Помогает ли чтение для заикания

Лечение заикания

Начну с того, что причина заикания современной медицине до сих пор не известна. +++ © www.youryoga.org/copyright.htm — Все права защищены — любое копирование строго запрещается +++ Вы можете придти к врачу, он будет делать важный и «всезнающий» вид, — © Your Yoga — КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО © ТЙ — Твоя Йога — читать какие-то «умные» лекции, вкрапляя в них «непонятные» медицинские термины, много, и порой убедительно, говорить, что он знает о Вашей проблеме совершенно всё и он может вылечить любые заболевания. . Копирование данного материала незаконно . но я Вам скажу, что официального подтверждения этому не существует — а значит современная медицина, если и лечит этот недуг, . Веретенников Сергей — автор этого материала — копировать не разрешено . то только методом «случайного попадания», . Копирование данного материала незаконно . но ни как не системно, потому что, если не известна причина — то соответственно нет и не может быть никакого метода лечения. . Копирайт — © www.youryoga.org/copyright.htm .

Итак, в первую очередь, что такое заикание? . Защита авторского права — Copyright — сайт Твоя Йога . Это нарушение речи, которое выражается в том, что человек запинается с разной периодичностью на том или ином звуке слова, как правило на первых звуках. Должен особенно заметить, что женщины страдают этим недугом в три раза меньше, — Защита Авторских Прав — Эзотерический сайт Твоя Йога — www.youryoga.org © — Любое копирование ЗАПРЕЩЕНО автором — т.е. заикающихся мужчин больше в целых три раза. — Защита Авторских Прав — Эзотерический сайт Твоя Йога — www.youryoga.org © — Любое копирование ЗАПРЕЩЕНО автором — Чем я мог бы это объяснить? . Данный материал охраняется Авторским Правом — Копирование ЗАПРЕЩЕНО его Автором — © Веретенников Сергей . Конечно же тем, . Веретенников Сергей — автор этого материала — копировать не разрешено . что женщины как правило в меньшей степени утрачивают правостороннее мышление, чем мужчины. — Защита Авторских Прав — Эзотерический сайт Твоя Йога — www.youryoga.org © — Любое копирование ЗАПРЕЩЕНО автором — Т.е. они сохраняют способность мыслить правосторонне, как делают это все дети, независимо от пола в детстве. Поэтому резонно с моей стороны сказать Вам, чтобы Вы обратились к тренингу «Развитие правого полушария мозга». . Этот материал копировать нельзя — Все права принадлежат Автору — Copyright — Веретенников Сергей . Обязательно начните именно с него. — © Авторские права . КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО . www.youryoga.org/copyright.htm — © Веретенников Сергей — Копировать любую часть данной практики ЗАПРЕЩАЕТСЯ его Автором — Далее занимайтесь тренингом «Полная остановка внутреннего диалога» — обязательно добейтесь в нём хороших результатов (особенно в первой его части).

После этого (или параллельно с этим) начните занятия по методу «ТриСП» с фразой «Я говорю без запинки и не заикаюсь» или по методу «НЛСК» с нижеследующей самокодировкой: — © Your Yoga — КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО © ТЙ — Твоя Йога —

Далее практикуйте тренинг «Развитие потенциала мозга», который позволяет синхронизировать работу двух полушарий мозга, а также увеличить его потенциал и максимально отладить межнейронные связи и практику «Массаж мозга». === Все права принадлежат сайту Твоя Йога — © www.youryoga.org/copyright.htm — Копировать запрещено ===

Затем идёт практика «Космическая акупунктура. Энергетические точки» — обязательно делайте её полностью (или в крайнем случае воздействуйте только на точки 7 и 8, если нет времени на полноценную практику). === Все права принадлежат сайту Твоя Йога — © www.youryoga.org/copyright.htm — Копировать запрещено ===

Теперь перейдём к самим упражнениям данной практики, которые занимают примерно её треть по сравнению с тем, что я написал выше. — Копирование ЗАПРЕЩАЕТСЯ — Автор: © Твоя Йога — www.youryoga.org — КОПИРОВАНИЕ категорически ЗАПРЕЩЕНО — Данные упражнения желательно выполнять в том же порядке, как они мной записаны. . © Веретенников Сергей — копирование любой части этого текста ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

