Работа с неврозом в гештальте

Невроз очень негативно влияет на нашу жизнь, и даже не столько на её продолжительность (мощность невроза не так высока, чтобы существенно сократить ее срок), сколько на качество этой жизни, на количество в ней «счастливости».

Трудность лечения неврозов заключается в том, что часто люди даже не подозревают о своем невротическом расстройстве, считая это состояние нормальным, поскольку оно является привычным уже долгие годы. Либо человек начинает замечать неладное (сталкиваясь уже не только с психическими, но и с физиологическими симптомами, болезнями), пытаясь решить эту проблему медикаментозно.

К счастью, в наше время многие врачи уже хорошо осведомлены о том, что для лечения неврозов требуется не только медицинская помощь, но и психологическая (и часто только психологической достаточно).

Невроз – это расстройство нервной системы, имеющее причиной воздействие внешних психологических факторов (в отличие от физических, химических или биологических). Это расстройство является функциональным, то есть структура, сами органы, не повреждены, с ними все в порядке, а нарушены функции этих органов.

Это можно сравнить с организацией, где есть здоровые, прекрасные, квалифицированные сотрудники, но в данный момент они почему-то плохо работают, ленятся или делают не свою работу.

Психогенным фактором в этом примере является фраза «почему-то плохо работают», то есть существует психологическая причина, значит что-то произошло: к этим сотрудникам кто-то когда-то пришел, что-то сказал или сделал, несовместимое с эффективным процессом, и после этого негативного влияния работа разладилась. Поначалу это мог быть острый конфликт, но со временем он мог забыться и малая эффективность стала привычным делом.

Задача психотерапии, в данном примере, вернуть сотрудникам организации былую живость и интерес, желание работать и творить, делать это эффективно и с удовольствием.

Список этих симптомов очень широк. Вот некоторые из физиологических проявлений невроза:

  • головные боли,
  • чувство переутомления, усталости и истощения,
  • быстрая утомляемость,
  • чувствительность к стрессам,
  • нестабильность в настроении,
  • обидчивость, ранимость,
  • бессонница, поверхностный сон,
  • повышенная тревожность,
  • раздражительность,
  • колебания давления,
  • нарушения аппетита,
  • сердечные боли,
  • частый кашель.

На социальном уровне невроз можно рассматривать как очень неравномерное развитие различных качеств личности. При этом одна часть нашего потенциала успешно реализована, иногда даже слишком, а другая часть осталась почти без внимания.

«Я прекрасно владею профессией, я плохо сплю и много болею»;

«Я строю хорошие отношения с женщинами и не строю с мужчинами»;

«Я много кому помогаю, я мало зарабатываю»;

«Я добился успеха, у меня нет близких отношений»;

«Я выдерживаю большое напряжение, я почти каждый день пью»;

«Умею веселиться и отдыхать, не могу трудиться».

У всех этих примеров одна суть: какие-то качества мы развиваем в себе интенсивно, иногда даже слишком, и лишаемся других. Например, в человеке много доброты – это то, что он приобрел, но то, что он потерял – это возможность отказывать другим людям.

Коротко говоря, мы адаптируемся к условиям жизни, к требованиям родителей и общества, мы стремимся стать хорошими, умными, успешными.

Ради этого мы вытесняем собственные качества, мы отказываемся от самих себя, от собственного мнения, от собственных чувств, чтобы быть хорошими, чтобы заслужить любовь.

Мы вступаем в конфликт сами с собой, конфликт между «быть» и «казаться», конфликт между «хочу» и «надо», между «хорошо» и «плохо». Нас не поддерживают переживать то, что мы реально чувствуем: злиться и ругаться, когда нас задели, грустить и плакать, когда нам больно; громко смеяться, когда нам весело; фыркать и выражать недовольство, кричать от гнева, плясать от радости, просить и требовать желаемого.

Нас воспитывают и родители, и общество.

Невроз – это плод воспитания, это признак адаптации, это знак того, что мы очень постарались и смогли совместить в себе несовместимое.

И это делает нашу жизнь гораздо более скованной и ограниченной, и гораздо менее счастливой, лишенной многих цветов и оттенков, потенциально существующих в нашей душе и жаждущих реализации.

Гештальт-терапия работает именно в направлении расширения доступных возможностей для человека, способствуя оживлению ранее блокированных частей личности. Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз выделял пять уровней (слоев) невроза, через которые должен проходить процесс терапии на пути раскрытия пациентом своей истиной индивидуальности.

Уровень игр, ролей. «Большинство людей стремится к актуализации своей Я-концепции, вместе того чтобы актуализировать свое подлинное Я. Мы не хотим быть самим собой, мы хотим быть кем-то другим. В результате . Мы не удовлетворены тем, что делаем».

«Осознание «фальшивого» поведения и манипуляций. Но, когда приходит понимание, какие последствия могут быть, если начнем вести себя искренне, нас охватывает страх. Человек боится быть тем, кем является. Он боится, что общество не примет его таким и будет осуждать».

Безвыходное положение. «Если человек проходит первые два уровня, перестает играть не свойственные ему роли, отказывается от притворства перед самим собой, тогда он начинает испытывать чувство пустоты и небытия».

«На этом уровне с горем, отчаянием к себе человек приходит к пониманию того, как ограничил и подавил себя. Имплозия проявляется после того, как человек проходит через тупик. Это моменты, когда огромное количество энергии вовлечено в столкновение противоборствующих сил внутри человека…»

«Достижение этого уровня означает достижение аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозию следует здесь понимать как глубокое и интенсивное эмоциональное переживание, которое приносит облегчение и возвращает эмоциональное равновесие». Подобный путь проходят люди, уставшие тлеть на медленном огне собственных неудовлетворенностей, и готовые сделать смелый шаг на встречу истинному себе.

Стоит отметить, что психотерапия навсегда меняет жизнь человека, делая его более искренним и открытым для жизни и близких отношений. Работа с неврозами в гештальт-терапии дает возможность в достаточно короткие сроки преобразовать собственную личность, сделав ее более целостной и как следствие более счастливой и удовлетворенной!

источник

1. Понятие невроза по Ф. Перлзу

2. Механизмы нарушения процесса саморегуляции

3. Уровни невроза по Ф. Перлзу

4. Работа с неврозами в гештальт-терапии

В наше время количество людей, которым ставится диагноз невроз, достигло невероятных размеров. Это количество уже не удивляет и не пугает, да и действительно в наше время постоянно меняющихся ценностей, правил и даже законов; при отсутствии какой бы то ни было стабильности в жизни общества, разве не лучший способ уйти от столь гнетущей действительности в болезнь.

О неврозах заговорили в конце прошлого века, и с тех пор многое было сделано в направлении исследования этого душевного заболевания. Многие выдающиеся люди трудились над данной проблемой: устанавливая причины, анализируя симптоматику и пытаясь найти всевозможные способы для того, чтобы облегчить состояние человека, страдающего неврозом.

С психологической точки зрения неврозы — обратимые пограничные расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира.

Невроз возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

На данный момент существует огромное количество психологических теорий неврозов и школ, занимающихся коррекцией невроза, которые используют различные техники при работе с пациентом.

