Арт терапия при работе с депрессией

Исследование Кэтрин Грэдди опровергает миф о том, что «Голубой период» Пикассо связан со смертью его близкого друга

Cреди интересующихся творчеством Пабло Пикассо широко распространен миф о том, что именно после самоубийства Карлоса Касагемаса, близкого друга художника, у испанского гения начался знаменитый проникнутый глубокой меланхолией «голубой период».

Согласно недавнему исследованию Кэтрин Грэдди, профессора экономики Университета Брандейса в Массачусетсе, подобный подход, очевидно, заблуждение. Она проа­нализировала статистику продаж и историю музейных приобретений 12 тыс. произведений искусства, созданных между 1900 и 1920 годом.

В результате исследователь обнаружила, что работы, созданные художниками в течение года со дня смерти любимого человека, на аукционах стоят значительно дешевле, чем творения тех же авторов, появившиеся в более спокойные периоды жизни.

Более того, картин, написанных художниками в первые два года после какой бы то ни было тяжелой утраты, не так уж много. «Концепция „состояния потока“, куда погружаются, будучи полностью вовлеченными в творческий процесс, получила широкое признание психологов», — пишет Грэдди в книге Death, Bereavement, and Creativity (Смерть, тяжелая утрата и творчество). Однако отчаяние — «настоящий враг потока», и, таким образом, «смерть и серьезная утрата, напротив, могут подавить творческие импульсы».

Kathryn Graddy. Death, Bereavement, and Creativity / Brandeis University. Working Paper Series. 2015. Vol. 89. На английском языке

Что же такое арт-терапия? Даайте разберемся!
Арт-терапия — это, по сути, не что-то новое это комплекс средств, позволяющий решить многие проблемы очень успешно, который использовался ранее особо талантливыми терапевтами, докторами. Показать полностью… Сейчас это направление в терапии приобретает все больший вес и все большую значимость. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире и начинает занимать в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека, достойное место.

Терапия изобразительным искусством, музыкой, фольклором, сказками и т.д. неявно существовала всегда.

Тот отдых, который получали люди от посещения различных «культурных мероприятий» фактически и есть прямой лечебный эффект. Косвенный же эффект, мог быть гораздо мощнее, и мог нести гораздо более серьезные оздоровительные подвижки в организме человека. Обо всем этом люди догадывались давно.

-Развить в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;

-Изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;

-Решать проблемы легко и красиво;

-Научиться общаться, используя, изобразительные, двигательные, звуковые средства;

Арт-терпия — это не просто уроки рисования, а свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают взрослым и детям выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Рисовать можно всем чем угодно — крупами, камушками, ракушками, мятой бумагой… даются те материалы, краски, и темы, которые обязательно приводят к успешному результату.

Можно сказать, что основы арт-терапии были заложены еще Зигмундом Фрейдом и Карлом Гюставом Юнгом. Они утверждали, что бессознательное выражается в символических образах. Термин «арт-терапия» в 1938 году ввел английский врач и художник Адриан Хилл, который лечил искусством больных туберкулезом. А в отдельное направление психотерапии она оформилась в 70-х годах прошлого века. С тех пор этот метод используется для решения различных личностных проблем, избавления от стрессов, осенней депрессии.

Суть арт-терапии — в самовыражении, которого нам так не хватает в нашей взрослой жизни. Причем самовыражаться можно самыми разными способами: рисуя, складывая из бумаги забавные фигурки оригами, работая с глиной, танцуя или играя на музыкальных инструментах.

И главное тут — не научиться академическому рисунку или идеально освоить тот или иной танец, а в том, чтобы выплеснуть эмоции, отключить мозг и включить чувственное восприятие мира. «Целью арт-терапии не являются развитие тех или иных художественных навыков, изучение техник, а также развлечение и заполнение досуга», — говорит Анна Ше, директор первой специализированной студии арт-терапии «САМО», практикующий арт-терапевт, член Американской арт-терапевтической ассоциации.

Поэтому думать, что любое творчество — это арт-терапия, неверно. «Арт-терапия начинается тогда, когда творчество помогает человеку лучше понять себя, найти контакт с окружающим миром», — говорит Анна Ше.

Начинать заниматься арт-терапией лучше под руководством специалиста (арт-терапевта), который поможет вам расслабиться, проявить себя и выявить ваши проблемы. Порой людям приносят максимальную пользу именно те методы арт-терапии, которыми они изначально совершенно не хотят заниматься. Полюбить и освоить их тоже поможет специалист. А вот уже потом, когда вы поймете, что именно помогает вам чувствовать себя лучше, будет проще самому использовать этот метод для поднятия настроения.