Как бы это упражнение не казалось простым — его нужно делать каждый день, и желательно несколько раз в день. — Твоя Йога — © www.youryoga.org/copyright.htm — копирование запрещено Автором — Суть его конечно же не заключается в полоскании горла как в таковом — важно только само действие, которое выглядит в точности, как полоскание горла.
Набираете в рот немного воды, — © Your Yoga — КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО © ТЙ — Твоя Йога — задерживаете дыхание, слегка запрокидываете голову назад и создаёте булькающие явления воды в горле на лёгком выдохе через рот. Делайте так как минимум 10-20 секунд. — Копирование ЗАПРЕЩАЕТСЯ — Автор: © Твоя Йога — www.youryoga.org — КОПИРОВАНИЕ категорически ЗАПРЕЩЕНО —

Вытягивание языка . Данный материал охраняется Авторским Правом — Копирование ЗАПРЕЩЕНО его Автором — © Веретенников Сергей .

Упражнение заключается в том, +++ Копировать материал НЕЛЬЗЯ — © www.youryoga.org/copyright.htm +++ чтобы максимально вытащить язык через открытый рот вперёд и удерживать его в состоянии растяжения. — © Копирование запрещено — www.youryoga.org — сайт Твоя Йога — Т.е. Вы высовываете язык (без помощи рук — язык высовывается самостоятельно) и тянетесь им дальше не прекращая. Разумееется дальше, чем это возможно, он не вытянится, . © Веретенников С. . но смысл заключается в поддержке тонуса языка в саморастяжении. Держите так язык в течение как минимум минуты по несколько подходов. . Копируя данный материал Вы нарушаете Закон РФ — Автор сайта — Веретенников Сергей .

Произнесение слогов . Этот материал копировать нельзя — Все права принадлежат Автору — Copyright — Веретенников Сергей .

Здесь наилучший вариант — это просто повторять алфавит санскрита. Скачайте звуковой файл по ссылке внизу, оденьте наушники, так как звук имеет бинауральные биения и повторяйте звуки (упрощённый вариант алфавита санскрита), написанные внизу, под фонограмму. — Копирование запрещено АВТОРОМ — © Веретенников Сергей —

Скачать звуковой файл против заикания

Вначале повторяйте алфавит про себя, т.е. Вы слышите звук фонограммы, но сами произносите звуки только про себя. Затем Вы произносите их вслух, синхронно с голосом фонограммы. . Данный материал охраняется Авторским Правом — Копирование ЗАПРЕЩЕНО его Автором — © Веретенников Сергей . Ничего страшного, если на каком-то звуке Вы запнётесь — просто пропускаете его и идёте дальше. — © Your Yoga — КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО © ТЙ — Твоя Йога —

Включите любую музыку с пением, . Копируя данный материал Вы нарушаете Закон РФ — Автор сайта — Веретенников Сергей . которая Вам нравится и пойте. . © Веретенников Сергей — копирование любой части этого текста ЗАПРЕЩАЕТСЯ . Пойте без всякого стеснения — открыто и с наслаждением. Пойте от души, словно Вы в диком поле или далеко в горах и Вас никто не слышит. Ничего не смущайтесь — не важно есть ли у Вас голос или его нет, красиво это звучит или нет — просто пойте. — © Копирование запрещено — www.youryoga.org — сайт Твоя Йога —

Вы увидите, что когда Вы так поёте — Вы совершенно не заикаетесь. . Данный материал охраняется Авторским Правом — Копирование ЗАПРЕЩЕНО его Автором — © Веретенников Сергей . Практикуйте такое пение.
Если Ваше заикание носит очень сильный характер, и Вы всё равно заикаетесь даже если поёте таким образом — то пойте песни без слов. . Авторское право сайта Твоя Йога — Запрет на копирование Автором — © Веретенников Сергей . Т.е. Вы не произносите сами слова песни, а просто либо заменяете их такими звуками, как например «Ла-ла-ла», «Ля-ля-ля», «Тарам-пам, пам» или просто создаёте характерные (мычащие) звуки горлом под музыку. И после этого переходите к обычному пению. — Копирование запрещено АВТОРОМ — © Веретенников Сергей —

