Лечение психоза у женщин в 19 веке

Истерия и психиатрические больницы 19го века

Истерия, столь популярная в 19м веке, между тем зародилась гораздо раньше. Название этой болезни происходит от греческого слова hystera – «матка.» Еще древние греки считали, что матка живет своей собственной, полной приключений жизнью. Ее любимое занятие – бродить по телу в поисках влажности. Но стоит ей только забрести не туда – например, надавить на диафрагму – как начинаются проблемы. С течением веков, когда познания в анатомии все расширялись, врачи пришли к выводу, что матка никуда не двигается с положенного ей природой места. Уже в 17м веке многие врачи считали душевное и умственное состояние причиной истерии. Кроме того, вскрытия пациенток, страдавших этой болезнью, не выявляли каких-либо проблем с маткой. Таким образом, физическая сторона истерии понемногу сменялась психологической.

Тем не менее, «теория блуждающий матки», пусть и видоизмененная, не спешила сдавать позиции. Даже в 19м веке многие врачи по-прежнему связывали истерию с дисфункцией женских половых органов. Пациенток зачастую посылали на лечение к гинекологу. Врачи так же рекомендовали мужьям следить за менструальным циклом жен, потому что с приближением месячных у истерички начнется обострение. Но и сторонники психологической теории времени даром не теряли, продолжая публиковать статьи, в которых называли истерию заболеванием нервной системы. Интересно, что теперь истеричка представала в совсем ином свете: она уже не казалась распутницей, которая слепо повинуется велению матки, но утонченной дамой с хрупкими нервами. Она страдала от истерии исключительно в силу склонности к благородным эмоциям и сантиментам!

Новым этапом в понимании и лечении истерии стала деятельность французского врача и члена Парижской академии наук Жана Мартена Шарко (1825-1893). Во время своей многолетней работы в больнице в Сальпетриер – сначала интерном, а в конце концов заведующим кафедрой нервных болезней – Шарко пришел к выводу, что причиной истерии является нарушение работы периферической нервной системы. Из-за этих нарушений человек становится особенно чувствительным к внешним воздействиям, что влечет за собой истерию. Психологический шок может стать катализатором истерического припадка. Шарко описывал случай, когда рабочий замер от ужаса перед катящейся на него бочкой, а впоследствии страдал от паралича. По мнению врача, испуг рабочего был преобразован в электрический шок, который пробежал по нервам и нарушил организацию нервной системы. Как видно из этого примера, Шарко все таки считал, что механизм возникновения истерии был в большей степени физическим нежели психологическим. Заслуга Шарко заключается и в том, что он начал принимать в своей больнице не только женщин, но и мужчин. Прежде считалось, что истерия – заболевание исключительно женское, поскольку только у представительниц прекрасного пола имеется этот зловредный орган. Но когда истерию перестали связывать непосредственно с женской половой системой, то и мужчины удостоились внимания врачей.

Симптомы, влекущие за собой этот диагноз, могли быть самыми различными. Французский врач начала 20го века Пьер Жане в своей книге «Основные Симптомы Истерии» приводит внушительный список, включающий сомнамбулизм, трансы, судороги в конечностях, паралич, потерю слуха или зрения и т.д. Симптомом истерии являлось и нарушение питания – потеря аппетита, рвота, невозможность жевать и глотать. В 1857 году английский врач Эдвард Диксон описал истеричку, челюсть которой парализовало на 5 дней. В течении этого времени она могли питаться лишь молоком, всасывая его сквозь стиснутые зубы. Но самый хрестоматийный симптом истерии – это, конечно, знаменитая дуга (arc de cercle или arc-en-ciel), во время которой пациентка выгибала спину, балансируя на пятках и на затылке.

Истерия не пряталась в женской спальне, за закрытыми дверями. Ее мог пронаблюдать любой посетитель «медицинских шоу», проводившихся Жаном Шарко в больнице Сальпетриер. Помимо незаурядного врачебного таланта, Шарко обладал еще и задатками режиссера. Его лекции об истерии посещали художники, писатели, журналисты и политики. И неудивительно, ведь там было на что посмотреть! Шарко представлял широкой публике своих пациенток, которые демонстрировали различные признаки истерии, а в некоторых случаях вели себя весьма разнузданно. Они были звездами этого представления. Например, одна из примадонн Сальпетриер – 16летняя девочка Августина – приковывала взгляды своими «страстными позами» и «экстазом». Вновь и вновь она разыгрывала пережитое изнасилование, мысли о котором продолжали ее мучить. Другая звезда, которую зрители знали под именем Луиза, была специалисткой по arc de cercle. Пережив потерю родителей и сексуальное насилие, в 1875 году Луиза оказалась в Сальпетриер, с частичным параличом и потерей чувствительности в правой стороне тела. Нередко у нее случались яростные истерические припадки, сопровождавшиеся галлюцинациями, во время которых девушке являлась покойная мать. Критики обвиняли Шарко в том, что он нарочно тренирует своих пациенток работать на публику – иными словами, не устраняет болезнь, а дает ей новый толчок. Тем не менее, он по-прежнему является ключевой фигурой в понимании истерии 19го века.

Разные симптомы вкупе с нередким отказом пациенток сотрудничать, приводили врачей в бешенство. Доктора злились на истеричек за то, что те отказывались контролировать свои припадки. Вместо того, чтобы проявить силу воли, достойную викторианской женщины, они продолжали глупить! Так, американский врач Дж. Л. Остин, приверженец «маточной» теории, в 1883 году издал статью под названием «Опасности для Американских Женщин», где очень неодобрительно отзывался о своих пациентках. Не слушая никаких советов, те поддавались эмоциям, плакали и смеялись без повода, преувеличивали малейшие неудобства, и при этом требовали от родных жалость и сочувствие. Остин называет их поведение «подозрительным, требовательным и неразумным,» которое в придачу отравляет жизнь окружающим.

Поскольку мнения врачей относительно истоков истерии разнились, то и методы ее лечения были самыми различными. Например, всю большую популярность набирал гипноз. По мнению Шарко, убеждение больного в возможности исцеления является залогом этого самого исцеления. Опять же, он считал природу гипноза органической, а не психологической. В 1885-1886 в Сальпетриер работал Зигмунд Фрейд, который тоже поначалу применял гипноз для освобождения подавленных воспоминаний, но впоследствии перешел к другим методикам, в частности, к анализу сновидений.

Гипноз был сравнительно безобидным по сравнению с другими методами. Для сторонников «маточной» теории самым логичным средством было удаление матки. Нет мерзавки – нет проблем! Другие эскулапы додумывались и до более изощренных способов, от которых у самого Торквемады начался бы нервный тик. В некоторых случаях, пациенткам сбривали волосы, а кожу прижигали кислотой по возникновения волдырей. Этот метод основывался на теории «противораздражения» – считалось что боль, вызванная терапевтическим способом, может ослабить уже существующую боль.

Водные процедуры были безусловными фаворитами. Применялся холодный душ, горячие ванны и комбинация всего упомянутого (пациентку сажали в горячую ванну, при этом на голову ей лили ледяную воду). Кроме того, бедняжек заматывали в холодные мокрые полотенца или надевали на них «ледяную куртку», с карманами полными льда. Куски льда так же клали на живот, на спину и на макушку. Помимо обычных ванн, существовало и нечто более оригинальное – так называемые паровые ванны из «сухого спирта.» Пациентку сажали в ванну, укутывали полотенцами до подбородка, а поверх полотенец ставили горелки с сухим спиртом, которые часто обжигали кожу.