Одной из концепций невроза является теория Перлза.

Настоящий посвящен рассмотрению понятия, механизмов, формирования и уровней неврозов по Перлзу. В е так же представлены элементы гештальт – терапии, применяемые при лечении неврозов.

1. Понятие невроза по Ф. Перлзу

Разработанная Ф.Перлзом теория неврозов основана на предпосылке, что люди должны найти свой собственный путь в жизни и принять на себя личную ответственность, если они надеются достичь зрелости. Это подход, направленный на развитие самостоятельности личности, обретения подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем.

Функционирование организма осуществляется по принципу саморегуляции. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности. Перлз считает, что именно эти критерии определяют путь гармоничной, здоровой личности, а все невротические затруднения возникают из неспособности индивида находить и поддерживать правильное равновесие между собой и остальным миром.

Естественным ритмом жизнедеятельности организма является формирование и завершение гештальтов, в качестве которых может выступать желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится, по Ф. Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

По теории Ф. Перлза для удовлетворения своих потребностей каждому человеку необходимо постоянно быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира.

Внутренняя зона осознания включает процессы и события, происходящие в теле (напряжение мышц, ком в горле, поза, головная боль, жажда, утомление). Внешняя зона представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в сознание в качестве сенсорных сигналов (мокрый снег, шорох листвы, фигура прохожего). Перлз считал, что информация, поступающая от внутренней и внешней зон, почти не оценивается и не интерпретируется.

Ф. Перлз так же выделяет среднюю зону, которую называет зоной фантазий (мысли, фантазии, верования, отношения и другие интеллектуальные или мыслительные процессы). По Перлзу – средняя зона рождает интерпретации и главным становится не то, что человек видит на самом деле, а его страхи, предубеждения, ожидания или фантазии. Ф. Перлз полагал, что неврозы возникают в результате тенденции к сосредоточению именно на средней зоне за счет исключения из сознания событий внутренней и внешней зон. Он утверждал, что корни патологических состояний лежат в нашей тенденции фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем [4].

Когда человек находится в средней зоне, то главным образом живет прошлым и будущим, а между тем саморегуляция организма зависит от осознания настоящего и от способности жить в полной мере «здесь и сейчас».

Перлз четко разделял понятия «здоровье», «психоз» и «невроз»:

— Здоровые люди находятся в контакте с реалиями, как самих себя, так и окружающего мира.

— При психозе люди оказываются не способными на соприкосновение с действительностью, особенно часто у них развиваются фантазии, связанные с идеями мании величия и никчемности.

При неврозе идет непрерывная борьба между иллюзиями, фантазиями и действительностью.

Невротические индивидуумы позволяют обществу посягать на себя слишком интенсивно. Они не могут ясно выделять свои собственные потребности и рассматривать общество как нечто большее, чем жизнь, а себя — как нечто меньшее. Общество может состоять из большого количества различных групп, таких как семьи, государства, социальные слои, коллективы сотрудников. Когда невротик и одна или большее количество таких групп одновременно испытывают различные потребности, невротик неспособен выделить доминирующую потребность и поэтому не может осуществлять ни хороший контакт, ни полноценное изъятие. В связи с этим, одно или несколько нарушений равновесия на границе контакта, обусловленные неврозом, кажутся невротику наиболее эффективным способом сохранения баланса и ощущения адекватной саморегуляции в крайне неблагоприятных ситуациях [1].

Таким образом, невроз по Ф. Перлзу — нарушение процесса Гомеостаза, когда индивид неспособен почувствовать свою доминирующую потребность, при этом поведение его дезорганизованно и неэффективно. Перлз считал невроз симптом неполного созревания личности: «Невротик не способен видеть очевидное. Он утратил чувство реальности. Здоровый человек доверяет своим ощущениям больше, чем своим предрассудкам» [3].

2. Механизмы нарушения процесса саморегуляции

Больным неврозом является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — прежде всего близкими — и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Гештальтисты различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции, которые представляют собой «изматывающие, хронические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания»: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция [2].

1. Интроекция. При интроекции чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей усваиваются человеком, не ассимилируются с его личностью, т.е. являются чуждыми для личности.

Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения .

Два основных результата интроекции следующие:

— во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами;

— во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности.

2. Проекция является оборотной стороной интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами.

Проекция характеризуется тенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях:

— на уровне, связанном с внешней окружающей средой;

При проецировании люди переносят на других те личные черты, которые им не нравятся и которые они не считают ценными, при этом они не признают и не рассматривают данные тенденции в них самих. Проекции связаны с интроектами, так как люди обычно обесценивают себя, соотнося с интроецированными «Я-стандартами», чьи неприемлемые производные затем проецируются на окружающую среду.

При слиянии проекции и интроекции человек недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружающий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Такие люди не способны устанавливать с окружающими хороший контакт, в тем более отступать там, где это уместно, они требуют от других сходства и отказываются терпимо относиться к существующим различиям. Примером могут служить родители, которые отказываются рассматривать своих детей как личностей, отличных от них самих.

3. Ретрофлексия — «поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для внешней среды, направляется на самого себя. Примером могут служить агрессивные чувства, которые трансфрмируются в мышечные зажимы, аутоагрессию. Когда люди «ретрофлексируют», они «переадресовывают» свою активность внутрь и заменяют собой окружающую среду, таким образом делая себя собственной мишенью.

Ретрофлексия является патологической лишь в том случае, если она является хронической, привычной и неконтролируемой.

4. Дефлексия — это уклонение от реального контакта. При дефлексии человек избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п.

5. Конфлуенция , или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих [2].

Резюмируя мысли о механизмах нарушения процесса саморегуляции, Перлз приводит краткие характеристики поведения людей:

— «интроектор» делает то, что от него ждут другие;

— «проектор» делает по отношению к другим то, в совершении чего по отношению к самому себе он их обвиняет;

— при дефлексии человек не знает, что, кто и кому делает;

— «ретрофлектор» делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим».

Было бы неверным говорить, что какое-либо конкретное невротическое поведение может быть примером только одного из вышеописанных механизмов. Обычно у человека, страдающего неврозом, наблюдается более одного, а то и все механизмы.

Читайте также:  Можно ли избавится от невроза без таблеток

В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной. Такими фрагментами чаще выступают противоречия: мужское—женское, активное—пассивное, зависимость—отчужденность, рациональность—эмоциональность, эгоистичность—бескорыстие.

Основная цель геештальт – терапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности, ликвидации противоречий.

Перлс, занимаясь консультированием в течение многих лет, сделал вывод, что невроз имеет структуру, т.е. уровни.

3. Уровни невроза по Ф. Перлзу

Структура невроза по Перлзу является пятиуровневой.

Первый уровень — клише или, как его еще называют «уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей» заключается в реагировании на других стереотипными и неподлинными путями. Это уровень, на котором люди играют в игры и теряют себя в ролях, пытается жить в фантазии, созданной нами или другими. Здесь люди активно манипулируют друг другом, прибегая к фиктивным ролям и играм, но получают при этом обратные результаты (например, широко распространены роли хулигана, очень важной персоны, плаксивого ребенка, миленькой девочки, хорошего мальчика).

Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я», поступает согласно ожиданиям окружающих. В результате собственные цели и потребности оказываются неудовлетворенными. Человек в этом случае испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования.

Второй уровень — фобический , связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций.

На этом уровне люди пытаются избежать эмоциональной боли, которая ассоциирую тем, что человек видит аспекты самого себя, которые предпочел бы отрицать. Но когда человек представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество отвергнет его.

Третий уровень – тупик (точка болезни) характеризуется фобической позицией, которая проявляется в уклонении и бегстве от подлинной жизни, потому что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры.

Типичным поведением при этом является следующее: люди пытаются манипулировать окружающей средой, чтобы она видела, слышала, ощущала, думала и принимала решения за них. В тупике они часто ощущают нечто вроде смерти и чувствуют, что они — ничто.

Четвертый уровень – имплозия . Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. Такое состояние характеризуется страхом смерти или ощущением отсутствия жизни.

Ф. Перлз считает, что необходимо пройти через этот имплозивный уровень, чтобы обрести собственное Я. Только вступая в контакт с этим уровнем, и неподлинными проявлениями, человек обнаруживает защитные механизмы и начинает контактировать с собственным «Я». Перлз утверждал, что снятие имплозивного уровня создает взрывное состояние.

Пятый уровень — эксплозия (взрыв) — это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм:

— скорбь (печаль), если человек переживает потерю, которая не ассимилировалась. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека;

— оргазм (для сексуально блокированных людей);

— гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности [3].

Эксплозии могут быть различными по интенсивности, в зависимости от количества энергии, вложенной в имплозивный уровень.

Таким образом, невроз по Перлзу состоит из пяти уровней. Для преодоления невроза человек должен пройти все уровни и дойти до «взрыва». Но не каждый может самостоятельно выйти из невроза, чаще всего людям необходим а помощь. Перлз считал, что в терапии невроза человек обязательно должен пройти через «взрыв». Только в этом случае гештальт может быть завершен, а, следовательно, проблема решена.

4. Работа с неврозов в гештальт — терапии

При наличии невроза человек препятствует себе в удовлетворении своих потребностей, целей, делает то, что ему не впрок и не делает то, что ему полезно. Процесс саморегуляции у него неэффективен.

При работе с неврозами терапевт создает условия эксперимента, где пациент сам находит, что для него полезно, что вредно [4].

Гештальт – терапевт предлагает пациенту разнообразные игры и упражнения, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями, а так же предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами.

Цель гештальт-терапии — снять блокирование и стимулировать развитие. Создать цель и внутренний источник опоры, создать контакт с собой и с окружением, обогащать сознавание установок и способов поведения прошлого и настоящего, развить готовность пациента к принятию решения и действий, т.е. достичь эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности.

Наиболее известными являются следующие игры [2].

1. Диалог между частями собственной личности. Игра используется при фрагментации личности. Психотерапевт предлагает пациенту провести диалог между значимыми фрагментами личности — между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком.

2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например, выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.

3. Незаконченное дело. Пациенту предлагается с помощью высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу.

4. Проективная игра. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту характера, которую он приписывает другому. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.

5. Выявление противоположного (реверсия). Для снятия защиты и оосознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.

6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают представить вообразить себя предметом в старом заброшенном магазине, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты [2].

7. Игра «У меня есть тайна». Исследование чувства «вины и стыда». Эти тайны не следует высказывать, но представить, как члены группы реагировали бы на нее.

Следующий этап «похвастайтесь своей тайной» .

8. Игра «Я принимаю ответственность». После заявления пациент должен добавлять: «И я принимаю ответственность за это»[3].

В гештальт-терапии существует множество игр, для работы с преодолением неврозов, причем некоторые из них эффективны при индивидуальной, а другие – при групповой терапии. Эффективность применения той или ин ой игры так же зависит от личности пациента, от е6го восприятия, интеллекта и т.д.

Огромное количество человеческих проблем связано с тем, что подлинное осознание реальности подменяется интеллектуальными и, зачастую, ложными представлениями о ней, например, о том, что можно ожидать от людей, как они относятся ко мне, что я должен хотеть и что должен делать. Такие ложные представления заслоняют реальность и затрудняют удовлетворение потребностей организма — процесс формирования и разрушения гештальта нарушается.

Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознавать себя и свою доминирующую потребность в данный момент.

Рассматривая организм и среду как единое целое, Перлз говорит о том, что доминирующая потребность является гештальтом, на ограничение, завершение и нейтрализацию которого в данный момент направлены все усилия организма. Прерывание контакта со средой, включающее маневры и способы мышления и поведения, к которым прибегает мозг, чтобы избавиться от болезненного эмоционального материала в гештальт-терапии является защитными механизмами.

Неврозы, считал Перлз, возникают в результате фантазий, которые несут в себе незавершенные гештальты из прошлого, а деструктивная природа этих гештальтов проявляется в настоящем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осознать настоящее. Выходу из невроза способствует гештальт-терапия.

Гештальт-терапия исходит из того, что если люди достигают ясного осознания внутренней и внешней реальности, то они способны самостоятельно разрешить все свои проблемы. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.

1. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999.

2. Карвасарский Б. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб : Питер, 2005.

3. Перлз Ф. Гештальт-семинары. — М.: Институт гуманитарных исследований, 1998.

источник

1. Понятие невроза по Ф. Перлзу

2. Механизмы нарушения процесса саморегуляции

3. Уровни невроза по Ф. Перлзу

4. Работа с неврозами в гештальт-терапии

В наше время количество людей, которым ставится диагноз невроз, достигло невероятных размеров. Это количество уже не удивляет и не пугает, да и действительно в наше время постоянно меняющихся ценностей, правил и даже законов; при отсутствии какой бы то ни было стабильности в жизни общества, разве не лучший способ уйти от столь гнетущей действительности в болезнь.

О неврозах заговорили в конце прошлого века, и с тех пор многое было сделано в направлении исследования этого душевного заболевания. Многие выдающиеся люди трудились над данной проблемой: устанавливая причины, анализируя симптоматику и пытаясь найти всевозможные способы для того, чтобы облегчить состояние человека, страдающего неврозом.

С психологической точки зрения неврозы — обратимые пограничные расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира.

Невроз возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

На данный момент существует огромное количество психологических теорий неврозов и школ, занимающихся коррекцией невроза, которые используют различные техники при работе с пациентом.

Одной из концепций невроза является теория Перлза.

Настоящий реферат посвящен рассмотрению понятия, механизмов, формирования и уровней неврозов по Перлзу. В реферате так же представлены элементы гештальт – терапии, применяемые при лечении неврозов.

1. Понятие невроза по Ф. Перлзу

Разработанная Ф.Перлзом теория неврозов основана на предпосылке, что люди должны найти свой собственный путь в жизни и принять на себя личную ответственность, если они надеются достичь зрелости. Это подход, направленный на развитие самостоятельности личности, обретения подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем.