Говорите резко шипящие-жужащие звуки протяжно. — © Your Yoga — КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО © ТЙ — Твоя Йога — Например, говорите резко звук «Ш» и затем тяните его «Ш-Ш-Ш-ш-ш-ш» как шипящая змея. Но первый звук «Ш» должен быть очень резким («ШШШ-Ш-Ш-Ш-ш-ш-ш»). — Копирование данного материала ЗАПРЕЩЕНО — www.youryoga.org/copyright.htm — © Твоя Йога —

Начинать данное чтение нужно с чтения алфавита, — © Авторские права . КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО . www.youryoga.org/copyright.htm — © Веретенников Сергей — Копировать любую часть данной практики ЗАПРЕЩАЕТСЯ его Автором — в том варианте, как он представлен внизу. — Копирование запрещено АВТОРОМ — © Веретенников Сергей — Принцип чтения прост — Вы не открываете рта, но горлом и языком стараетесь делать все необходимые движения, как при обычном произнесении букв, с единственной разницей — губы сомкнуты. . © Веретенников Сергей — копирование любой части этого текста ЗАПРЕЩАЕТСЯ . Звуки будут мычащими и даже не похожими на произносимые звуки — так и должно быть, в этом состоит суть практики — Вы просто «мычите» данные буквы. — © Авторские права . КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО . www.youryoga.org/copyright.htm — © Веретенников Сергей — Копировать любую часть данной практики ЗАПРЕЩАЕТСЯ его Автором —

А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И
Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У
Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ы
Э | Ю | Я

Далее берите любой текст и читайте по этому же самому принципу этот текст с закрытым ртом, как бы «мыча» его. — © Твоя Йога youryoga.org/copyright.htm — Не смущайтесь, что со стороны это может выглядеть как-то глупо и «диковато» — это хорошее упражнение и его нужно Вам практиковать. . Защита авторского права — Copyright — сайт Твоя Йога .

Произнесение с подтверждением — Защита Авторских Прав — Эзотерический сайт Твоя Йога — www.youryoga.org © — Любое копирование ЗАПРЕЩЕНО автором —

В данном случае Вы произносите слово и в это же самое время касаетесь предмета, — © Авторские права . КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО . www.youryoga.org/copyright.htm — © Веретенников Сергей — Копировать любую часть данной практики ЗАПРЕЩАЕТСЯ его Автором — который называете. — © www.youryoga.org/copyright.htm — Лучше всего начинаеть с частей своего тела — потому что Вы одновременно чувствуете рукой, — © Your Yoga — КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО © ТЙ — Твоя Йога — что прикоснулись и чувствуете частью тела, что к ней прикоснулись.

Итак, медленно произносите слово «у-х-о» и в это же время коснитесь своего уха, . Копируя данный материал Вы нарушаете Закон РФ — Автор сайта — Веретенников Сергей . допустим правого. — © Твоя Йога youryoga.org/copyright.htm — Затем снова произнесите его и коснитесь левого уха. . Материал копировать не разрешается — Автор сайта — Copyright — Веретенников Сергей . И так несколько раз. Затем произносите слово «н-о-с» и касайтесь носа правой рукой, затем левой и т.д. Касайтесь как можно больших частей тела: «л-о-б», «г-у-б-а», «ш-е-я» и т.д. — © Your Yoga — КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО © ТЙ — Твоя Йога —
Далее переходите к предметам по тому же самому принципу: . © Веретенников С. . говорите например «с-т-о-л» и касаетесь стола, . Копирайт — © www.youryoga.org/copyright.htm . говорите «с-т-у-л» и касаетесь стула и т.д. . © Веретенников Сергей — © www.youryoga.org/copyright.htm .

Произнесение с ударением — Твоя Йога — © www.youryoga.org/copyright.htm — копирование запрещено Автором —

Скачайте внизу файл, в котором я проставил в каждом слове ударения, что необходимо в данной практике.