Чтобы понять, какой метод арт-терапии позволит вам лучше раскрыться и понять себя, мы советуем вам ориентироваться на биотип, который мы определили в начале программы.

Как мы знаем, кроликам во время стресса нужно действовать быстро. Поэтому при обострении осенней депрессии выбирать метод арт-терапии можно совершенно спонтанно. Главное — не тормозить. Вполне может быть, что всего пара часов с кисточкой или в танцевальном зале превратят ваш день из «самого ужасного» в прекрасный.

Медведям в минуты плохого настроения лучше всего погрузиться в творчество с головой: начать делать нечто неторопливо, вдумчиво и скрупулезно. Скажем, вышивать, собирать сложную мозаику или шить лоскутное одеяло.

Лисам можно выбирать как метод арт-терапии, так и время, которое стоит на него потратить.

Читайте также:  Как начать что то делать при депрессии

Приглашаем принять участие в практическом однодневном семинаре
психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников и педагогов, студентов соответствующих специальностей и всех желающих освоить техники и методы арт-терапии;

Семинар посвящён работе с депрессией, используя техники арт-терапии:
Депрессия — серьезное заболевание и лечить депрессию не просто, но вполне возможно.

В 1938 году Адриан Хилл впервые ввел термин «арт- терапии», который означал лечение искусством, когда человек мог выразить свое эмоциональное состояние с помощью кисти и красок.
Арт-терапия по результатам исследований один из самых эффективных способов лечения депрессии и неврозов.
Арт-терапия не требует особых навыков – в ней используется техника спонтанного действия.
Формы работы: индивидуальная работа, групповые упражнения, работа с направляемым воображением

  • познать себя, осознать свои переживания;
  • раскрыть глубины своего подсознания;
  • освободиться от проблем, накопленных за годы жизни;
  • научиться доверять себе;
  • установить контакт со сверхсознанием, развить интуицию;

Татьяна Видавска-Руснака, семейный психотерапевт

Надежда Олехнович, семейный консультант

Место проведения: LPPC «Valentia», Teatra iela 24-2, Даугавпилс

Задать вопросы или записаться на семинар можно по тел. +371 29165338(LMT), +371 20032546(TELE2), +371 29637681(TELE2)

или по эл. почте: ppcvalentia @ inbox.lv

Даты проведения смотрите в календаре событий

с 01.02.2009. года на все семинары действует временная антикризисная цена:

  • при оплате перечислением:15 лат с одного участника
  • при оплате в день семинара: 18 лат с одного участника

LPPC „Valentia”, Teatra iela 24-2, Daugavpils, LV-5401

Reģ.Nr.: 40008048039

N/k: LV 37 BATR 005 1 702421100 (LVL)

LV 09 BATR 009 A 802421100 (EUR)

Banka: Ge Money Banka Daugavpils filiāle

Bankas kods: BATR LV 2X

Есть возможность пригласить преподавателей в свою организацию.

Просим информировать о семинаре своих коллег и друзей!

По окончании семинара выдается сертификат участия
Во время семинара предлагается бесплатный кофейный стол и сопроводительные материалы.

Есть возможность приобрести уникальные авторские методики для работы с детьми и взрослыми

Американские психиатры выяснили, чем полезна депрессия, сообщает в The New York Times Джонах Лерер, автор книги «Как мы принимаем решения». Научную базу под необходимость страданий подвел в свое время Дарвин, сам подверженный депрессиям.

Боль или страдания любого рода, если они длятся долго, вызывают депрессию и ослабляют деятельную силу, но они хорошо приспособлены для того, чтобы живое существо защищалось от любой крупной или внезапной беды, — объяснял Дарвин в автобиографии. Иногда именно угнетенное состояние заставляет животное выбрать наиболее благоприятный образ действий, писал ученый.

Загадка депрессии не в том, что она существует: ум, как и плоть, не защищен от поломок. Истинным парадоксом депрессии давно считается ее широкая распространенность, — пишет автор.

Если шизофренией страдает менее 1% населения, то депрессивные состояния испытывают около 7%. Устойчивость этого синдрома и тот факт, что он, по-видимому, передавался по наследству, бросили серьезный вызов новой эволюционной теории Дарвина, — пишет автор. Неясно, почему эволюция допускает наследование болезни, которая мешает продолжению рода.

Что если она выполняет тайную полезную функцию и попытки лечить ее средствами медицины только усугубляют ситуацию?

Точно жар, помогающий иммунной системе побороть инфекцию, депрессия, возможно, является неприятной защитной реакцией на болезнь, мжно попробовать вылечить ее с помощью арт-терапии купив кисти в артмагазине, — предполагает автор.

