Паранойяльная шизофрения с сутяжным бредом

Среди различных видов психических расстройств паранойяльная шизофрения занимает далеко не последнее место по своей распространенности. Это сильный психоз с постепенно развивающимися симптомами бреда. В данном случае преобладает сенситивный или монотематический бред, а иногда такие состояния приводят к серьезным заболеваниям и расстройствам, когда у человека появляются идеи самоубийства. Здесь нередко можно встретить ситуации, когда пациенты одержимы идеями изобретательства, ревностью к женщине, которая якобы им принадлежит, а также ипохондрическим бредом. Естественно, паранойяльная шизофрения нуждается в немедленном лечении, в противном случае последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Для начала следует разобраться в том, что же такое паранойя, так будет намного легче понять, что собой представляет паранойяльная шизофрения.

Паранойя – психическое расстройство, происходящее в мышлении человека, которое обязательно проявляется в странности его поведения. Классическими примерами болезни могут стать случаи, когда пациенты во всем видят какую-либо опасность, начинают ревновать свою вторую половинку к любому прохожему на улице, подозревать окружающих в организации всемирных заговоров против них.

К причинам заболевания относят и преклонный возраст, и поражение сосудов мозга по причине травмы, болезнь Паркинсона и т.д. Признаки недуга проявляются в следующих моментах:

  • Возникновение чрезвычайно ценных идей, которые со временем приобретают характер бредовой симптоматики.
  • Подозрительность ко всем и всему.
  • Способность видеть во всех случайных событиях заговор и преднамеренные действия других людей.

Очень часто окружающие могут даже не замечать странности в поведении человека. Это относится к тем ситуациям, когда человек одержим какой-либо идеей, он логически объясняет ее, приводит доводы, которые могут показаться вполне логическими и правдоподобными. Только спустя некоторое время люди начинают замечать, что обычная идея превращается в главный признак паранойи, и теперь обращаются за помощью к психиатру или психотерапевту.

Данное заболевание является еще более опасным и требующим внимания со стороны врачей, чем просто паранойя. Паранойяльная шизофрения – это болезнь, характеризующаяся бредом и даже галлюцинациями, связанными с преследованием, заговорами, ревностью, манией величия, изобретательством.

Другими словами, у больного появляются определенные расстройства в отношениях с внешним миром, и такие расстройства приобретают параноидную форму.

Важно обратиться за квалифицированной медицинской помощью на первоначальном этапе, когда болезнь еще не успела перейти в самую позднюю стадию, и ее еще возможно вылечить.

Данная форма шизофрении отличается двумя основными вариантами течения, которые разнятся между собой по симптоматике:

  1. Бредовая форма. В этом случае главным симптомом является систематизированный бред, который основан на следующих сюжетах или темах: ревность, отношения с людьми, изобретательство, преследование. В некоторых случаях фабулы переплетаются, и человек видит во всем заговор против себя, связав все вышеупомянутые темы вместе. Бредовая форма проявляется, к примеру, так – человек беспричинно начинает обвинять жену в том, что она ему изменяет, ищет любовников в шкафу или под диваном в квартире, или ежедневно пытается найти людей, которые преследуют его.
  2. Галлюцинаторная форма. Чаще всего проявляется в том, что человек начинает слышать голоса, кто-то постоянно комментирует его действия, вследствие чего хочется ответить неизвестному лицу вслух, возникает чувство тревоги и страха. Кроме того, некоторые больные сталкиваются с обонятельными галлюцинациями, когда их преследуют ужасные запахи (гнили, крови или трупов).
Читайте также:  Шизофрения у мужа и сына

При наличии вышеупомянутых симптомов у вас или ваших близких людей следует немедленно обратиться за помощью к психиатру.

Как правило, бред систематизируется довольно быстро, однако его расширение происходит медленно. Фабулы пополняются новыми лицами и событиями, иногда прошлые сюжеты забываются и придумываются абсолютно новые. Для того чтобы распознать заболевание, нужно не просто определить бредовые расстройства, но и установить их сочетание с изменениями личности человека.

Дальнейшее течение болезни сложно спрогнозировать. В одном случае шизофрения утяжеляется появлением галлюцинаций, в другом, наоборот, наблюдается постепенный спад бредовой симптоматики.

Важно верно установить диагноз и начать своевременное лечение, иначе человек столкнется с развитием аутизма, будет отличаться странным поведением, манерностью и т.д.