Скачать текстовый файл с проставленным ударением

Этого текста Вам вполне хватит для практики, если прочитаете его весь до конца — то начинайте читать его снова сначала. . © Веретенников С. .

источник

Зовут меня — Сева родился в 1990 году в городе Ижевске. Хочу рассказать всем о той проблеме, с которой я столкнулся с самого раннего детства, а решение нашёл, спустя почти 19 лет с рождения.

Заикался я с самого первого момента как начал говорить. В первый раз заикание меня начало волновать ближе к школьному возрасту, когда я стал задумываться, а что же думают обо мне другие люди (Да если бы тогда уже кто — то мне смог полноценно помочь).

Не помню точно, но мама сказала, что уже в детском саду я ходил к логопеду тогда я даже и не думал, что такое заикание и почему я разговариваю не как все (Странно всех это волнует а меня нет – детское мышление =) легко и просто) . Потом различные гадалки, бабушки с веничками и какими то странными молитвами — проще говоря мы объездили всю Удмуртию по советам каких то друзей знакомых которые сами не знали сути проблемы, а так просто искренне хотели помочь.

Я взрослел: познавал окружающий мир, радовался жизни, играл, веселился, был счастлив, у меня не было проблем. Мама, папа, друзья все он были рядом и я чувствовал их тепло и заботу, но скор всё изменилось. Школа — тогда был самый сильный удар Я стал ощущать что, что то не то люди не охотно общаются со мной друзей стало меньше. Все ребята учили стихотворения и выходили рассказывать их перед классом — я тоже хотел делать это, желал, можно сказать изо всех сил, показать всем, что я могу, я умею говорить лучше всех я специально ради этого и учил стихотворение. Но ничего не получалось. И, да, скорость чтения которую обычно проверяют в младших классах — всех меньше — обидно и даже стыдно, тем более, когда говорят результаты на весь класс. Год сменялся годом, и жизнь наполнялась серым оттенком всеобщего разочарования.

Школьная жизнь продолжалась 5 класс смена обстановки новая школа новые друзья преподаватели всё было очень сложно. Даже стихотворения, я уже стал рассказывать, учительнице литературы, оставаясь после уроков, потому как времени выслушать меня на уроке не хватало, и учитель нашёл хороший выход. Эти экзамены — как я их ненавидел кто бы знал, когда сидишь перед преподавателем знаешь всё, но молчишь, молчишь как партизан на допросе, от того что сам боишься говорить. Что мне помогало совсем не поникнуть духом — ( честно говоря мысли о суициде меня тоже посвящали часто, но я отгонял их поскольку знал как я важен своим родителям и что лучший друг Федя с ним я могу говорить и они принимают меня таким каков я есть) спорт я начал заниматься лёгкой атлетикой – бегом. В 10 – 11 кроме бега увлекался волейболом и баскетболом и стал лучшим игроком ШБЛ. первой лиги. Счастье много положительных эмоций давал мне спорт. Первая любовь большие разочарования, выпускные экзамены, вступительные экзамены переход от школьной жизни и начало обучения в УдГУ на Педагогическом факультете физической культуры. Первый курс снова новые знакомства, экзамены и поскольку факультет педагогический первое собственное проведение пробного урока на группе в роли будущего педагога. Если в школе приходилось сдавать экзамены рассказывать стихотворения то тут – полный ужас надо было ещё командовать своими одногрупниками. Второй курс, да, картина не становиться ярче, а лишь покрывается чёрным слоем снова и снова. Начало практики в детском саду . Как я — заикаясь в детский сад управлять детьми, Я не смогу, что делать , как – как я это сделаю, это не возможно вот мысли которые окружали меня тогда. Заикаясь, но играя роль перед детьми как в театре — это было не так сильно заметно (вообще когда я говорил выразительно я почти не заикался). Наступили экзамены в летную сессию и там на одно из экзаменов ( на это повлияло много факторов проблемы в семье разногласия с друзьями, высокая эмоциональная напряжённость от переполоха сессии и др.) я вытянул экзаменационный билет подготовился а хотя я всегда готовлюсь и для меня это не проблема , а сидел я только в ожидании того когда же я пойду отвечать. В горле всё пересыхало мысли путались я смотрел на своих одногрупников и волновался ещё больше я знал что сейчас им придётся терпеть, но слушать меня. Я сел перед учителем, стал рассказывать (я знал, что это мой последний и самый сложный экзамен и от него зависит моя стипендия) запинка за запинкой я не мог выгнать из своёй головы так много мыслей которые посещали её с каждой новой секундой. Я ни когда не отступал даже когда на первом курсе участвуя на соревнованиях в беге на 800 метров на последних ста метрах порвал мышцу на бедре я всё равно добежал не выиграл соревнования но стал третьим ( не описание к дальнейшим действиям кому либо, а скорее предостережение «Иногда нужно отступить» (напряжение не преодолевать напряжением – одна из основных фраз от избавления от заикания) заикания =) потому как последствия были не столь хороши 3 месяца лечения и реабилитации). И вот я сижу перед учителем отвечаю. Постепенно я чувствую как сама грудная клетка моя больше не двигается я не могу сделать вдох, задыхаюсь, и при этом стараюсь ещё говорить ( Это можно сравнить с тем как выдавливать последние остатки крема из тюбика) Чего я про истине хотел в тот момент да просто чтобы это всё закончилось. Я ответил на все вопросы, получил 5 – отлично. Вышел из аудитории и понял что я хотел 5-ку стипендию, но я не был рад я даже не улыбнулся скорее что то разочаровывало меня и я не мог этого убрать стереть из своей памяти. Я пришёл домой зашёл сел на диван открыл зачётную книжку и в этот момент я понял, что мне хотеться умереть да именно умереть всё я выполнил все цели, пришёл к финишу, сдал экзамены на стипендию, закончил 2 курс. Летом 2008 года: Мне стало всё безразлично, я ходил с друзьями по ночным клубам, выпивал алкогольные напитки, развлекался, стал жить только сейчас, сегодняшним днём и мне было наплевать на всё вокруг, и на себя в том числе; я хотел счастья и получал в полной мере.