Но справедливости ради нужно заметить, что не все методы лечения отличались подобным садизмом. В частности, лечение электромагнитными волнами было безболезненным (и столь же бесполезным). Магнитизмом лечились еще древние греки, а в конце 18го века его популяризовал венский доктор Франц Мезмер. Кровать пациентки разворачивали так, чтобы ее голова указывала на север, а ноги – на юг. Затем с нее снимали все украшения, возле ног клали большой магнит. После женщине давали выпить жидкость, в которой присутствовало небольшое количество железа. Таким образом, магнит должен был повлиять на внутреннюю электроэнергию организма, заставив тело исцелить себя. Соперником магнетизма было электричество, в конце концов победившее в этом противостоянии. Применялись три вида электротерапии: фарадизация, или лечение с помощью переменного (т. н. фарадического) тока низкой (30-150 гц) частоты; гальванизация, т.е. лечение постоянным током небольшой силы и напряжения; и наконец франклинизация, включавшая применение разрядов статического электричества. Хотя при одной мысли об электротерапии невольно представляешь как доктор Франкенштейн тянется к рубильнику, все три вида терапии полагались на ток небольшой силы. Врачи считали, что ток массирует нервы и мышцы изнутри и восстанавливает вялую нервную систему.

Некоторые методы лечения истерии стремились полностью изменить образ жизни пациентки. Апологетом так называемого «rest cure» (лечения посредством отдыха) стал американский врач Сайлас Вэйр Митчелл (1829 – 1914). Кажется, что тут плохого – отдыхай да поправляй здоровье. Ну чем не санаторий? Но на деле rest cure превращалось в пытку, затяжную и отупляющую. Процедура длилась от 6ти недель до двух месяцев. В течении первых недель пациентке запрещено было не только ходить или сидеть, но даже переворачиваться на бок без помощи медсестры. Более того, она должна была даже справлять нужду лежа! Где-то через неделю бедняжке позволялось читать, максимум три часа в день. Все это время больная не могла видеться с родными, только с врачом и медсестрой, которая приходила делать ей массаж, купать ее и кормить с ложечки. Еда заслуживает отдельного разговора. Доктор Митчелл настаивал на регулярном потреблении молочных продуктов повышенной жирности, чтобы наполнить организм новой энергией. А мясо резали на мелкие кусочки, чтобы пациентки не тратили драгоценные силы на разжевывание. Таким образом, размеренная жизнь, полное подчинение врачу, простое питание и отсутствие назойливой заботы родных должны были восстановить душевный баланс больной.

Сайлас Вэйр Митчелл в свое время был поистине культовой фигурой. Он нем ходили анекдоты. Например, рассказывали будто Митчелла однажды позвали к пациентке, уверенной что она уже стоит на пороге смерти. Он отослал свой антураж из комнаты, а вскоре появился сам, заметив, «Пару минут и выбежит как миленькая. Я поджег ее простыни! Типичный случай истерии.» В другой раз Митчелл навестил еще одну пациентку, тоже считавшую себя парализованной. Чтобы заставить ее покинуть постель, он якобы пригрозил женщине изнасилованием начал раздеваться. Когда он добрался до нижнего белья, пациентка с визгом выбежала из комнаты на своих «парализованных» ногах. Но все эти истории, скорее всего, являются досужими выдумками, потому что доктор Митчелл отличался консерватизмом и даже называл сочинения Фрейда «мерзостью.» Зато вполне вероятно, что именно Митчелл послужил прототипом зловещего доктора Уильяма Брэдшоу из романа Вирджинии Вульф «Миссис Даллоуэй.» Ведь доктор Брэдшоу тоже предписывал пациентам пить молоко в постели, а так же советовал им как можно меньше сосредотачиваться на своих страданиях.

Сайласа Вэйра Митчелла с литературой связывает еще одно звено – его пациенткой была американская писательница Шарлотта Перкинс Гилман (кстати, племянница Харриет Бичер-Стоу). После месяца rest cure, Митчелл отправил ее домой с таким наставлением – «Ведите как можно более домашний образ жизни. Проводите все время со своим ребенком (…) После каждого приема пищи отдыхайте лежа в течении часа. Уделяйте умственным занятиям не более 2х часов в день. И никогда в жизни не прикасайтесь к ручке, кисти или карандашу.» Гилман описала свой опыт в рассказе «Желтые Обои.» Судя по всему, главная героиня рассказа страдает от послеродовой депрессии, которая в те годы еще не рассматривалась как отдельный диагноз. Поэтому ее лечат от истерии по методу доктора Митчелла. Несчастная коротает дни, запертая в комнате с невыносимыми желтыми обоями, где в конце концов сходит с ума.

Уже в начале 20го века диагноз «истерия» встречается все реже, а с течением времени он и вовсе исчез. В частности, исчезновение этого диагноза объясняют тем, что в 19м веке ярлык «истерия» вешали на любые заболевания, от приступов беспокойства до шизофрении. Но со временем врачи научились различать психические расстройства, и всеобъемлющая истерия просто распалась на части.

Philippe Aries, A History of Private Life IV

источник

В настоящее время заключения «истерия» уже не встретишь, однако в XIX веке это был один из самых популярных женских диагнозов. «Бешенство матки» беспокоило еще древних врачей: именно этот орган считали ответственным за многие женские расстройства. Упоминание о расстройствах матки встречаются еще в трактатах Древнего Египта, однако тогда это считалось симптомом скорее половой распущенности. В качестве метода лечения предлагалось окуривать орган благовониями и употреблять внутрь деготь.

Впервые об истерии заговорил Гиппократ, он и ввел в оборот это слово. По-гречески «истерия» значит «матка». Ученый считал, что женский организм страдает из-за «блужданий» матки по организму: если у дамы наблюдались циклические сбои, он списывал это на перекрытие шейки или «выпадение» части вагины. В итоге, как полагал Гиппократ, матка буквально перемещалась по организму и могла оказаться в легких и даже в мозге. Все это могло вызывать, по мнению философа, в том числе психические расстройства вроде постоянной навязчивой тревоги.

Способ избавиться от расстройства по Гиппократу сводился к тому же, что и в Древнем Египте: принимать вещества, способные «вернуть» матку на место, и делать ингаляции пахучими составами. Помимо этого, Гиппократ советовал молодым девушкам выходить замуж и наслаждаться интимной жизнью. Платон же полагал, что основной причиной «бешенства» женского репродуктивного органа является недостаточно активная половая жизнь и невозможность зачать. Некоторые философы предлагали женщинам лечиться от, как ее еще называли, «меланхолии матки», методом Диониса: участвуя в оргиях и попивая вино.

Древние римляне несколько продвинулись в вопросе изучения расстройств, вызванных нарушениями функционирования матки. Древнегреческий ученый Соран Эффеский, трудившийся в Риме, выдвинул предположение, что матка — это все-таки неподвижный орган, а истерия вызывается ее спазмами. Римляне считали, что корень проблем с маткой лежит также в области половой жизни и сексуальных расстройств.