Функционирование организма осуществляется по принципу саморегуляции. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности. Перлз считает, что именно эти критерии определяют путь гармоничной, здоровой личности, а все невротические затруднения возникают из неспособности индивида находить и поддерживать правильное равновесие между собой и остальным миром.

Естественным ритмом жизнедеятельности организма является формирование и завершение гештальтов, в качестве которых может выступать желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Такая неотреагированная потребность становится, по Ф. Перлзу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу.

По теории Ф. Перлза для удовлетворения своих потребностей каждому человеку необходимо постоянно быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира.

Внутренняя зона осознания включает процессы и события, происходящие в теле (напряжение мышц, ком в горле, поза, головная боль, жажда, утомление). Внешняя зона представляет собой совокупность внешних событий, которые поступают в сознание в качестве сенсорных сигналов (мокрый снег, шорох листвы, фигура прохожего). Перлз считал, что информация, поступающая от внутренней и внешней зон, почти не оценивается и не интерпретируется.

Ф. Перлз так же выделяет среднюю зону, которую называет зоной фантазий (мысли, фантазии, верования, отношения и другие интеллектуальные или мыслительные процессы). По Перлзу – средняя зона рождает интерпретации и главным становится не то, что человек видит на самом деле, а его страхи, предубеждения, ожидания или фантазии. Ф. Перлз полагал, что неврозы возникают в результате тенденции к сосредоточению именно на средней зоне за счет исключения из сознания событий внутренней и внешней зон. Он утверждал, что корни патологических состояний лежат в нашей тенденции фантазировать и интеллектуализировать при интерпретации того, что мы осознаем [4].

Когда человек находится в средней зоне, то главным образом живет прошлым и будущим, а между тем саморегуляция организма зависит от осознания настоящего и от способности жить в полной мере «здесь и сейчас».

Перлз четко разделял понятия «здоровье», «психоз» и «невроз»:

— Здоровые люди находятся в контакте с реалиями, как самих себя, так и окружающего мира.

— При психозе люди оказываются не способными на соприкосновение с действительностью, особенно часто у них развиваются фантазии, связанные с идеями мании величия и никчемности.

При неврозе идет непрерывная борьба между иллюзиями, фантазиями и действительностью.

Невротические индивидуумы позволяют обществу посягать на себя слишком интенсивно. Они не могут ясно выделять свои собственные потребности и рассматривать общество как нечто большее, чем жизнь, а себя — как нечто меньшее. Общество может состоять из большого количества различных групп, таких как семьи, государства, социальные слои, коллективы сотрудников. Когда невротик и одна или большее количество таких групп одновременно испытывают различные потребности, невротик неспособен выделить доминирующую потребность и поэтому не может осуществлять ни хороший контакт, ни полноценное изъятие. В связи с этим, одно или несколько нарушений равновесия на границе контакта, обусловленные неврозом, кажутся невротику наиболее эффективным способом сохранения баланса и ощущения адекватной саморегуляции в крайне неблагоприятных ситуациях [1].

Таким образом, невроз по Ф. Перлзу — нарушение процесса Гомеостаза, когда индивид неспособен почувствовать свою доминирующую потребность, при этом поведение его дезорганизованно и неэффективно. Перлз считал невроз симптом неполного созревания личности: «Невротик не способен видеть очевидное. Он утратил чувство реальности. Здоровый человек доверяет своим ощущениям больше, чем своим предрассудкам» [3].

2. Механизмы нарушения процесса саморегуляции

Больным неврозом является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — прежде всего близкими — и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.

Гештальтисты различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции, которые представляют собой «изматывающие, хронические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания»: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция [2].

1. Интроекция. При интроекции чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей усваиваются человеком, не ассимилируются с его личностью, т.е. являются чуждыми для личности.

Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения .

Читайте также:  Как помочь ребенку с неврозом

Два основных результата интроекции следующие:

— во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами;

— во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности.

2. Проекция является оборотной стороной интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами.

Проекция характеризуется тенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях:

— на уровне, связанном с внешней окружающей средой;

При проецировании люди переносят на других те личные черты, которые им не нравятся и которые они не считают ценными, при этом они не признают и не рассматривают данные тенденции в них самих. Проекции связаны с интроектами, так как люди обычно обесценивают себя, соотнося с интроецированными «Я-стандартами», чьи неприемлемые производные затем проецируются на окружающую среду.

При слиянии проекции и интроекции человек недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружающий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Такие люди не способны устанавливать с окружающими хороший контакт, в тем более отступать там, где это уместно, они требуют от других сходства и отказываются терпимо относиться к существующим различиям. Примером могут служить родители, которые отказываются рассматривать своих детей как личностей, отличных от них самих.

3. Ретрофлексия — «поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для внешней среды, направляется на самого себя. Примером могут служить агрессивные чувства, которые трансфрмируются в мышечные зажимы, аутоагрессию. Когда люди «ретрофлексируют», они «переадресовывают» свою активность внутрь и заменяют собой окружающую среду, таким образом делая себя собственной мишенью.

источник

Чтобы разобраться в такой большой и серьёзной теме, как невротические расстройства, я решил начать с официальной части. Итак. Что же это такое НЕВРОЗ?

Поиски ответа на этот вопрос я начал со «школьного» источника, а именно – «книжного», кабинетного, о чём принято говорить в официальных документах.

Руководство по психиатрии под редакцией А.С.Тиганова в 2-х томах (том 2, стр.527-558). «Невроз – группа психогенно обусловленных болезненных состояний, характеризующееся парциальностью и эгодистонностью многообразных клинических проявлений, не изменяющих самосознания личности и осознания болезни». Судя по этому определению, невроз – это некое индивидуально тяжело переносимое состояние, причиной которого стали «душевные терзания», которые проявляются симптомами любых болезней, но, как-то, не полностью выраженные, частично что ли. То есть симптомы, внешне похожие на какое – то соматическое (телесное) заболевание, но представленные не в совокупности с необходимыми другими для постановки диагноза, либо недостаточно выраженные по интенсивности. Данные состояния были классифицированы.

Итак. По мнению А.С.Тиганова и соавторов, неврозы делятся на: тревожно-фобические (включая обсессивно-компульсивные) расстройства, истерические (приимущественно конверсионные) расстройства и неврастению. Далее в учебнике – подробнейшее описание клиники данных состояний с примерами. Этиологией (причиной возникновения) считается относительно слабые, но длительно (или многократно) действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению, внутренним конфликтам, к разладу с самим собой. Особое значение придаётся ситуациям, в которых нужно принять очень сложное решение или если они (ситуации) вообще неразрешимы (состояния амбивалентности). При этом исключается реализация мотивирующего поведения (движение рождено, но не реализовано).

В нескольких других учебниках по психиатрии (Жариков, Снежневский, …) терминология и понятия практически не отличаются. Практически все они были изданы в «советские времена» и основной психологической моделью, заложенной в концепции, был психоанализ с его «борьбой эго и супер-эго».