Психиатр из Вирджинского университета Энди Томпсон интересуется эволюционной психологией, которая пытается объяснить особенности человеческого сознания через историческую эволюцию головного мозга. Томпсон занялся изучением эволюционных корней депрессии вместе с Полом Эндрюзом, психологом-эволюционистом из Вирджинского университета Содружества.

Пусковым механизмом депрессии является мыслительный процесс, именуемый «руминацией», — это навязчивые размышления, «пережевывание» одних и тех же мыслей (термин образован от латинского rūmināre — «жевать жвачку», о скоте).

В последние десятилетия психиатрия считает руминацию опасной привычкой: она заставляет людей зацикливаться на их недостатках и проблемах, так что хандра затягивается, — пишет автор. Как полагает психолог Сьюзен Нолен-Хексема, люди, склонные к руминации, чаще заболевают депрессией и болезненнее реагируют на стресс. Руминация подавляет и умственные способности: в состоянии депрессии у человека ухудшается память и т.п.

Однако Эндрюз и Томпсон, исходя из эволюционного подхода, предположили, что руминация выполняет какую-то полезную функцию. Руминация часто является реакцией на конкретный удар по психике: например, смерть близкого человека или увольнение с работы. В этом случае размышления помогают подготовиться к новому образу жизни или извлечь уроки из ошибок.

Собственно, у радикальной мысли Эндрюза и Томпсона — гипотезы, что депрессивное расстройство в итоге идет на пользу сознанию, — есть долгая история, замечает автор. Еще Аристотель писал, что все люди, достигшие совершенства в философии, поэзии, искусстве и политике, были склонны к меланхолии, а некоторые даже страдали ею как болезнью. Это мнение возродилось в эпоху Ренессанса, а Китс уподоблял «мир страданий и бед» школе, которая воспитывает ум, претворяя его в душу.

— имеют конструктивный побочный эффект: не дают отвлечься от животрепещущей проблемы, заключили Эндрюз и Томпсон. И действительно, при депрессии активизируется деятельность головного мозга в отделе, отвечающем за концентрацию внимания, причем чем сильнее депрессия, тем активнее отдел. Работа этого отдела также стимулирует аналитическое мышление.

На взгляд Эндрюза и Томпсона, депрессия — это способ подстегнуть наши слабые аналитические способности, облегчить сосредоточение на сложной дилемме. Если бы депрессии не существовало, мы вряд ли находили бы выход из сложных ситуаций.

Читайте также:  Как самому выйти из долгой депрессии

Мудрость дается недешево, а платят за нее страданиями, — замечает автор статьи. Например, одному своему пациенту с депрессией, молодому преподавателю, Томпсон посоветовал проанализировать его проблемы на работе и принять конкретное решение — уволиться или остаться. Они вместе тщательно проанализировали ситуацию, и, как только решение было принято, преподаватель пошел на поправку.

Публикация статьи Эндрюза и Томпсона в журнале Psychological Review в 2009 году расколола психиатрическое сообщество: одни приветствовали их идею как первый шаг к переосмыслению депрессии, другие сочли безрассудным теоретизированием. Так, психиатр Питер Крамер из университета Брауна ратует за применение антидепрессантов и заявляет, что романтизирование депрессии — нечто типа идеализации чахотки в конце XIX века.

По мнению Крамера, Эндрюз и Томсон игнорируют виды депрессии, которые не вписываются в их эволюционную теорию: хроническую депрессию, постинсультную и т.п. Между здоровой реакцией на стресс и реакцией больного депрессией есть очевидная разница, подчеркивает Крамер.

Люди, страдающие тяжелой депрессией, часто запускают свой внешний вид, не моются, иногда даже не пользуются туалетом. Они плохо заботятся о детях, — заметил антрополог Эд Хейген, отметив, что цена такого деструктивного поведения слишком высока, чтобы объяснять «перерывом на размышление».

Собственно, гипотеза аналитической руминации — всего лишь самая недавняя попытка объяснить распространенность депрессии, — пишет автор. Так, одна теория гласит, что депрессия — это крик о помощи, способ добиться, чтобы близкие пришли к тебе на выручку. Есть гипотеза, что депрессия — «знак поражения», обеспечивающий самосохранение: после утраты социального статуса человек слишком хандрит, чтобы мстить.

Существует и «депрессивный реализм»: если верить некоторым исследованиям, депрессивные люди более правдиво оценивают реальность и точнее предсказывают дальнейший ход событий. Но ни одно из этих объяснений не является универсальным.