Средневековье, где практически любой недуг пытались исцелить с помощью религиозных практик, не могло оставить без внимания женщин, чье поведение считалось ненормальным. К «ненормальностям» относили слишком бурное проявление чувств, судороги, припадки. Именно в это время родилась концепция, что подобные расстройства напрямую связаны с бесовщиной. Женщины, признанные «истеричками», считались ведьмами, способными наслать болезнь, проклятье или лишить мужчину его половой силы. Как обращались в Средние века с теми, кого подозревали в колдовстве, хорошо известно — на костер, и дело с концом. В других случаях священники проводили обряды экзорцизма, пытаясь изгнать бесов из матки. Это было особенно популярно среди пожилых, овдовевших и одиноких женщин.

Читайте также:  Кто из звезд болен неврозом

Знаменитый ученый эпохи Возрождения Парацельс доказал, что истерия относится к душевным заболеваниям и не имеет демонической природы. Новыми методами лечения недуга стали пиявки и банки, которые ставили на низ живота. В это же время ученые мужи выдвинули предположение, что истерия — болезнь, преследующая женщин скорее из высшего света, нежели бедных и незнатных дам. Настоящий прорыв произошел уже в начале XVII века, когда было признано, что истерия может проявляться как у женщин, так и у мужчин и даже детей. Кроме того, считали, что заболевание имеет в том числе эмоциональную природу, а не связано лишь с физиологией.

В Викторианскую эпоху истерия была чрезвычайно расхожим диагнозом. Врачи предлагали множество решений проблемы: во-первых, удаление половых органов, как самой матки, так и клитора. Нет гениталий — нет проблем, полагали эскулапы второй половины XIX века. Еще одним методом был электрический ток, применявшийся к пациенткам. Наконец, возможно, самым популярным средством был прямой массаж половых органов, который способствовал сексуальной разрядке женщины. До определенного времени наука не признавала, что прекрасный пол способен получать от половых сношений удовольствие, однако впоследствии этот миф был развеян. Поначалу доктора проводили сеансы, пользуясь непосредственно руками, однако уже в 1882 году свет увидел и первый вибратор, работающий от электричества. Изобретение завоевало необычайную популярность, его покупка не считалась чем-то зазорным, так как приспособление проходило по разряду фактически медицинских инструментов.

Известный французский врач-психиатр, один из учителей Фрейда, Жан Шарко, перевел истерию в разряд психический заболеваний, отрицая их неврологическую подоплеку. Шарко был одним из первых, кто придумал лечить пациенток гипнозом. Доктор опробовал свои методы на постояльцах лечебницы, куда помещали женщин с подобным диагнозом. Шарко установил, что они не имели каких-либо заболеваний мозга или других серьезных физиологических отклонений. Ему удалось продемонстрировать, как пациентки под гипнозом провоцировали характерные симптомы истерии и как потом возвращались обратно в нормальное состояние. Шарко считал, что одним из важнейших этапов исцеления является глубокая уверенность больного в том, что он способен выздороветь.

Зигмунд Фрейд пошел дальше Шарко. Довольно быстро разочаровавшись в гипнозе как методе лечения истерии, он стал применять психоанализ. Фрейд был убежден, что мужчины страдают от схожего недуга не меньше женщин. Корнем проблемы он видел подавленные сексуальные желания и детские фантазии. Фрейд перевел истерию в разряд заболеваний, вызванных исключительно психическими переживаниями, отрицая тем самым все предыдущие теории о физической неудовлетворенности как первопричине. По его мнению, пациент, страдающий истерией, неспособен к зрелым отношениям, его либидо не развилось в полной мере, оставив его зародышем в сексуальном плане.

В годы Первой и Второй мировой многие европейские доктора отмечали, что количество пациентов с диагнозом истерия значительно возросло. Притом она активно поражала и мужчин: истерия могла быть спровоцирована страхом смерти и вызывала паралич и тошноту. Было отмечено, что после окончания Первой мировой многим молодым людям с прекрасной и чистой до той поры медицинской картой заболеваний ставили такой диагноз. Исследования, проведенные в Индии в 1950-м году, показали, что у 57% пациентов, каждый из которых состоял на службе в армии в 40-х, была выявлена такая болезнь. Аналогичный эксперимент с бывшими британскими солдатами выявили истерию в 24% случаях и тревожные расстройства — в 50%. Тем не менее после 50-х годов картина переменилась: был зафиксирован заметный спад, истерию диагностировали все реже. К 1978-м году количество таких пациентов сократилось на две трети.

Постепенно диагноз истерия вовсе исчез из списка заболеваний: его заменили более широкие понятие вроде депрессии и нервного расстройства или расстройства личности.

источник

Здравствуйте, дамы и господа! Вот кое-что про психушки 19го века.Эта информация относится, в основном, к викторианской Англии, но она более-менее характерна и для остальной Европы.

Алиенист — так в 19м веке называли психиатра (упоминается в «Сердце Тьмы» Конрада и «Ангеле Оперы» Сицилиани).

Истерия — женская психическая болезнь, якобы связанная с расстройством матки (от греч. hysteros — матка). Часто этим термином в 19м веке обозначали любые психические расстройства, включая послеродовую депрессию. Истерию лечили изоляцией, принудительным отдыхом, постельным режимом, усиленным питанием, и запретом на умственную деятельность (книги отбирали). Можно только вообразить несчастую женщину, подверженную депрессии, которую лишают общества семьи и друзей, запирают в комнате, не дают читать и писать. Тут поневоле свихнешься. Истерия упоминается в рассказе Charlotte Perkins Gilman «The Yellow Wallpaper» (женщину изолируют, она сходит с ума и видит на обоях разные странности).
Доктор демонстрирует студентам больную истерией.

Нимфомания — распространенный диагноз в 19м веке (по некоторым данным, до трети пациенток попадали в псих. больницы с таким диагнозом). Описывалась как «неконтролируемое влечение к половому акту» (хихи, тогда половина нашей Оперы давно бы по психушкам сидела, начиная с моего персонажа))))). По моему личному мнению, мистер Рочестер в «Джейн Эйр» считал свою жену Берту нимфоманкой, хотя открыто этого не говорил (наверное, боялся смутить Джейн). Цитирую —
«Bertha Mason, the true daughter of an infamous mother, dragged me through all the hideous and degrading agonies which must attend a man bound to a wife at once intemperate and unchaste.» (Jane Eyre, Сh. 27).
Нимфомания лечилась изоляцией от мужчин, кровопусканиями, пиявками, насильственной рвотой, душем, смирительными рубашками, и иногда насильственным удалением клитора — брррр. ((((

Доктор осматривает больную (правильный метод). Голова повернута в сторону, дабы он ненароком не посмотрел на даму и не нарушил правила учтивости.

Иногда в психушки сажали и детишек, с диагнозами «неизлечимая идиотия» и т.д. Зачастую у малышей была просто эпилепсия или же они были расторможенные. Увы, сейчас дела не лучше. Гос детдом для УО, где я волонтерила, мало чем отличается от викторианской психушки(((

И были, конечно, просто психически больные. Их часто называли «лунатиками», ибо в Средневековье, если я не ошибаюсь, верили что сумасшествие связано с фазами луны (вроде как ликантропия).

В Бедламе. Судя по костюмам, это даже не 19й век, но на всякий случай.

Пациентка Бедлама

Про методы я уже упомянула, еще были всякие пакости типа намордников, клеток, и — мамочки. — центрифуг (больного раскручивали чтобы мозги встали на место).