Но это не всё. По тем или иным критериям различные авторы и источники выделяют так же: Невроз анагапический; Невроз актуальный; Невроз астенический; Невроз аффективно-шоковый; Невроз военного времени; Невроз декомпенсации; Невроз депрессивный; Неврозы детские; Невроз двигательный; Неврозы желания и опасения; Невроз информационный; Невроз ипохондрический; Невроз испуга; Невроз истерический; Невроз кардиофобический; Невроз компульсивный; Неврозы моносимптоматические; Неврозы навязчивых состояний; Невроз обсессивный; Неврозы ожидания; Невроз пенсионный; Неврозы послеродовые; Невроз рентный; Невроз речи; Неврозы системные; Неврозы социальные; Неврозы страха; Невроз травматический; Невроз фобический; Невроз характера; Невроз школьный; Невроз шоковый; Невроз экспериментальный; Невроз ятрогенный. Так и хочется добавить: «У нас их много. Найди среди них свой».

Очень интересно. Но не буду останавливаться на достигнутом. «Посмотрим, как глубока кроличья нора» (Алиса в стране чудес, Л.Кэррол, 1865г.).

Перехожу к учебникам по психотерапии.

Учебник для ВУЗов по психотерапии Корвасарского Б.Д. 2012г. 4-ое издание. «Неврозы – психогенные расстройства, основной причиной возникновения и развития которых является психогенный фактор». Несколько расплывчато. Далее приводятся примеры из различных направлений психотерапии. Даже сделана попытка определённым состояниям (обсессии, аффективные нарушения и т.д.) «назначить» определённый вид психотерапии (истерии нужна суггестия, фобиям – личностно-ориентированная терапия, неврастении – аутогенная тренировка и т.д.). Хотя Б.Д.Корвасарский ограничивается очень поверхностным их описанием. Ясности не внёс. Признаться – удивлён.

Руководство по гештальт-терапии И.Д.Булюбаш, 2011г. (с.491-511). Почему-то, свое описание она начинает с противопоставления врачей и психологов в пользу вторых (по моим ощущениям). Итак. «Невроз – обходной путь удовлетворения своей потребности и поддержания равновесия индивидуума и среды, причиной возникновения которого являются хронические вмешательства в саморегуляцию индивидуума (механизма прерывания контакта)». Кроме этого, И.Д.Балюбаш делает акцент на то, что человек является социальным существом, в результате чего испытывает на себе некую борьбу своих потребностей и потребностей общества. В результате этой борьбы невротик проигрывает, уступая место своих потребностей – общественным. На мой взгляд, основным отличием данного определения от предыдущих, условно «официальных», является отсутствие указания на телесность переживаний. Всё внимание сконцентрировано на чувствах.

По Ф.Перлзу, невроз – это жёсткое проявление одной из полярностей человеческой личности, результатом чего является блокирование обеих полярностей и «не-выбор», или – не принятие решения.

Завершу теоретические изыскания прекрасными статьями О.В.Немиринского.

Олег Владимирович определения невроза как такового не даёт. Но размышления его весьма понятны и «конгруэнтны». Он опирается на тот факт, что, по мнению Ф.Перлза, причиной невроза является не внутриличностный конфликт, о котором так много говорилось в аналитической теории и, как следствие, в официальной литературе советских и ранних постсоветских времён. В рамках гешталь – теории причиной невроза считается преждевременно примирённый внутренний конфликт. Для удовлетворения какой либо потребности, которая в данный момент актуальна, производится определённое действие, или «поступок». Вслед за этим происходит оценка действия и оно либо повторяется, либо прекращается. Но это в норме. В случае же формирования невроза, поступок останавливается на уровне внутренней борьбы, на уровне решения – начинать или нет, хорошо или плохо, опасно/безопасно. Если человеком в данном случает руководят «не свои» мотивы, то производимое действие так же остаётся чужеродным. И каким бы оно не было, оно (и его последствия) продолжит подвергаться критики и «пере – переоцениванию». Не наступает удовлетворения и расслабления. Ведь это – победа над собой. И это только с одной стороны человек победил. Но ведь с другой – он проиграл. И это оставшаяся энергия остаётся и продолжает жить в нём, нанося вред. Согласно Немиринскому О.В., невроз – «это победа над собой, самозавоёвывание и выбор мнимой безопасности».

Официальности – достаточно. Даже более чем. Столько вариантов. И каждый, казалось бы, обоснован и доказан. Что есть истина – вот вопрос.

Продолжу попыткой понять деятельность «человеческого существа» в пространстве, а точнее в «поле», которое включает как физическую «среду обитания» из камней, воздуха, дождя и яблок, так и некую «духовную», из людей, которые вокруг, их нравов и обычаев, религий и устоев.

Итак. Человек рождается с заложенными способами и формами реагирования на изменяющиеся условия «поля». Делает это следующим образом: в теле и в сознании человека постепенно появляется некая потребность, осуществление которой необходимо для продолжения жизнедеятельности. В детстве это потребности «первого уровня треугольника Маслоу», а именно питание и безопасность. Постепенно взрослея, степень разнообразия и дифференцировки потребностей растёт. Появляется потребность в рекреации (в общении). Научаясь жить в своём «поле», человек приобретает навыки, которые позволяют удовлетворять потребности. Хотя может и не удовлетворять. И в этом случае включается механизм саморегуляции, сознательный или подсознательный.

Для того чтобы узнать, удовлетворены ли потребности, человек использует некую систему эмоций и ощущений, которая так же является врождённой, «встроенной в базовую модель». По сути, эмоция – это ответ человека на изменившуюся среду, который выражается не только в психологическом отклике, но и физически, а точнее – физиологически, в виде каких либо ощущений. Отсюда и происходят выражения: «в печёнках сидит», «смешно до коликов», «от страха тело онемело» или «захватывает дух от любви».

Каждое из чувств и ощущений в виде своего «продолжения» представлено физическим (телесным) движение. Например злящийся – кричит, влюблённый поёт, агрессия переходит в удары, страх в бег, горе в плач.

Складывается некая цепочка. Потребность → ощущение её наличия → эмоция от её наличия → поиск способа удовлетворении → попытка удовлетворения→эмоция от результата → ощущение от эмоции → оценка наличия потребности. Если потребность продолжает быть актуальной, то цикл возобновляется. Если нет – временная остановка. Это в идеале.

В реальности же не всегда всё так гладко, как хотелось бы. В какой-то момент происходит поломка системы. Происходит разлад в виде рассогласования работы ощущение → чувство → эмоция → действие. Либо специально, волевым усилием, либо, что чаще всего, подсознательно, человек перестаёт что то чувствовать или что то делать. В результате этого, энергия, которая была изначально создана «для дела», останавливается. Её логический ход прерывается. Но её наличие и бездействие в организме нежелательно и даже губительно. Поэтому приходится вырабатывать дополнительную энергию для её подавление, утилизации, остановки. В результате этого, тратится неимоверное количество сил.

На физическом уровне это ощущается в виде тревоги, а именно в виде особого вида страха, который может быть самой различной интенсивности, не зависящей от внешних условий, и не имеющей под собой основания (на уровне осознавания). Как говорят люди, это физическое ощущение того, что что-то не так, что-то случилось или вот-вот произойдёт, а что – не известно. И что бы ни делалось, как бы ни старался, человек эти ощущения уменьшить не может. Разве что применением транквилизаторов. Но это уже совсем другая история.

