьного обучения.

Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией (наличие судорожности в процессе речевого акта при заикании, грубые нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического восприятия при ринолалии и т. д.).

Дети с общим недоразвитием и нарушениями речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у таких детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы плохая координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

У детей с нарушениями речи существует ряд психолого-педагогических особенностей, характеризующий их. Это прежде всего личностные нарушения — фиксированность на дефекте, трудности в вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, что усложняет структуру нарушений и ведёт к нарушению социальной адаптации.

Таким образом, дети с нарушениями речи — это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:

— есть сопутствующие диагнозы;

— не использует речь для коммуникации;

— нарушение способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстаёт в развитии.

Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть возможное применение арттерапевтических методик.

Итак, понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного творчества помогал психически больным выразить в картинках свои скрытые переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

В настоящее время «арттерапия» имеет несколько значений:

— рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

— как комплекс арттерапевтических методик;

— как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

В последнее время арттерапия всё больше включается в коррекционно-развивающий процесс в образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушения развития и даёт положительные результаты.

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, в рождении креативных способностей и способов их удовлетворения.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

— изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.);

— библиотерапию (воздействие чтением);

— имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию);

— музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки);

— вокалотерапию (воздействие пением);

— кинезитерапию (воздействие движениями — танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику).

Детально изучив все вышеизложенные виды арттерапии, мною были выбраны три её направления, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в коррекционной работе.

Кинезитерапия. Следует немного подробнее остановиться на раскрытии её основных форм;

— танцетерапия — основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний, в основе ее применения лежит снятие через танец мышечно-физиологического напряжения, появившегося в результате стресса;

— коррекционная ритмика — вид активной музыкотерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

— психогимнастика –включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, активизирующие психомоторику, этюды, упражнения, направленные на развитие различных сторон психики человека.

Изотерапия — один из самых распространённых видов арттерапии. Различают два направления этого метода:

— использование же существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации человеком;

— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.

Особое место среди видов арттерапии занимает имаготерапия, основой, которой явлвется театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические представления об образе, а также единстве личности и образа. В соответствии с этим её задачами являются:

— укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;

Читайте также:  Для возникновения заикания имеет значение период

— воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий;

— тренировка способности мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;

— создание определённого творческого интереса.

По своей организации имаготерапия может проводиться в двух формах: индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения, переход рассказа в заранее запланированный взрослым диалог) и групповой (драматизация народной, авторской сказки).

Таким образом, сущность арттерапии заключается в следующих положениях;

— терапевтическое и коррекционное воздействие искусства на человека;

— создание новых позитивных преживаний;

— рождение креативных потребностей и способов их удовлетворения.

В данной аналитической части был проведен анализ проблемы использования арттерапии в коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями, в ходе которого были определены характерные особенности детей с проблемами в речевом развитии, а также раскрыта сущность арттерапевтических методик, представляющих собой особую ценность для работы с такими детьми, то есть получена информация, необходимая для составления модели арттерапии.

Итак, цель использования арттерапии в дошкольной практике — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.

— принцип единства коррекции и развития;

— принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;

— принцип комплексности психолого-педагогического воздействия;

— принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода;

— принцип оптимистического подхода;

— принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком (семья, детский сад).

Модель арттерапии состоит из трёх основных блоков: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия.

1 Блок «Изотерапия» (Художественно-изобразительная деятельность).

Цель — предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения в самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке).

Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи позволяет получить положительные результаты:

— создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

— оказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

2 Блок «Имаготерапия» (Театрально-испольнительская деятельность).

Цель: развитие речи детей средствами театрализованных игр.

Театрально-исполнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать различные движения, стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивать память, воображение, проявить свои способности.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль. Произносительные реплики ставят ребенка пред необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Занятия по имаготерапии предполагают тесное взаимодействие детей, родителей, педагогов детского сада, поэтому задачи поставлены по двум направлениям.

— поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, по мере возможности присутствовать на детских спектаклях.

— обсуждать с ребенком пред спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит сыграть, а после спектакля — полученный результат, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;

— предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать сказки, стихи, рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях;

— рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. д.;

— постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;

— по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр театральных постановок.