В ответ на критику Эндрюз и Томпсон признают, что депрессия — всеобъемлющий термин, за которым скрывается целый спектр симптомов, и гипотеза аналитической руминации действительно применима лишь к пациентам, реагирующим на источник острого стресса.

Проблема в другом, — замечает Томпсон. — В нашем обществе депрессия стала восприниматься как то, чего в любом случае следует избегать, а если уж она началась — снимать ее медикаментами. Мы так стремились снять с депрессии клеймо позора, что заклеймили печаль.

Он ссылается на опыт женщины, которая сама попросила его снизить дозу.

Антидепрессанты мне отлично помогают — я чувствую себя гораздо лучше. Но я как жила с тем же мерзавцем и алкоголиком, так и живу — просто теперь он кажется мне вполне сносным, — пояснила она.

Недавние исследования демонстрируют, что антидепрессанты не приносят особой пользы — по крайней мере, при умеренной депрессии. Те, кого лечат «химией», после курса лечения в среднем вдвое чаще заболевают вновь по сравнению с теми, кто прошел курс когнитивной психотерапии в форме бесед.

Фактически лекарства мешают выздоровлению: они уводят пациентов от решения их проблем. Приходится держать их на антидепрессантах вечно, — отмечает Томпсон. Он описывает одного пациента — студента, который испытывал сильный стресс из-за развода родителей. Вдобавок отец требовал, чтобы сын шел учиться в аспирантуру.

Поскольку в его семье уже есть случаи депрессии, стандартное лечение — немедленное назначение антидепрессантов, — заметил Томпсон. Раньше он и сам назначил бы лекарства, но теперь предложил студенту помощь в решении психологических проблем.

Гипотеза Эндрюза и Томпсона вписывается в общие тенденции в науке — попытки переосмыслить взгляд на неприятные переживания и состояния. В последнее время считалось, что негативных мыслей и чувств следует избегать: так, школа позитивной психологии подводит научную базу под идею, что человек создан для счастья.

Однако новейшие исследования негативных настроений наводят на мысль, что печаль имеет свои плюсы и даже самые неприятные переживания несут важную функцию, — говорится в статье.

Австралийский психолог Джо Форгас экспериментально доказал, что люди, настроенные негативно, в сложных ситуациях принимают более разумные решения. Люди в меланхоличном настроении точнее оценивают правдивость слухов, отчетливее вспоминают прошлое и намного реже судят о незнакомых людях по стереотипным критериям. Один из своих экспериментов Форгас провел в магазине — просил покупателей вспомнить безделушки, расставленные у кассы. Оказалось, что в серые дождливые дни и под мрачную музыку память работала лучше, чем в солнечную погоду под залихватские мелодии.

Возможно, это объясняет и удивительную корреляцию между творчеством и депрессивными расстройствами. Нейрофизиолог Нэнси Андреасен нашла формальные симптомы депрессии у 80% из 30 литераторов, обучающихся в знаменитой школе литературного мастерства в Айове. К сходному выводу пришел Кей Редфилд Джемисон на основе биографий британских ученых и художников: успешные представители творческих профессий страдают серьезной депрессией в 8 раз чаще, чем в среднем по статистике.

Андреасен объясняет это тем, что упорство — одна из важнейших черт творца, а депрессия способствует концентрации на главной мысли. Еще один симптом депрессии — самоедство — тоже имеет положительные стороны, утверждает автор. Как обнаружил Форгас, люди в печальном настроении пишут более ясным и убедительным стилем, так как более критично относятся к работе.

Читайте также:  Рекомендации подростку если у него депрессия

Эндрюз провел эксперимент — дал 115 студентам тест на абстрактное мышление. До и после выполнения задания студентов проверили на уровень «депрессивного аффекта». Во-первых, оказалось, что у тех, кто до теста не испытывал депрессии, после выполнения заданий депрессивность выросла: следовательно, уже само столкновение со сложной задачей заставляет сосредоточиться и навевает печаль.

Итак, депрессивное расстройство — крайнее проявление обычного процесса мышления», — замечает автор. Во-вторых, подопытные в депрессивном настроении показали наилучшие результаты, по крайней мере, когда им удавалось отвлечься от переживаний. Очевидно, что в состоянии депрессивного аффекта голова работает лучше, — заключил Эндрюз.

Сложность в том, чтобы заставить людей смириться с горькой микстурой отчаяния. Даже если боль полезна, стремление избежать боли остается сильнейшим инстинктом, — подытоживает автор.