Двигаемся дальше. Вышеописанная ситуация, произошедшая единожды, к каким либо значимым последствиям привести не может. Это однократная буря. «Попереживал» и всё. Если данного вида «затора» больше не повторяется, то можно дальше жить спокойно. Если же данная ситуация со всей гаммой переживаний повторяется и повторяется, то напряжение становится хроническим. Оно проявляется как в душевной сфере, в виде постоянного дискомфорта, неопределённого страха низкой интенсивности, так и в физической, о которой много писал Лоуэн, называя «мышечным зажимом». Обе составляющие при длительном сохранении ведут к болезни – к неврозу.

Механизм формирования данного «болезненного состояния», или даже болезни (по МКБ 10), прекрасным образом (на мой взгляд) описывает Гештальт психология. Основным местом сосредоточения энергии является граница между «Я» и «не Я». Если ситуация условно здоровая, то происходит её обмен, в результате которого потенциалы уравновешиваются. Если же вступают некоторые регуляторы, то направление искривляется. Желания, потребности и т.д., что приводит к образованию энергии, называют «гештальтами». Ф.С.Перлз считал, что человек, находящийся в гормонии с собой и окружающей средой, как формирует, так и разрушает гештальты, а точнее завершает их. Энергия расходуется и вновь наступает спокойствие – фигура, выполнив предназначение, становится частью фона, просто историей. Если же потребность не удовлетворена (по тем или иным причинам), гештальт остаётся не завершённым. Энергия сохраняется в теле. Если же с каждым разом энергии выделяется всё больше, а фигура не разрушается, не переходя в фон, то наступает та самая поломка, ведущая в невроз.

«Невротические индивидуумы позволяют обществу посягать на себя слишком интенсивно. Они не могут ясно выделять свои собственные потребности и рассматривать общество как нечто большее, чем жизнь, а себя — как нечто меньшее. Общество может состоять из большого количества различных групп, таких как семьи, государства, социальные слои, коллективы сотрудников. Когда невротик и одна или большее количество таких групп одновременно испытывают различные потребности, невротик неспособен выделить доминирующую потребность и поэтому не может осуществлять ни хороший контакт, ни полноценное изъятие. В связи с этим, одно или несколько нарушений равновесия на границе контакта, обусловленные неврозом, кажутся невротику наиболее эффективным способом сохранения баланса и ощущения адекватной саморегуляции в крайне неблагоприятных ситуациях». Ф.Перлз.

Те способы остановки энергии, поломки в цепочке, о которых я говорил выше, в данном подходе называются способами прерывания контакта. Выделят 4 основных. Это Проекция, Интроекция, Дифлексия и Ретрофлексия. Каждый из них вносит свою лепту в формирования болезненного состояния.

Допусти «первая скрипка» у интроекции. В этом случае порыв останавливается способом «я не могу этого сделать, так делать нельзя, это плохо, такие, как я (хорошие, воспитанные, умные, вредные), так не делают» или чем-то похожим. Энергия, рождённая в душе, в человеке и остаётся, даже не начиная движения к объекту. Потому, что «выходить нельзя, даже пытаться не буду». Основными источниками их являются родительские семьи, ближайшее окружение, образование и т.д. Все те места, где нас учат «как надо». Данные формы убеждений «проглатываются», не проходя ни проверки ни обработки. И, будучи изначально чужеродными, причиняют вред. Но не сразу. Изначально они использовались для выживания. Были удобными и полезными. Но со временем став архаичными, начинают нарушать гармонию. Не оставив их в прошлом, человек рискует заболеть. В лучшем случае человек будет постоянно занят внутренней борьбой с некими комплексами или страхами. Но бывает и такое, что интроекты противоречат один другому. В таком случае глубина схизиса может быть опасно большой.

В случае проекций, энергия всё же выходит, но останавливается прямо возле объекта, для которого она создана. Причина в этом случает – «не буду этого делать, он ведь такой (плохой, злой, опасный, очень добрый, не тот и т.д.), которому этого делать нельзя». При этом, качества, приписываемые объекту, как правило, принадлежат самому человеку, их «рождающему». В данном случае причиной формирования такого способа поведения и отношения является нежелание, а порой и неспособность, присвоить себе некоторые качества. Они могут быть либо неприятными, либо просто непонятными или неприемлемыми. А те «дыра» в самоощущении как правило занимают интроекты. В этом случае ловушка получается двойной.

Дифлексия – это излюбленный большинством способ «сливать» энергию. Не переживать, обесценивать, откладывать, переключаться на что-нибудь другое и т.д. – это дифлексия. Позитивно ориентированное мышление – это дифлексия. «Давайте не замечать плохого в этом мире» — это дифлексия. При таком способе энергия не может накопиться в достаточном количестве для действия. Она постоянно есть, чувствуется в виде тревоги, но в потенциал действия не переходит.

Наиболее распространённым (в случае рассмотрения невроза) считается ретрофлексия. «делаю себе то, что хочу сделать другим, или делаю себе то, что хочу, чтобы другие мне сделали». В её описании основной мыслью является то, что возникший порыв, возбуждение, движение к объекту по тем или иным причинам останавливается и возвращается самому себе. Получается что-то вроде «двойного поражения». С одной стороны, возникшая энергия высвобождается только частично, не естественно, и на утилизацию оставшейся приходится тратить силы. С другой стороны, всё же возникшее движение к объекту совершается «над самим собой».

Читайте также:  Что вы пили от невроза

В лучшем случае, если это желание погладить по голове или пожалеть. Но не редко это энергия разрушительная. К примеру, гастрит (выделение излишнего количества кислоты в неурочный час) можно рассмотреть как желание кого-то растворить. Жуть! Головная боль при гипертоническом кризе – как желание раздавить. А бронхоспазм во время астматического приступа – как непозволенное желание наорать. И таких примеров можно приводить десятки.

Не могу обойти вниманием и два дополнительных способа прерывания контакта – конфлюэнцию и эготизм.

При конфлюэнции, или слиянии, энергия создаётся, возникает, но бродит внутри некоего МЫ, где нет разделения и не совсем понятно – для кого она и как подействует. Пожалуй сравню её с пулей со смещённым центром тяжести – летит, жужжит, а куда попадёт и откуда выйдет – непонятно. Ведь нет границ внутри, а значит «законы гравитации» не действуют.

При эготизме энергия всё же достигает объекта, процесс взаимодействия начинается. Но из-за постоянного контроля за собой или ситуацией вообще, постоянного наблюдения, а порой и любования, взаимодействие не достигает результата, удовлетворения не наступает и она остаётся неизрасходованной. «Достаточно ли хорошо мы взаимодействуем, правильно ли я стою, такое ли освещение». В этом случае не наступает насыщения от производимого действия. Можно сравнить с откусанным яблоком, которое человек жуёт и жуёт, наблюдая за процессом, но не глотает. В лучшем случае может просто выплюнуть. Более ярким примером может быть занятие сексом: процесс идёт, что-то постоянно меняется, а логического завершения не наступает.