— вызывать интерес ребенка к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

— побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, пантомимика и др.), помогать в создании выразительных средств;

— способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности;

— учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);

— выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия;

— вызвать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с тексом инсценировки);

— познакомить детей с различными видами театра, научить управлению простейшими куклами — с применением разнообразных движений, согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Каждый педагог, планируя занятия по данному виду деятельности, может создать репертуар по своему усмотрению.

В материалах используются театрализованные игры двух видов:

Цель — обучать детей показывать «спектакли» посредством различных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе), результатом чего будет являться: развитие речи детей, формирование коммуникативных способностей, реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

Цель — обучить детей самостоятельно разыгрывать спектакли, распределять роли, изготавливать атрибуты и фантазировать о костюме героя. Это сложная задача для дошкольников и в ее решении им помогают взрослые (родители, воспитатель, музыкальный руководитель).

Для реализации инсценировки детям предлагаются различные русские народные сказки (в том числе те, которые драматизировали), потешки, прибаутки, басни и т. д.

Работа над играми — инсценировками может проводиться в двух формах:

— специально организованная работа педагога с детьми;

— игра в процессе самостоятельной деятельности детей.

Если в драматизации в основном важным были лишь интонации голоса, то в инсценировках важно еще и умение передавать чувства, эмоции играемого персонажа с помощью мимики, пантомимики и при этом голосовые интонации тоже важны.

Работа над инсценированием осуществляется следующим образом:

— педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки и выразительно его читает;

— интересуется, понравилось оно детям или нет, получив утвердительный ответ, предлагает разыграть его в ролях пред родителями и повторно его выразительно читает;

— затем кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет проходить действие инсценировки, выразительно читает произведение, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;

— анализирует события, которые описаны в произведении, формируя интерес и желание участвовать в их сценическом исполнении, приняв на себя определённую роль;

— после распределения ролей педагог побуждает детей представить внешний вид действующих лиц, их поведение, отношение к другим персонажам и т. п. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценируемого произведения вместе с детьми;

— изготавливаются атрибуты к спектаклю, костюмы, маски;

— проводятся репетиции спектакля, где педагог побуждает детей к дальнейшим творческим поискам (работа над выразительностью речи проводится по подгруппам);

По окончании спектакля реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Работа над ролью проводится по следующей схеме:

— знакомство с инсценировкой;

— знакомство с героями инсценировки;

— составление словесного портрета героя;

— фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с другими людьми, придумывание его любимых занятий, игр;

— сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;

— анализ придуманных поступков;

— работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, мечта на сценической площадке, интонации;

— подготовка театрального костюма;

— использование грима при создании образа.

3 Блок «Кинезитерапия» (Музыкально-двигательная деятельность).

Цель — коррекция речевых нарушений с помощью использования различных видов музыкально-двигательной деятельности.

Включает в себя 4 основных раздела: пальчиковая гимнастика, коррекционная (логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика.

Цель — развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. По данным Кольцовой М. М., речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого — развитие моторной функции речи.

Пальчиковая гимнастика включает в себя различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

Проводится по схеме: педагог читает стихотворение и выполняет движения; при повторении упражнения дети полностью выполняют движения и частично воспроизводят запомнившийся текст, заканчивая фразу, начатую педагогом. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движениями пальцев соответствующий текст произведения. Упражнения проводятся систематически в течение 4–5 минут в процессе каждого занятия, проводимого воспитателем, логопедом, психологом, музыкальным руководителем, а также дома с родителями.

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, в дальнейшем — в письме, активно развивает детскую память и речь.

Цель — преодоление нарушений в развитии посредством ритма.

Материал логоритмики составляют: малые фольклорные формы, пляски, игры — сценки, музыкально-речевые игры со специальными логопедическими упражнениями. С их помощью у ребенка успешно развиваются речевая и коммуникативная функции речи, обогащается словарный запас.

Наилучшего результата при использовании логоритмики можно достичь при совместных усилиях воспитателя, музыканта-ритмиста и логопеда. Ритмист начинает проводить занятия с детьми, сочетая музыку и речь с движениями, а логопед и воспитатель продолжают эту работу на своих речевых занятиях. Такая комплексная форма не только обеспечивает предупреждение и коррекцию речевых нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребенка, способствуя развитию его личности в целом.

Цель — учить детей передавать средства музыкальной выразительности (метроритм, темп, форму, динамику) через движение.