Пациенты обычно выполняли какую-нибудь работу, например в прачечной. Так что служебные помещения для больных там были. И еще я слышала — насколько достоверно это не поручусь — что в клиниках того времени пациентам иногда остригали волосы и продавали их парикмахерам на парики. Этот эпизод упоминается в мюзикле Sweeney Todd — The Demon Barber of Fleet Street, где юноша приходит в клинику под видом парикмахера, чтобы вызволить оттуда свою возлюбленную (опять таки, не могу ручаться на 100%, было ли это так или это лишь фантазия авторов мюзикла).

С такой житухи завоешь. Не удивительно, что люди той эпохи психушки не жаловали. Как говорится, не дай мне Бог сойти с ума» (с). В частности, Гоголя в последние дни жизни сажали в ванны с бульоном, обкладывали хлебным мякишем, и ставили пиявки за уши. Это было сущее мучение, особенно пиявки которых он терпеть не мог. Ужас перед психиатрическим лечением так же описан в книге Вирджинии Вульф «Миссис Даллоуэй»: там Септимус Смит, страдающий от посттравматической депрессии и смерти боевого товарища, предпочитает самоубийство лечению (его пытались лечить изоляцией, как при истерии).

Такие вот психушки были в 19м веке. По в принципе, в 1870х они должны быть получше, условия помягче, потому что где-то в это время проходили различные реформы. Так же в это время к психическим заболеваниям начали понемногу относится как к болезням, не обусловленным грешной жизнью, связью с дьяволом, колдовством, и т.д. Лечение становилось более гуманным, но это все происходило медленно.

Надеюсь, ваша экскурсия будет интересной и познавательной.

источник

Разработанный Э. Монишем метод неполного удаления лобных долей головного мозга, предполагал излечение от психозов и шизофрении. Различные вариации были «успешно» опробованы на пациентах. Доли могли либо удаляться, либо «отсекаться» от основного тела мозга. Инструментарий доктора, разработанный специально для процедуры – теперь разве что годится для сцен фильмов ужасов. Благополучно получив за свое новаторство Нобелевскую премию, Мониш продолжает популяризировать метод вплоть до середины 50-х. Его стараниями, лоботомия становится «эффективной» даже для того, чтобы просто «помочь» от депрессии или небольшого невроза. Уолтер Фримен, один из последователей, настолько увлекся лоботомией в США, что провел более 2500 операций, по показаниям и «для профилактики» К счастью, метод быстро изжил себя. Пациенты превращались в лучшем случае в безэмоциональных, апатичных, полностью потерявших индивидуальность людей и официальная медицина наложила запрет на его использование.

Лечение путем доведения до оргазма – популярная практика прошлых лет. Искусственный оргазм практиковался, как действенный метод для лечения женской сексуальной неудовлетворенности, истерических состояний, бессонницы, сексуальных фантазий… Древние «подручные средства» эволюционировали в дилдо, а сам метод «лечения» изжил себя и остался лишь на личное усмотрение представительниц женского пола, а не доктора.

Пуританские убеждения средних веков прошлись отголосками, и дошли вплоть до XIX века. Мастурбация женщин считалась «постыдной», сексуальные желания и мысли — психическим отклонением. Чудовищная операция по удалению клитора – вот что было на вооружении местных лекарей. За любую провинность: измену, признаки венерического заболевания, проституцию или просто невротическое состояние женщину могла постигнуть эта насильственная процедура.

Синтезированная А. Хофманом ЛСД-25 кислота сразу проявила свой психотропный эффект, так как была опробована самим изобретателем… Применение вещества нашлось довольно быстро в качестве препарата от психических расстройств. Производство скоро наладилось в промышленных масштабах. ЛСД стало в свое время символом для поколения хиппи, однако, вскоре на него был наложен запрет. Использование его ограничилось, так как появились медицинские работы, подтверждающие негативное влияние на головной мозг. Некоторые аспекты в применении пытаются утвердить по показаниям для лечения тревожных расстройств.

Это не только одноименный фильм, но и известный способ психиатрии середины XIX начала XX века. Акт изгнания «злого духа», а ведь именно он, как считалось, находится в больном, пытались провести насильно удерживая пациента: в более ранних вариантах – над ямой со змеями, а в поздних – окунаниями в ванны, а также прочими разновидностями методов шоковой терапии. Для шока человека могли бросить в ледяную воду и даже могли проводить многочасовые процедуры таких ванн.

Как вы уже успели убедиться, медики ранее не отличались замысловатостью методов. Если у человека обнаруживалось расстройство – следовательно, в нем находиться «нечто», что необходимо извлечь. Трепанация – один из самых древних способов добраться до демонов внутри черепной коробки. Просверленные черепа – частая находка археологов и исследователей древних цивилизаций. Однако метод не совсем изжил себя, он практикуется некоторыми фанатиками, которые практикуют его и сейчас, либо же он применяется по медицинским показаниям — для уменьшения внутричерепного давления при некоторых медицинских показаниях.

Кровопускание и вызов рвоты

Известный древнегреческий врач Гиппократ считал, что здоровьем человека управляют «жидкости». Все тело человека он представлял, как гигантский сосуд, в котором могут появляться хорошие, либо вызывающие хворь, жидкие среды. Даже душевные расстройства, по его мнению, вызывались нарушением баланса и появления «неправильных» по составу крови, мокроты, желчи. Кровопускание, очистка желудка и кишечника – вот что легло в основу лечения. Эти методы широко применялись и оставались «панацеей» чуть ли ни от всех болезней очень долгое время.

Изоляция больного, проведение над ним обрядов, зачитывание текстов молитв… Иногда душевное состояние больного лишь только ухудшалось от этих процедур. Обряды изгнания «бесов» проводимые над людьми с шизофреническими расстройствами, паранойями и истериями имеют долгую историю. Официальная католическая церковь все же признает что большая часть одержимых – это просто психически нездоровые люди.

Сумасшедшие дома тюремного типа

Появление такого типа учреждений датируется началом XIII века. Больных могли помещать рядом с отъявленными преступниками, бездомными или инвалидами. Ко всем им равно бесчеловечно относились, истязали, они могли подвергаться долгой изоляции. Отделив впоследствии действительно больных людей, вызволив их законодательно из таких общих помещений — далеко не улучшило ситуацию. Переполненные сумасшедшие дома почти ничем не отличались: ужасные условия проживания вкупе с не менее травмирующими тело и психику методами лечения.

Эта усовершенствованная разновидность «змеиной ямы» нашла свое отражение в начале XX века. Изысканиями З. Фрейда и К. Юнга подтвердился некоторый терапевтический эффект от помещения больного в ванны разных температур. Практиковалось обертывание в холодные простыни, изматывающий ледяной душ, долгие ванны попеременно, то в теплой, то в невыносимо холодной воде. Процедуры гидротерапии стали настоящей пыткой для несчастных постояльцев сумасшедших домов и клиник.

С изобретением электричества сфера его применения постепенно распространилась и на психиатрию. Иногда годы постоянных процедур для одного и того же пациента, привязанного к столу с подсоединенными к вискам электродами и пропускание сильного тока… до полного изнеможения. Электросудорожная терапия – это наиболее долгоживущий метод, который дошел до нас из прошлого века. В настоящее время практикуется лишь в легкой форме и для очень тяжелых случаев.

источник

Безумие — метка бога или дьявола?