Лечение паранойяльной шизофрении должно быть комплексным, состоящим как минимум из 3-х этапов:

  • Активная терапия, направленная на устранение основных проявлений болезни. Продолжается в течение 1-1,5 месяцев. Врач назначает физиопроцедуры, различные нейролептики, а также проводит сеансы психотерапии.
  • Стабилизирующая терапия. На данном этапе постепенно уменьшается количество принимаемых препаратов, задача терапии – закрепить достигнутые результаты.
  • Поддерживающая терапия. Важно не допустить обострения заболевания и возобновления приступов шизофрении. Необходимо продолжать посещение профессионального психотерапевта, однако лекарства на этом этапе, как правило, уже не применяются.

К качественным и действующим лекарственным средствам следует отнести Тизерцин, Трифтазин, Азалептин и др. В то же время нужно помнить о том, что использование любых нейролептиков должно быть согласовано с лечащим врачом.

Паранойяльная шизофрения – довольно неприятная болезнь, связанная с большими неудобствами и дискомфортом для самого больного и окружающих его людей, однако это вовсе не значит, что недуг следует оставлять без лечения. Правильные и своевременные рекомендации врача помогут если не избавиться полностью, то хотя бы существенно облегчить течение болезни.

— паранойяльная шизофрения с кверуляторным бредом;

— паранойяльная шизофрения с сутяжным бредом;

— паранойяльная шизофрения с бредом изобретательства;

— паранойяльная шизофрения с бредом реформаторства;

— паранойяльная шизофрения с любовным (эротическим) бредом;

— паранойяльная шизофрения с бредовой формой дисморфофобии.

— «бедная симптомами» шизофрения (F21.5);

— паранойяльная шизофрения с сенситивным бредом отношений (F22.03).

Термины, относящиеся к спектру взаимосвязанных и перекрывающих друг друга психопатологических расстройств. Понятие паранойяльный не совсем корректно применяется также к группе таких феноменов, как страстное, безудержное стремление к социальной цели у внешне нормальных в остальном индивидов. Хотя подобная страсть может быть продуктивной и исчезать с достижением результата, иногда ее сложно отличить от патологического фанатизма. На другом конце спектра находится паранойяльная шизофрения. Паранойяльный характер или паранойяльную личность отличают ригидность, настойчивость, неадаптивные паттерны восприятия, коммуникации и мышления. Распространены такие черты, как чрезмерная чувствительность к пренебрежению и оскорблению, подозрительность, недоверчивость, патологическая ревность и мстительность. Кроме того, лица с таким диагнозом кажутся отчужденными, холодными, без чувство юмора. Они могут очень хорошо работать в одиночку, но обычно испытывают проблемы с авторитетами и ревностно отстаивают свою независимость. Они хорошо чувствуют мотивы других и структуру группы. От паранойи и паранойяльной шизофрении паранойяльный характер отличается паттернами мышления и поведения, относительной сохранностью функции проверки реальности, а также отсутствием галлюцинаций и систематизированного бреда.

Читайте также:  Как помочь при приступе шизофрении

Паранойя — это психотический синдром, обычно возникающий в зрелом возрасте. Часто наблюдаются чувство ревности, сутяжничество, идеи преследования, изобретательства, отравления и т.д. Такие люди полагают, что случайные события имеют к ним какое-либо отношение (концепция центральности). Человек может страдать генерализированными бредовыми или ограниченными представлениями, — например о том, что кто-то хочет навредить ему или кто-то имеет связь с его женой. Такие идеи не поддаются коррекции посредством проверки реальности. Нарушения поведения могут затрагивать только одну область, например работу или семью. Паранойя нередко развивается но основе паранойяльного характера.

У больных паранойяльной шизофренией проявляются значительные расстройства в отношении к внешнему миру, основанные на нарушениях константности Самости и объектов, недостаточной организации психических репрезентантов (идентичности) и повреждении таких функций Я и Сверх-Я, кок мышление, суждение и проверка реальности. Все формы шизофрении включают в себя психотическую симптоматику. Продромальная фаза шизофрении характеризуется уходом в себя больного, после чего возникает острая фаза, сопровождающаяся бредом, галлюцинациями, нарушением мышления (разрыхлением ассоциативных связей) и дезорганизацией поведения. Вслед за острой фазой может наступить резидуальноя фаза, в которой симптомы ослабевают, однако сохраняются аффективная уплощенность и социальная дезадаптация. Как и при паранойе, лица с преморбидными шизоидными или паранойяльными расстройствами личности под влиянием интенсивного стресса и в результате декомпенсации регрессируют в острый психоз. Такое течение шизофрении соответствует представлениям Фрейда о фазах ухода и реституции при психозе.