Понятие «депрессия» знакомо каждому. Депрессия – от латинского «давить», «подавлять», это психическое расстройство, которое сопровождается следующими симптомами:

  1. Деперсонализация – нарушение осознания своего «Я», клиенты говорят: «делаю не я», «я не чувствую своего тела», «я не ощущаю…»
  2. Астения – утрата способности чувствовать, переживать радость. Человек не может обозначить свое чувство, сказать его словами.
  3. Тревожность
  4. Нарушение мышления (вялость мыслей, негативные мысли, пессимизм)
  5. Двигательная заторможенность
  6. Потеря интереса к жизни
  7. Снижение самооценки

В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Почему я использую арт-терапию? Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого. Клиент сделал что-то СВОИМИ руками. Как известно, в состоянии депрессии людям сложно делать элементарные вещи, вплоть до вопросов личной гигиены (тяжело вставать с кровати, почистить зубы и т.д.). Результат любого творчества повышает самооценку. Арт-терапия позволяет показать клиенту, что он может. А может он многое: рисовать, творить, создавать, осознать причину своей депрессии, может изменить себя и свою жизнь.

Хочется поделиться одной хитростью в выборе материала при работе депрессией. Как известно, люди, страдающие депрессией, обычно выбирают бледные цвета, нажимают на ручку или карандаш слабо, рисунки получаются еле видимыми. Поэтому самым подходящим материалом, который целесообразно предложить клиенту, будет масляная пастель. Это очень яркие мелки, позволяющие легким нажимом изобразить сочные цвета. Рисунки получаются очень яркими, даже если человек и не хотел такого результата.

В своей работе я часто прибегаю к одной очень эффективной методике, которая великолепно подходит, как для работы с депрессией, так и в работе с психосоматикой. Многие слышали про термин «Внутренняя картина болезни» (ВКБ) – это отношение болеющего к своей болезни. Но мало кто заостряет внимание на Внутренней картине здоровья (ВКЗ) – отношение личности к здоровью. Длительно болеющие люди, к сожалению, не знают, что такое ВКЗ. Помочь увидеть себя здоровым, визуализировать и зафиксировать образ здоровья, испытать положительные эмоции, сопровождающие здоровье, осознать вторичные выгоды болезни, – в этом заключается задача психолога. И справиться с этой задачей помогает техника «Создание образа болезни и здоровья».

Описание техники. Психолог просит клиента на одном листе бумаги нарисовать свою болезнь и свое здоровье. Психолог здесь выступает не только в качестве наблюдателя и анализатора творчества, но и влияет на ход выполнения задания. На что следует обратить внимание? Во-первых, образы болезни и здоровья должны существенно отличаться. Если клиент нарисовал два совершенно одинаковых засохших дерева, нужно спросить, почему здоровье для клиента выглядит столь непривлекательно. Попросите клиента «внести яркость» в здоровье, оживить его. Во-вторых, внутренняя картина здоровья не должна содержать зимнюю символику: холодные цвета, тему смерти, небытия и т.д. Картина здоровья должна вызывать положительные эмоции. Психолог помогает клиенту видоизменить картину здоровья в приятный глазу образ. Стандартным является следующее цветовое решение клиента: ВКБ – исполнена в синем цвете, ВКЗ – в зеленом. Это можно объяснить символикой цветов, синий цвет соответствует болезни, а зеленый – здоровью.

В-третьих, если клиент изображает на листе бумаги образ болезни больше образа здоровья или образ болезни подавляет образ здоровья, необходимо видоизменить образ здоровья: расширить, пустить густые зеленые ветки здоровья, пронизывающие и ломающие болезнь.

Когда обе картинки будут готовы, и картинка здоровья будет существенно отличаться от образа болезни, попросите клиента погрузиться в образ здоровья, прочувствовать здоровье в своем теле, побыть в здоровье. Такое упражнение можно проделывать несколько раз.

Далее, когда клиент уже нацелен на выздоровление, потому что в этом состоянии ему уютно, комфортно, он испытывает положительные эмоции, можно переходить к анализу вторичных выгод болезни. Для этого клиенту предоставляется 15 минут времени, в течение которых ему следует написать все ассоциации, которые всплывают на тему его болезни. У каждого психолога выработаны свои тонкости определения «горячих мест» клиента, анализ ассоциаций всегда процесс индивидуальный, поэтому описывать подробно эту методику не считаю целесообразным.

Конечно, существует огромное количество техник, у каждого психолога есть свои любимые методы помощи людям. Мне хотелось поделиться с вами простой и действительно работающей методикой, которая мне полюбилась с первого знакомства и продолжает оставаться в моем арсенале знаний, как часто востребуемая в практике.