Рассказ Чехова «Палата № 6» рисует перед нами довольно удручающую картину. Сторож избивает пациентов, фельдшер — грабит, врач завел себе гарем из больных женщин и продает больничный спирт; куда не обернись — везде тараканы и мыши. «В палатах, коридорах и в больничном дворе тяжело было дышать от смрада. Больничные мужики, сиделки и их дети спали в палатах вместе с больными», — писал русский классик.

Читайте также:  Невроз у подростка где лечить

Впрочем, по сравнению с первыми «лечебницами» в европейской истории эти условия можно назвать комфортабельными. Заведения для душевнобольных появились на закате Средневековья. Странности в поведении, агрессию или нежелание контактировать с внешним миром в те времена списывали на одержимость злым духом. Страдающий психическим расстройством человек сначала становился «пациентом» священника. Ему предписывались молитвы и строжайший пост. Если же религия не вразумляла несчастного, его изолировали в специальное учреждение.

Здесь сажали на цепь, регулярно избивали и обливали ледяной водой. Тактики «лечения» были разными, но все они так или иначе связаны с физическими истязаниями. Так, например, в лондонской больнице Бедлам душевнобольного раскручивали на стуле с огромной скоростью на протяжении нескольких часов, надеясь вернуть ему разум. Заканчивалось такое «лечение» рвотой и потерей сознания. Во французских приютах была другая метода — несчастного подвешивали вверх ногами и держали, пока он не терял сознание. В живых после этой «терапии» оставались далеко не все.


«Дом умалишенных», Франсиско Гойя

Манипуляции врачей были нацелены на то, чтобы ввести больного в состояние шока. Например, пациента наклоняли над ямой, кишащей змеями. Потрясение и ужас, которые испытывал при этом несчастный, якобы способствовали выздоровлению.


Бедлам (Бетлемская королевская больница)

Иногда врачи применяли трепанацию черепа: считалось, что тогда злой дух сможет выйти на волю. В выходные дни в психбольницы ломилась толпа праздных зевак: желающих увидеть безумие своими глазами и поиздеваться над больными было много. Экскурсия сопровождалась лекцией, посвященной печальным последствиям греховной жизни для разума. Кстати, в России к «бесным» людям относились намного гуманнее: считалось, что они отмечены богом. Они жили при монастырях или странствовали по городам, а с унизительным к себе отношением сталкивались крайне редко.


Клетка, в которой спал больной

Многие европейские лечебницы существовали только благодаря пожертвованиям. Здесь царила крайняя бедность, и пациенты в буквальном смысле стояли на пороге голодной смерти. Уход из лечебницы был для больного фантастической удачей. Случалось такое редко, и даже в этом случае его ждали обратно с распростертыми объятиями. Так, в Англии XVIII века, если больной покидал приют, он обязан был носить специальный значок — при обострении расстройства окружающие знали, куда его отвести.

На смену мучителям и палачам приходят профессиональные психиатры

Эпоха Просвещения кардинально изменила представление о природе душевной болезни. Философы обратили свои взоры к процессам мышления и познания. Ученые уверовали в безграничные возможности разума, и случаи безумия с их иррациональной сущностью были для исследователей немым упреком. Какая шестеренка должна сломаться, чтобы слаженный механизм человеческого мозга дал сбой? Особенно ученых интересовали случаи тихого сумасшествия: сегодня человек занимается интеллектуальным трудом, а завтра с удивительным спокойствием и решимостью командует войсками Цезаря из своего кресла.

На смену мучительным истязаниям пришло наблюдение: врачи фиксировали малейшие изменения в состоянии больных. Растет научная база, и психиатрия постепенно выделяется в отдельную науку. Огромная заслуга в этом принадлежит французу Филиппу Пинелю. На его счету несколько серьезных трудов, но главное — в 1792 году он добился освобождения пациентов из оков. Цепи сменили смирительные рубашки. Состояние больных при этом улучшилось, что дало психиатрам пищу для размышлений. Врачи стали бороться за свободное передвижение больных по территории учреждения. Инициированная Пинелем «революция» с течением времени затронула все европейские страны, хотя искоренить жестокое отношение персонала к пациентам оказалось непросто. В России аналогичную реформу провел известный врач Сергей Корсаков.

В XIX веке в психиатрии возникает множество теорий, касающихся классификации и причин болезней. Любопытно, что психические расстройства у женщин связывали исключительно с сексуальными желаниями.

В середине XIX столетия европейские специалисты в области психиатрии отправились с лекциями в Россию. В стране появляется все больше специализированных больниц: если в 1810-х годах их было порядка 20, то в 1864-м лечебниц насчитывалось 57. Кстати, здания непременно красили в желтый цвет, который символизировал сумасшествие. Существовал и амбициозный проект строительства психиатрических лечебниц в каждом крупном городе, однако он оказался слишком дорогостоящим. Вообще, к психиатрам у нас относились с опаской — примерно как сегодня относятся к психологам. Факт болезни кого-то из родственников скрывали до последнего, опасаясь навлечь позор на свою семью.

Неприятные «сюрпризы» XX столетия

Первая мировая война не только уносила жизни — она наносила психические травмы тысячам людей. В больницах — и европейских, и российских — катастрофически не хватало мест. Специалисты озаботились поиском новых методик лечения душевных расстройств. Увы, для многих пациентов эти методики стали большой неприятностью и не привели к выздоровлению. Так, в 1930-х годах в психбольницах стали активно применять лоботомию — процедуру, в ходе которой повреждались ткани мозга. Изобрел ее Эгаш Мониш: за свое открытие португалец получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Лоботомию применяли к огромному числу больных с разными диагнозами, ведь процедура не требовала финансовых затрат. Прошли годы, и научное сообщество подвергло ее жесткой критике: пациенты безнадежно деградировали, были подвержены приступам эпилепсии и параличу (вспомните роман «Пролетая над гнездом кукушки»).

Почти одновременно с лоботомией стали применять инсулиновый шок. Этот метод не менее жесток: у больных, страдающих шизофренией, искусственно вызывали кому. Шутки с уровнем инсулина в крови нередко заканчивались смертью. После неудачных экспериментов инсулиновый шок на Западе практиковать перестали.

Принцип свободного перемещения больных в 1930-х вновь сменился изоляцией. То же самое произошло в советских психиатрических стационарах.


Психиатрическая клиника в Нью-Йорке, 1938 год

В 1940−50-х годах в западных СМИ все чаще звучали тревожные сообщения о жестоком обращении с душевнобольными людьми. Государственным больницам в Америке, Великобритании, Германии и других европейских странах не хватало финансирования, а значит, больные не получали должного лечения. Именно поэтому на Западе возникло огромное число частных больниц; европейцы предпочитают их государственным учреждениям и сегодня.

источник

Если попросить современного человека назвать самые жестокие методы лечения в психиатрии, то, скорее всего, многие припомнят электрошок и лоботомию. На самом деле эти две методики появились не так давно, и их применение хотя бы отчасти обосновано с научной точки зрения.

«Настоящая» психиатрия с четкими диагнозами и лекарственными препаратами начала зарождаться не более двух столетий назад. А вот на методы, которые применялись ранее, иногда невозможно взглянуть без ужаса. Перечислим те, которые могли бы претендовать на роль самых жестоких.

Если верить археологическим находкам, то люди страдали психическими заболеваниями еще во времена каменного века. Тогда же предпринимались и первые попытки их лечения.