Общей чертой для всех способов прерывания контакты является то, что кроме физических страданий, возникают «прорехи» и в психической сфере. Постоянное напряжение, тревожность, душевный дискомфорт в купе с большими энергозатратами на подавление эмоций постепенно снижают адаптационные способности организма. Человек становится ранимым. Снижается порог чувствительности. Данное состояние описывает теория «диатез-дистресс-синдрома», обозначая его, как повышение сенсибилизации к стрессу. А точнее – некая форма аллергии на стресс. И тогда практически любой раздражитель, который по силе хоть немного превосходит нейтральный, запускает механизм защиты, борьбы с опасностью. Человек и внешне реагирует «излишне», и переживает сильнее, и энергии тратит гораздо больше. А результат – болезненное состояние на долгое время и – невроз.

Отец – основатель гештальт-психологии и психотерапии Ф.С.Перлз выделял 5 уровней невроза, подчёркивая тем самым сложность его образования и структуры.

1 уровень. Уровень клише, «уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей». Это пожалуй самый глубокий и базовый уровень. Здесь всё подчинено законам, всё привычно и планомерно. Человек научается жить определённым образом, быть кем то в определённой ситуации. «Прилежный офисный служащий и тиран дома» — это как раз пример первого уровня. Роли, которые человек себе приписывает сам или с помощью других очень удобны и понятны. Человек – существо мало рациональное и порой непредсказуемое. А роль – фигура статичная. Роли друг с другом играют, разыгрывая целые постановочные спектакли, ими можно манипулировать. Что то изменяя, можно от одной роли перейти к другой, можно менять маски, оставаясь действующим лицом одного спектакля. Но ценой всего этого является свобода выбора. Человек свои цели и желания подменяет желаниями своего окружения. Данная форма поведения прекрасным образом описана Э.Берном в книгах «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры». Таких игр – не один десяток. И у каждой свои правила, устои, победители и призы. Играть в них можно долго. Пока не изменятся правила уж слишком сильно.

2 уровень. Фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Если что-то в жизни происходит, условия становятся невыносимыми или роль не вписывается в тот театр, в котором оказывается человек, а чаще всего – наступает декомпенсация физического состояния (наступает соматизация, болезнь), то человек начинает осматриваться и задумываться – а что же такое происходит? Снимает маску, «отключает свой сур» (фильм Д.Мостоу «Суррогаты» 2009г.) и понимает, что всё как то не так, много фальши. Масла в огонь подливает всё более возрастающий уровень тревоги (субъективно неприятно переживаемое чувство беспредметного страха). Наступает чувство бессмысленности существования, страх, апатия, разочарование. Все попытки вернуться к привычному укладу, использовать привычные способы поведения только подтверждают ранее сделанные выводы и тревога усиливается. Появляется более осознанный страх своего несовершенства. Приходят мысли о том, что общество его отвергнет. Но бывают и исключения (куда ж без них). Порой люди находят особые, совсем новые способы играть, переделывают маски, а чаще всего – просто перестают замечать несовпадения и отрицают тревогу. «Всё нормально, не сильно то и болит, просто щас такие времена». И тогда они возвращаются на первый уровнь. Это может продолжаться годами и десятилетиями. Ограничение только в физическом здоровье.

3 уровень. Тупик. Человек утрачивает какие либо опоры и поддержки со стороны общества, осознавая всю его фальшивость. На этом уровне внутренних опор не сформировано. Поэтому данный этап описывается, как ощущение опустошённости, растерянности, непонимания происходящего. Теряется понимание, что делать дальше, куда двигаться. При этом любые решения и идеи об изменения воспринимаются, как априори неправильные, страшные и отталкивающие. Находясь на этом уровне, человек как бы замораживает себя и всё вокруг, боясь сделать хоть один шаг в любую сторону. А когда всё же делает полшага, убеждается в правильности «не движения», доказывая себе это, не смотря на результат. Ощущение бессилия и опустошённости переживается очень тягостно. Поэтому соблазн вернуться на прежний уровень ещё более высок: вновь поиграть в игры, одеть хоть какую-нибудь маску. Часто так и получается. Психосоматическая симптоматика находится на пике обострения.

4 уровень. Имплозия (схлопывание вовнутрь). Начинается осознавание действительности. Отчаяние становится максимальным. Человек понимает свои рамки и границы, видит все результаты, к которым он пришёл или достиг в результате игр. Разочаровываясь в них, на высоком уровне тревоги человек пытается сделать хоть что-нибудь, найти любое решение. Появляется страх смерти. У глубоко травмированных личностей порой появляются мысли о суициде. Если поддержка психотерапевта остаётся достаточной и адекватной, то умирание проживается в «здесь и сейчас», не нанося ущерба. Продолжая пребывать в этом, человек замирает, ожидая неминуемых изменений. При этом внутренняя энергия поднимается до максимального уровня. Я бы это сравнил с бочкой пороха, в которой фитиль горит уже внутри, порох загорается, но стенки бочки всё ещё справляются с давлением. С этого уровня движения назад или невозможно или очень затруднено и приводит к тяжёлым последствиям.

5 уровень. Эксплозия (схлопывание наружу – взрыв). Энергия достигает апогея и переходит в непосредственное действие. Эмоции и переживания – подлинные. Действия приобретают спонтанность, чистоту, аутентичность и индивидуальность. Но это не хаотичные движения, неосознанные высказывания и хаос, а скорее наоборот – чёткие, строгие и личные. Человек решается, позволяет себе, отпускает себя. Энергия течёт ровно и гармонично. Наступает удовлетворение. Движения обратно по уровням невозможно.

Ф.С.Перлз выделил 4 формы эксплозии: горе (или печаль), оргазм, гнев (ярость, ненависть) и радость (ликование, смех). И та форма выражения себя, которая будет у конкретно го человека, напрямую зависит от прерываемых и останавливаемых эмоций. Я бы сравнил данный феномен с проклюнувшейся косточкой персика – внешняя грубая оболочка треснула и на свет появляется нежный, ранимый, но отважный росток.

Попробую резюмировать теоретическую часть. Невроз, на мой взгляд, это результат многократно остановленной энергии, рождённой для реализации какой либо потребности, проявляющийся как в виде эмоционального напряжения со снижением способности к адаптации и понижением порога чувствительности к стрессам, а так же телесно в соответствии с местом физической блокировки движения. В зависимости от способа и места остановки, тупика, как в душе, так и в теле начинают появляться «страдания», имеющие самую различную симптоматику: от зуда на коже, до тяжёлой бронхиальной астмы или кишечных кровотечений. А изменения, происходящие при длительно сохраняющихся конверсионных нарушениях, и вовсе ужасающи и требуют сложных многоступенчатых хирургических вмешательств.

Что же со всем этим делать? Поговорим о лечении.

Бесспорно, каждый невроз очень индивидуален и зависит от его формы и стадии. У него ведь много масок и обличий. Сложно представить некий уникальный способ лечения. Попробовать даже сравнить периодическое неприятное ощущение нехватки воздуха с тяжестью в животе на фоне тревожности, приступ бронхиальной астмы и деформацию позвоночника вследствие конверсионных расстройств. У всех трёх первопричина – невроз. Но отличается яркость проявлений и длительность существования, а именно – стадия.