Танец — форма кинезитерапии, в процессе которой формируются ориентировка в пространстве, произвольная двигательная активность, необходимая для функционирования всех психических процессов, обеспечивает регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивает «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.

Процесс обучения детей танцам начинается с того, что педагог называет движение, кратко указывает на основные особенности его техники, затем дети выполняют движения под музыку.

Перед танцами, в которых дети должны самостоятельно найти движения, выражающие музыкальные образы, педагог либо ограничивается кратким изложением содержания, либо проводит небольшую беседу, направляющую воображение детей, оживляющую их эмоциональную память, но, ни в коем случае не подсказывает движения.

Показ двигательно-музыкальных упражнений в целом необходим во всем процессе работы над ним. Дети должны увидеть художественное воплощение образа — это будит воображение. Рекомендуется показывать движения всей группе в исполнении 1–2 успевающих детей, ребенок легче понимает движения, когда его выполняет ровесник.

Цель — обучить детей элементам техники выражения эмоций посредством мимики, жестов, движений.

Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых осуществляется коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей.

Психогимнастические упражнения предлагаются для выполнения детьми в конце занятия по кинезитерапии, выбор того или иного упражнения зависит от эмоционального состояния детей: после подвижных упражнений используются этюды, направленные на релаксацию, и наоборот, умеренный темп предыдущих заданий требует яркого окончания.

Поиск новых подходов к решению вопроса речевого развития детей вызывает необходимость разработки программы с использованием различных видов искусства. Арттерапия нацелена на формирование полноценной личности с устойчивым поведением, способной адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей, а также на преодоление тех негативных эмоциональных характеристик (повышенной тревожности, заниженной самооценки, агрессивности, внутренней конфликтности, трудностей в общении, свойственные детям с нарушениями в развитии).

Всем педагогам дошкольного образования, занимающимся проблемой речевого развития детей дошкольного возраста, можно дать следующие методические рекомендации:

— активно использовать возможности различных видов искусства и арттерапии для речевого развития дошкольников;

— повышать специальные знания педагогов дошкольного образования и родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста, формировать их практические умения в этой области через систему семинаров-практикумов, тренингов, тематических родительских собраний, бесед, «круглых столов» и др.;

— корректировать педагогическую деятельность по речевому развитию дошкольников в соответствии с результатами диагностических исследований.

1. Альбуханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Просвещение, 1999.

2. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.-248 с.

4. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. — М.: Педагогика, 1991.

5. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. — М.: 1994.

6. Блохина Л. Н. Горбина Е. В. Начинаем наш концерт. — Ярославль: А. Холдинг, 2001.

7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: 1968.

8. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М: Политиздат, 1989.

9. Ветлугина Н. А. и др. Музыкальные занятия в детском саду / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова.. — М.,1984.

10. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Метод. пособие. — М.: Сфера,1993.

11. Выготский Л. С. Лекции по психологии. — СПб.: Питер, 1997.

12. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. — М., 1983. Т.5.

13. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб., 1997.

14. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально — нравственного развития.- СПб.: Речь, 2002.

15. Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во Московского университета, 1980.

16. Карманенко Ю. Г., Карманенко Т. Н. Кукольный театр — дошкольникам.-М.: Просвещение, 1982.

17. Каган М. С. Музыка в мире искусств // Советская музыка.-1987.- № 3.

18. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5–7 лет. — М.: АРКТИ. 1997.

19. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. — М.: Гном-Пресс, 2000.

20. Комиссарова Л. Н. Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. М. Ветлугиной. — М., 1989.

21. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Академия, 1985.

22. Леонтьев А. И. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: Изд-во МГУ, 1971.

23. Мудрик А. В. Актуальные вопросы современного воспитания. — М.: Академия, 2001.

24. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Владос, 1995.

25. Пеня Т. Г. Театральное искусство и дети // Искусство в жизни детей.-М.,1991.

26. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей/ / Избр. тр. в 2 т.-М., 1985.-Т. 1.

27. Хризман Т. П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1991.

28. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. — М.: Линка-пресс, 1999–160 с.

29. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М., 1995.

30. Юдина С. Е. Мы друзей зовем на праздник. — Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

31. Якобсон С. Г. Психологические проблемы эстетического развития детей. — М.: Педагогика, 1984.

источник