Наши предки считали, что душевные болезни обусловлены поселившейся в голове потусторонней сущностью, «злым духом». А как выпустить из головы этого «демона»? Нужно «проделать выход». Считалось, что больному можно помочь, пробив или просверлив в его черепе отверстие. Поначалу это делали грубыми каменными инструментами, напоминающими долото. Потом появился более совершенный металлический инструментарий, сверла.

После подобного лечения выживали далеко не все пациенты. Но некоторые обнаруженные археологами черепа с ровными круглыми отверстиями принадлежали людям, которые, вполне возможно, жили после трепанации еще несколько лет. Правда, неизвестно, насколько это помогало избавиться от психического заболевания.

Известно, что трепанация для лечения психозов применялась в эпоху Неолита, в Древней Месопотамии, у индейцев Южной Америки. Прибегали к ней и в Средние Века, а позже ее пытались возродить некоторые самоучки.

Врачи Древней Греции полагали, что истерия у женщин является следствием возбуждения матки. Считалось, что этот орган напоминает что-то вроде «маленького зверька», который может покидать свое привычное место и «рыскать» по всему телу, заставляя женщину совершать неадекватные поступки. Даже слово «истерия» произошло от греческого названия матки – «hystera».

Существовал и специальный способ «вернуть» матку на место – окуривания влагалища. Для этого лекарство клали в глиняный горшок, делали отверстие в крышке, втыкали в него трубку из тростника и плотно облепляли глиной. Горшок ставили в ямку, в которую предварительно помещали горячие угли. Когда из трубочки начинал подниматься пар, женщину сажали на нее. Иногда, если доктор не совсем внимательно следил за температурой пара, женщина получала ожоги.

Во времена позднего Средневековья вся медицина, в том числе и психиатрия, не могла существовать отдельно от религии. Психические расстройства нужно было объяснять с позиций теологии. И объяснение нашлось в лице «темных сил». Душевнобольных в Европе считали сообщниками дьявола и не очень-то с ними церемонились. Кнуты, розги, цепи – в основном «методы лечения» базировались на боли.

В средневековых европейских больницах-тюрьмах широко практиковалось усмирение буйных при помощи обкладывания всего тела горчичниками. Нестерпимая боль и жжение заставляли людей корчиться в муках, вместо того чтобы озвучивать «еретические мысли» и совершать неадекватные поступки. Применялись и особые нарывные пластыри из шпанских мушек. Их обычно помещали на голову. А дальше происходило, собственно, то, из-за чего такой пластырь и получил свое название.

Когда Средневековье закончилось, а наука пока еще была развита не так хорошо, многие врачи стали возвращаться к древнегреческим и древнеримским канонам, а позже выстраивать собственные теории.

В конце XVIII века в Америке жил Бенджамин Раш, участник Второго Континентального конгресса, подписавший Декларацию Независимости, хирург Ближнего Департамента Континентальной армии, человек, известный как «отец американской психиатрии».

Раш считал, что причины заболеваний может быть лишь две: избыточное возбуждение, либо истощение нервной системы. В основном душевнобольные относились к первой категории, и им полагалось обильное кровопускание или погружение головы в ледяную воду. Так предполагалось бороться с избыточным притоком крови к мозгу.

Генри Коттон – психиатр, который работал в Америке в начале прошлого столетия. У него тоже была собственная теория. Генри считал, что поражение нервной системы возникает в результате хронической инфекции. Для того чтобы избавить человека от психического заболевания, нужно лишь найти и уничтожить очаги воспаления в организме.

Обычно поиски начинались с зубов. Если среди них находили больные, то их удаляли. Далее врач наблюдал за состоянием пациента. Сохранение симптомов психоза свидетельствовало о том, что остались другие очаги инфекции. Скорее всего, миндалины, которые в таких случаях тоже подлежали удалению.

Если и это не помогало, то врач мог удалить яички, яичники, желчный пузырь, желудок, селезенку, шейку матки, прямую кишку (а то и часть толстого кишечника). Генри Коттон утверждал, что лечебные ампутации – это революционная методика, которая должна спасти всех душевнобольных.

Справедливости ради нужно сказать, что не все донаучные способы лечения психозов были жестокими и нецелесообразными с современной точки зрения. Древние египтяне оказались в этих вопросах весьма дальновидными. Жрецы-лекари рекомендовали душевнобольным посещать праздники, участвовать в танцах и концертах, заниматься живописью. Многие ритуалы «изгнания злого духа» сопровождались музыкой вместо ударов розгами и сверления черепа.

Достаточно мягкий подход практиковали и в Киевской Руси. Если в Европе к душевно больным относились как к помощникам нечистых сил, то славяне испытывали к ним жалость, считая, что они «наказаны за прошлые грехи». «Юродивых» селили в монастырях и присматривали за ними.

источник

Психоз — серьезное расстройство психики, такое глубокое нарушение мыслительной, эмоциональной и аффективной составляющих считается довольно опасным для больных.

Заболевание проявляется в резком изменении поведения пациента, утрате адекватного отношения к жизни и окружающим, в отсутствии желания воспринимать существующую реальность. При этом психические расстройства мешают осознанию наличия этих самых проблем, человек не может самостоятельно их устранить.

Ввиду эмоциональной составляющей, гормональных взрывов и подверженности стрессам, у женщин психозы и иные психические расстройства встречаются в два раза чаще, чем у мужчин (7 против 3% соответственно).

Основные причины развития психозов у лиц женского пола таковы:

  • беременность и роды;
  • климакс;
  • заболевания разных органов и систем;
  • инфекционные заболевания;
  • отравление алкоголем или злоупотребление лекарственными препаратами;
  • продолжительный хронический стресс;
  • психические заболевания разного типа;
  • депрессивные состояния.

Одной из основных причин является повышенная эмоциональная возбудимость или наличие подобного заболевания в семье женщины, у матери, сестры, то есть генетическая составляющая.

Первопричиной появления психоза зачастую становится злоупотребление алкоголем и последующая интоксикация организма. В большинстве случаев, алкоголизму наиболее подвержены мужчины, поэтому женский пол страдает от алкогольного психоза значительно реже и переносят его быстрее и легче.

Но также есть причина, которая характерна только для женщин, что повышает риск заболевания. Это беременность и рождение ребенка. К физическим факторам появления психоза в данном случае можно отнести токсикоз, авитаминоз, снижение тонуса всех систем организма, различные заболевания или осложнения в связи со сложным вынашиванием и родами.

К психологическим относятся – страх, переживания, повышение эмоциональной чувствительности, неготовность стать матерью. При этом послеродовое психическое нарушение встречается чаще, чем в период беременности.

Для женщины с психическими расстройствами характерны такие изменения в поведении и жизнедеятельности (при чем симптомы заметны только со стороны, самой больной и невдомек, что она больна):

  • отсутствие устойчивости к стрессам, что зачастую приводит к истерикам или скандалам;
  • стремление отгородиться от общения с коллегами, друзьями и даже близкими;
  • появляется тяга к чему-то нереальному, сверхъестественному, интерес к магическим практикам, шаманизму, религии и подобным направлениям;
  • появление различных страхов, фобий;
  • снижение концентрации, заторможенная умственная деятельность;
  • упадок сил, апатия, нежелание проявлять какую-либо активность;
  • резкая смена настроения без видимых причин;
  • нарушения режима сна, проявляться может как в чрезмерной сонливости, так и в бессоннице;
  • понижение либо полное отсутствие желания употреблять пищу.