В случаях, когда основным проявлением невроза является так называемое функциональное нарушение, не угрожающее жизни человека в данный момент (как, например, резкий подъём артериального давления до очень высоких цифр или приступ паники с помрачением сознания), а приносящие дискомфорт и отнимающие много сил и хорошее настроение, то основным и единственным методом лечения стоит считать психотерапию, в частности – гештальттерапию, являющуюся идеальной для лечения неврозов. В данном случае, работа над способами прерывания контакта, их устранение и формирование полноценной границы «Я» приносит значительное облегчение в достаточно короткие сроки. Постепенное снижение хронической тревоги пациентами ощущается как некое «избавление».

Второй вариант – когда случающиеся приступы (или обострения) протекающего заболевания могут быть опасны или вредны (при подъёме АД до 200 и более мм рт.ст. у лиц старше 45-ти лет в десятки раз увеличивает риск развития инфаркта миокарда или инсульта), то совместно с проходящей психотерапией появляется необходимость применения лекарственных препаратов. Для этого стоит проконсультироваться с терапевтом. Но, тем не менее, психотерапия остаётся основной составляющей лечения, медикаменты лишь способствуют стабилизации.

И третий вариант – когда длительно существующий невроз привёл к необратимым последствиям на телесном уровне. К примеру, фиброз лёгких, рубцы на сердце или истерическая кривошея. В таких тяжёлых случаях психотерапия становится помогающей. Основа – хирургическая помощь и медикаменты.

Исходя из того, что, по мнению гештальт-психологии, причиной невроза является остановленная энергия, основное направление работы гештальт-психотерапевтя является восстановление целостности процесса движения. Начинается всё с самого индивида: с его личностных особенностей, способов организации себя самого, своего внутреннего пространства и т.д. В последствии работа идёт с его границей контакта. И только после – с процессом контактирования с внешними объектами.

В работе таерапевты используют различные техники и методки. Они достаточно обширны и зависят от конкретной ситуации. Работа может вестись как в индивидуальной форме, так и в групповой.

Упор делается на те способы прерывания контакты, которые возникают «здесь и сейчас» во время взаимодействия с психотерапевтом или участниками группы. Заметить их можно, использую феноменологический подход. В эти периоды меняется положение тела, глубина и частота дыхания, проявления вегетативной активности (побледнение кожа, потливость, озноб). Не редко появляется боль, онемение, тяжесть, тошнота и т.д. Так же важным маркёром является уровень тревоги и общее напряжение. Об этом говорил О.Немиринский, как о «технике напряжёметра».

В моменты появления признаков прерывания контакта используются различные техники для его восстановления. Достаточно популярным и, пожалуй – фирменным (если возможно здесь использовать данный термин) упражнением, используемым гештальт-психотерапевтами, является техника «горячего стула», когда клиенту предлагается на пустой стул, стоящий напротив, посадить свой страх, свои мысли или ощущения, конкретных людей или своё представление о себе самом. В условиях безопасности и при всесторонней поддержке у человека появляется возможность «доделать» незаконченные дела, высказать умалчиваемое годами или попробовать начать говорить. Постепенно восстанавливаемый поток энергии проходит все этапы выхода из невроза, вплоть до эксплозии, в результате чего наступает облегчение. Но не всегда. Но тот уровень, на котором происходит остановка, самим человеком осознаётся и ответственность за это остаётся на нём самом.

Близким по технике работы является использование психотерапевтической группы. Заявленному клиенту предлагается посмотреть внимательно на всех участников, попробовать почувствовать, что с ним происходит при контакте с каждым из них. Упор делается на ощущения, возникающие в том или ином участке тела, либо на изменения ощущений от ранее имевшейся области дискомфорта. Таким образом, выбирается объект, наиболее подходящий для упражнения. Заняв удобное положение в пространстве, начинается взаимодействие. Этапы – те же самые.

Для иллюстрации работы с неврозом приведу пример работы с приступами удушья, как с одной из форм панических атак. По форме, это неприятные, тягостные ощущения в области средостения и горла, воспринимаемые человеком как нехватка воздуха и ощущение сдавливания. Учитывая теорию формирования этого состояния, приходим к выводу, что это результат остановленного движения. Какого? Глубокого вдоха, расправления лёгких (ощущение в области средостения) и после – синхронного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы с резким выдохом и произнесением чего – то громко или попросту – криком.

Причиной данной остановки может быть запрет кричать вообще (воспитанные не кричат) или на кого-то (нельзя кричать на мать) и тогда это – интроект; либо опасение высказывать свои претензии или жалобы в связи с тем, что объект может быть страшным и сильным, и тогда грядёт неминуемое жестокое наказание, и тогда это проекция. Результатом обоих вариантов является ретрофлексия злости. Происходит «крик в себя», а именно – сокращение диафрагмы и расслабление грудной клетки. Действие не совершено. Энергия осталась внутри. В связи с тем, что её уровень недостаточно большой, он со временем становится привычным, и тогда наступает хронизация процесса. Вслед за этим подключается гипертония с её кризовым течением и изменение анатомии дыхательной системы. В более тяжёлых стадиях возможно формирование бронхиальной астмы, эмфиземы и буллезной болезни с кальцинозом. А причина – НЕЛЬЗЯ!

Что же с этим делать? Используя технику горячего стула, можно воссоздать первичную ситуацию, в которой впервые был использован человеком данный способ подавления себя. Так же можно обратиться за помощью одного из участников группы – побыть «тем самым». При поддержке терапевта в появляющемся страхе, тревоге и волнении человек может оставаться то количество времени, которое необходимо для формирования достаточного потенциала действия. Это время – пребывание в тупике. Возрастает злость, всё тело напрягается, руки сжимаются в кулаки. Проходит этап имплозии и вслед за ним – разрядка, взрыв. Подавляемая агрессия выходит наружу в виде крика на запретный объект, не редко сопровождающегося ударами руками и ногами, киданием различных предметов и т.д. Завершается все слезами очищения. Но не всегда. Вслед за высвободившейся энергией злости постепенно начинают проступать расточки тёплых чувств. Поток восстановлен. Человек делает полный вдох грудью без тяжести и боли.

Но стоит упомянуть, что данная техника работает с функциональными расстройствами. Если уже произошли организмические изменения, то возможно наступление облегчения, но не выздоровления. Необходимо будет прибегнуть к помощи пульмонолога и препаратов.

Подводя итог всей статьи, хочется думать, что я не вышел за рамки её темы. Я не стал в подробностях описывать каждый из механизмов прерывания контакты, психотерапевтические методики работы с ними, техники и этапы. Не буду отбирать хлеб у своих коллег. Но всё же, описать механизм формирования тревоги, её развития и хронизацию, ведущую в болезнь, на мой взгляд, удалось. И уж коли во время работы с клиентом у него появляется некое волнение, которое изменяется и растёт, то можно смело заявлять – терапевт следует по нужному пути. И лишь поддержав клиента в данном состоянии, позволив ему «побыть в этом», обеспечив безопасность и сопереживание, появится надежда на успех.

источник