Параноидная форма шизофрении характеризуется галлюцинациями и бредом преследования,величия, ревности, ипохондрическим бредом. Депрессия, диффузная раздражительность и иногда агрессивность могут сопровождаться бредом воздействия (уверенностью больного в том, что его мысли контролируются извне или что он сам способен управлять другими). Ригидность параноидного характера может маскировать его значительную дезорганизацию. Общее функционирование индивида при параноидной шизофрении нарушается меньше, чем в других формах; аффективная уплощенность является .не столь выроженной, и пациент иногда способен работать.

Хотя Фрейд иногда использовал понятия паранойи и параноидной шизофрении как взаимозаменяемые, тем не менее он различал эти формы на основе: 1) специфического психодинамического конфликта, связанного с вытесненными гомосексуальными желаниями; 2) тенденции Я к регрессии и активизации паранойяльных защит. Идея о регрессии Я связывает его представления об этиологии шизофрении с его представлениями об этиологии психозов в целом, тогда как акцент но конфликте при паранойе относится к его ‘единой’ теории, в которой утверждается, что паранойя, как и неврозы, является защитной реакцией (компромиссным образованием). В частности, и тут и там используются отрицание, реактивное образование и проекция. Кок было сформулировано в случае Шребера, конфликтное бессознательное желание (‘я люблю его’) отрицается («я не люблю его — я его ненавижу»), но возвращается в сознание в виде проекции («он ненавидит меня и преследует»). Фрейд также считал, что в характерологическом отношении такие больные нарциссически озабочены проблемами силы, власти и избегания чувство стыда, из-за чего они особенно склонны к конфликтам, связанным с соперничеством с авторитетами. Бредовые представления о собственном величии также связаны с этими проблемами. Фрейд выдвинул положение о массивной регрессии к ранним стадиям развития (точкам фиксации), связанной с реактивацией детских конфликтов. При паранойе фиксация происходит но нарциссической стадии психосексуольного развития и объектных отношений, то есть на более высоком уровне, чем у больных шизофренией, которые регрессируют к безобъектной или аутоэротической стадии. Шизофреническая регрессия, характеризующаяся тенденцией к отказу от объектов, сменяется фазой реституции, включающей в себя формирование бредовых идей; последние выражают собой патологический возврат к миру объектов. С разработкой структурной теории Фрейд стал делать больший акцент на факторах Я и Сверх-Я. Он считал, что отход Я от болезненно воспринимаемой внешней реальности, сопровождающийся экстернализацией отдельных аспектов Сверх-Я и Я-идеала, приводит к появлению у больного ощущений, что другие наблюдают за ним и критикуют. В патогенезе паранойи он также придавал большее значение агрессии.

Читайте также:  Может ли при шизофрении наступить ремиссия без лечения

Постфрейдианцы сфокусировались но влиянии агрессии на развитие в раннем детском возрасте, на интернализированные объектные отношения и формирование Я. Исследовалось качество эмоционального катексиса образов Самости и объектов и их искажение вследствие конфликта. Это привело к выявлению патогенного воздействия патологических интроектов. Новые данные о влиянии агрессии и чувства стыда в ответ на нарциссическую травму получены при изучении психопатологии нарциссизма. Концепция сепарации-индивидуации позволила объяснить развитие и влияние конфликтов половой идентичности, предрасполагающих к появлению чувства уязвимости и первичной женственности у мужчин (например, страха Шреберо превратиться в женщину), которые могут иметь доже большее значение, чем дериваты гомосексуального конфликта. Исследования в целом подтверждают, что гомосексуальный конфликт преобладает при параноидной шизофрении и что его часто можно одновременно обнаружить у нескольких членов семьи, страдающих параноидной шизофренией. Наконец, в результате исторического исследования было установлено, что отец Шребера проявлял садистские наклонности при воспитании детей. Это указывает на то, что бредовые представления Шребера содержали в себе зерно истины; в настоящее время считается, что подобное можно обнаружить в истории детства многих паранойяльных больных.