Психозы условно можно разделить на две большие группы:

  1. Органические. В таких случаях психоз – это следствие физического заболевания, вторичное расстройство после нарушений в работе центральной нервной и сердечно — сосудистой систем.
  2. Функциональные. Такие нарушения изначально обусловлены психосоциальным фактором и наличием предрасположенности к их возникновению. К ним относятся аффективные расстройства, нарушения процесса мышления и восприятия. Среди прочих, самые часто встречающиеся: маниакально — депрессивный психоз, шизофрения, паранойя, параноид.
Читайте также:  Кому помог фенибут при неврозе

Отдельно можно выделить послеродовой психоз, он появляется у 1 — 3% женщин в первые месяцы после рождения ребенка, в отличие от более распространенной послеродовой депрессии, психотическое отклонение не проходит само и требует лечения под квалифицированным наблюдением специалистов.

  • снижение аппетита и быстрая потеря веса;
  • постоянная тревожность, резкие перепады настроения;
  • стремление к изоляции, отказ от общения;
  • нарушение уровня самооценки;
  • мысли о совершении суицида.

Симптомы проявляются индивидуально, у некоторых могут быть в течение дня после родов, у других через месяц.

Сбою психики могут сопутствовать различные состояния, которые провоцируют нарушения в работе всего организма женщины.

Нарушение режима питания, активности и отдыха, эмоциональная напряженность, принятие медикаментов. Эти факторы «бьют» по нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной системам. Проявление сопутствующих заболеваний индивидуально.

Самолечение в данном случае противопоказано. Не стоит также обращаться к знакомым врачам различных специальностей, психологам, народным целителям. Лечение должен проводить только государственный или частный врач — психотерапевт имеющий высокую квалификацию!

Специалист проведет обследование больной, направит на дополнительные анализы и по их результатам назначит лечение и необходимые препараты.

Лечение может проходить в условиях стационара с участием медперсонала, либо в домашних условиях. При лечении на дому обязательной мерой безопасности будет забота о малыше с наименьшим вмешательством мамы (в случае послеродового сбоя психики). Няня или родственники должны взять эти заботы на себя до исчезновения всех симптомов заболевания у пациентки.

Лечение обычно состоит из комплекса, в который входит:

  • медикаменты, обычно это нейролептики, антидепрессанты, стабилизаторы настроения;
  • психотерапия – регулярные сеансы с психотерапевтом и семейным психологом;
  • социальная адаптация.

Пациентка далеко не сразу может осознать, принять свое состояние до конца. Родственники и друзья должны быть терпеливы, чтобы помочь женщине вернуться к нормальному образу жизни.

Последствия отсутствия терапии крайне неблагоприятны. Пациентка утрачивает связь с реальностью, ее поведение становится неадекватным и опасным не только для собственной жизни и здоровья, но и для окружающих.

Человек склонен к суициду, может стать жертвой или причиной насилия.

Профилактические меры включают в себя:

  • регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья;
  • лечение заболеваний, которые могут стать причиной нарушений психических функций;
  • укрепление иммунитета;
  • физическую активность;
  • активную социальную жизнь;
  • отказ от курения, принятия алкоголя, наркотических веществ;
  • снижение уровня стресса и усталости в повседневной жизни;
  • тщательную, разноплановую подготовку к беременности и родам;
  • подготовку к климактерическим изменениям в организме.

Профилактика должна быть приоритетом, особенно, у тех женщин, которые подвержены эмоциональным сбоям или имеют наследственную предрасположенность к психотическим расстройствам.

источник

Админчег Muz4in.Net 06.02.2015, 13:53 Тэги

Шизофрения в буквальном переводе означает «раскалываю рассудок». В истории психических расстройств всегда было противостояние между эмпирическим и мистическим объяснением этого явления. Тысячи лет врачи и ученые спорили с теологами и метафизиками по поводу диагностирования и лечения психически больных. Были моменты в истории, когда последнее слово было за эмпиристами, тогда лечение подразумевало выявление причины расстройства, и психоз лечили, как обычную болезнь, например, рак или диабет. Но цивилизация приходила в упадок, а мистики и шарлатаны набирали силу, и в итоге лечение превращалось в извращения и садизм.

Психические заболевания в древности

Самые древние трактовки психических заболеваний говорят о суеверном отношении к странному поведению людей. Сумасшествие считалось проклятием, которой было наложено злыми силами или даже самими богами. Эдип получил свое наказание за инцест, король Саул сошел с ума, отказавшись следовать необходимым ритуалам. Из книги Самуила 16:14:

«Но душа Господа покинула Саула, а злой дух, посланный Господом, беспокоил его».

Идея того, что психическая болезнь была послана человеку за какой-то моральный проступок и от нее можно избавиться путем экзорцизма, превалирует в Библии. В Евангелии Иисус дважды изгоняет демонов из одержимых в свиней, которых потом сбрасывают с обрыва. Похожая история связана и с греческим героем Гераклом, которого сводит с ума жена Зевса Гера, а также Агамемнон, которого сам Зевс лишает разума.

Несмотря на суеверное отношение, все-таки были попытки создать систематический подход к лечению психологических расстройств. Гиппократ, имевший репутацию одного из самых умных людей своего века, объявил мозг местом, где рождаются мысли, тем самым противопоставив экзорцизм и телесные наказания, и при этом продвинул нетрадиционную идею, что подход к лечению должен быть связан с симптомами, представленными пациентом. Он все-таки промахнулся, когда разделил мысли Пифагора о гуморальном дисбалансе и целительном эффекте клизмы и кровопускания, но, учитывая, что почти никто не поддерживал его точку зрения в то время, он сумел предвосхитить открытую впоследствии связь между мозгом и телом и разработал беспрецедентный подход к лечению психических расстройств.

Естественно, что власти идею Гиппократа не признавали, за исключением Галена, который считал сумасшествие болезнью, вызванной внешними причинами. Платон, к примеру, считал, что сумасшествие это не только наказание, но и замечательная вещь:

«Сумасшествие, если считать его даром небес, это тот канал, по которому мы получаем благословение, наши прародители, которые дали вещами имена, не видели в нем ни позора, ни упрека; иначе они бы не связывали его с именем благороднейшего из искусств, искусства предсказания будущего, и не назвали бы его «маниакальным искусством». Поэтому согласно свидетельству наших предков, сумасшествие благороднее, чем трезвый взгляд на вещи, сумасшествие идет от бога, в то время как рассудительность – черта человека».

Медицинское объяснение проблемы было еще далеко, и ему было не суждено процветать в увядающей древности. Римский врач Кельтий, который жил во времена Августа, отрицал естественные причины болезни, при этом склонялся к религиозному объяснению. И следующие 1500 лет христианства люди также придерживались этого объяснения.

Цивилизация, которая осталась от Римской Империи, начала разваливаться к концу пятого века, когда на территории западной империи началась междоусобица. В этой атмосфере не могла развиваться ни медицина, ни систематические исследования, а лечение психических заболеваний сводилось к шарлатанству или жестокому наказанию. Все это происходило на протяжении тысячи лет, когда церковь контролировала Западную Европу, при этом не признавая материалистического подхода к пониманию человеческого разума.

В Средние Века снова начали использовать трепанацию, окунание в холодную воду или даже публичные избиения, а многие психически больные были вынуждены сидеть в подземельях без намека на лечение. Уже в конце этого периода времени открылась печально известная Вифлеемская королевская больница. Без конкретных медицинских знаний и методов, так называемые врачи этой больницы, которую местные прозвали Бедлам, садили пациентов на безовощную диету, в качестве лечения использовали клизмы, с буйными пациентами, или «заключенными», как их называли, справлялись при помощи цепей и силы.

Бедлам построили на месте средневековой сточной трубы, а в местных домах очень редко присутствовали такие удобства, поэтому местные жители довольно часто заходили в больницу справить нужду. Деньги, выделяемые на операции, использовались не по назначению, продукты, которые предназначались пациентам, часто к ним так и попадали, т.к. работники предпочитали их продавать. А те, у кого не было денег, вынуждены были голодать.

Небольшая передышка: принцип нестеснения (отсутствие мер принуждения).

Условия, созданные в Бедламе, как и в других «притонах» в Англии и Америке, вызвали резкое изменение отношения к лечению душевнобольных. К примеру, существовало мнение, что одним из аспектов лечения была смена обстановки в лучшую сторону. В связи с активностью квакеров, которые весь прошлый век пытались противостоять судам над ведьмами и весь следующий век боролись за отмену рабства, на смену жестокости пришло безнасильственное лечение психических заболеваний.

Философия этого подхода была следующей: «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Пациенты располагались в просторных комнатах, далеко от городов, где они могли отдохнуть, побыть наедине с собой. Их хорошо кормили. Те обязанности, которые были под силу пациентам, они выполняли сами, например, подметали полы или присматривали за садом. Также приветствовались посещения больных членами их семей. Этот метод лечения вскоре был заимствован и в США, где в 19 веке построили десятки таких учреждений.

Упадок принципа нестеснения

Но все это было слишком хорошо, чтобы продолжаться долго. В некотором роде, безнасильственный метод был жертвой своего успеха. Так как у 65 % пациентов наблюдалась ремиссия (что являлось очень хорошим показателем, даже для нашего времени), этот метод стали считать панацеей от каждой социальной болезни, что привело к росту количества пациентов в каждой стране, что приняла данный метод.

К сожалению, законодатели некоторых штатов США не чувствовали необходимости инвестировать в учреждения, которые были заполнены уже практически до предела, например, в Филадельфии и Бостоне, поэтому самые важные аспекты принципа нестеснения – личное пространство и персональное внимание – было невозможно соблюдать в переполненных клиниках. Более того, принцип нестеснения стали рассматривать как способ борьбы с преступностью. Если тот факт, что в комнате, рассчитанной на двух человек, жили пятеро, еще имел место быть, но представьте, что среди этих пятерых были три шизофреника, грабитель и насильник. Постепенно к концу 19 века такие больницы стали переполненными сумасшедшими домами, которые они изначально должны были заменить.

У принципа нестеснения, который имел религиозные основания, был и противник. Пытавшиеся модернизировать понимание психических заболеваний врачи стремились положить конец кровопусканию и подобным методам, которые все еще использовали в психиатрических больницах. Их заботой было поставить систему здравоохранения на твердые научные основания.

Это, конечно же, было бы очень даже хорошо, если бы не тот факт, что медицина в то время была в той стадии развития, когда только появилась мысль о микробной теории болезней, а шарлатаны (простите, мануальные терапевты) были в почете. Ближе к концу столения Френсис Галтон, родственник Чарльза Дарвина, по-другому интерпретировал теорию своего именитого кузена и создал термин «евгеника» для описания одной масштабной идеи, которая была в его голове.

Существовало мнение, что психические расстройства появляются в результате слабой зародышевой линии, и что «врожденный идиотизм» может быть побежден с помощью стерилизации. Эта идея была настольно всеобъемлющей, что 30 штатов взяли ее на вооружение. Таким образом, в США существовали законы обязательной стерилизации психически больных в начале 20 века. Америка хорошо помнит дело 1925 года, которое получило название «Бак против Белла». Девочка по имени Кэрри Бак, находящаяся на воспитании в приемной семье, была отправлен в госпиталь для душевнобольных в Вирджинии, после изнасилования то ли братом, то ли отцом, а возможно и обоими. Не было известно, кто являлся отцом ее ребенка. Мать Бак была признана душевнобольной, что было довольно выгодно приемным родителям девочки, который отправили ее в госпиталь для душевнобольных, чтобы спасти репутацию семьи. (Но этот факт был открыт позже).

По закону Вирджинии Кэрри Бак могли выпустить на свободу только после стерилизации. Это дело способствовало созданию прочной юридической базы для законов о стерилизации. В итоге около 30000 американцев подверглись принудительной стерилизации, в основном темнокожие, индейцы или бедные белые. И это продолжалось до Второй Мировой войны.

Современные подходы к лечению психических больных начали развиваться во времена Содружества Виргинии, когда психбольных стали подвергать стерилизации. Методы стали новее, лучше и ужаснее, и настало время отправить шарлатановот евгеники в небытие и заменить их новыми шарлатанами. В это время бытовало мнение, что любую проблему со здоровьем можно решить при помощи электричества, поэтому многие врачи экспериментировали с электрошоковой терапией. В отличие от современной подобной терапии, с легкой электрической стимуляцией, что помогает при лечении депрессии, в то время пациентов регулярно воздействовали гигантскими дозами электрического тока. Это считалось большим прорывом после эпохи использования инсулиновой шоковой терапии, которая существовала ранее, когда шизофреники получали такую дозу инсулина, что они на несколько дней впадали в диабетическую кому.

Также популярным методом лечения была судорожная (шоковая) терапия, когда использовали, например, препарат метразол, который вызывал припадки до хруста в костях, который продолжались часами, что в итоге приводило к тому, что пациенты, как зверьки, прятались в углу и дрожали при виде иглы. К счастью, в 1940х и 50х годах появились более гуманные методы, а именно лоботомия. В общем, она ничего особо не лечила, но кусочки льда, помещаемые в мозг пациентов (чаще всего женщин) не могли не охладить их. К 1952 году в США провели более 20000 процедур лоботомии.

Все это более менее закончилось в 1956 году, когда Пфайзер получил разрешение использовать хлоропромазин (под брендом Торазин) в лечении шизофрении. Торазин ранее использовали, как транквилизатор для лошадей, пока одна светлая голова не решила испытать его на психически больных пациентах. Это еще было до появления правила «информированного согласия», поэтому эксперименты проводили без информирования и одобрения. Результаты оказались многообещающими, хотя позже выяснили, что при приеме антипсихотических средств (Торазин, Халдол и другие) организм пациента со временем становится устойчивым к их действию. На этой стадии психотические припадки у пациентов становились более странными и зачастую становились насильственными.

Тем не менее, антипсихотические (невролептические) средства были лучше, чем ничего, особенно по сравнению с тем, что они заменили, поэтому их используют и по сегодняшний день. Однако отголосок времен «принципа нестеснения» вновь прозвучал в 1970х. После того, как по закону всех психически больных на западе должны были переводить на амбулаторное обслуживание, появилась новая социальная группа, вся их жизнь проходила между больницей первой медицинской помощи и тюрьмой, и так снова и снова. По состоянию на 2014 год четверть бездомных в Америке страдают каким-то психическим заболеванием.

Да уж, по сравнению со средневековой практикой сжигания ведьм, мы далеко ушли.

источник