Читайте также:  Как лечить наследственный энурез у детей

Лето шло: одним летним июньским утром я встал после очередной гулянки посмотрел в зеркало и понял, что я стал именно тем кем никогда не хотел стать! Я понял, что это уже не я, но ещё могу бороться. Два дня не выходил из дома не отвечал на звонки новых друзей которые упорно звонили и писали смс об очередном ночном плане. Я тогда сказал себе раз и навсегда слово «нет» и решил, что только я творю свою судьбу и ни кто более.

Поиск средств решения проблемы:

Я сидел больше недели за компьютером (ну конечно не всё время я и другими делами занимался, но по часа 3 в день точно) заходил на различные сайты в интернете искал средства лечения от заикания.

Изучил много методов и целых методик. Пробовал сейчас актуально различные компьютерные программы для лечения и т.д. были какие то эффекты но скорее только малого улучшения а не прекращения заикания. Находил в интернете различные группы по лечению, но они стоили большие суммы я их, сразу же откидывал, да и заикающиеся люди на форумах в интернете писали, что толку от них нет никакого.

Хочу рассказать о самых известных методиках: НЕ скажу, что они сильно эффективны но есть приличные плюсы (хотя сам не пребывал) но читал о их методиках и понимаю, что народ толковый. (« Если вам не жалко денег и вам не хочется самим исправить себя свою речь + получить компьютерный голос как у робокопа =) добро пожаловать и за вас всё сделают за деньги ну правда если попадёте в 80 процентов как они говорят которые излечатся полностью и превратятся в терминатора 5» – шутка но правдивая ) На самом деле я вам не советую туда обращаться, а на их сайт ( http://dictor.ru/ ) стоит глянуть и книжку почитать « Заикание NET» много полезного найдёте для себя.

Есть в интернете такой Снежко Роман Алексеевич пишут на его личном сайте , что ну прямо очень, очень хороший мудрец, что то он там лечит всех от всех болезней туда сюда — излечит вас за 3 дня от заикания только надо записаться на личную встречу за 100 тысяч рублей. Ещё у него программа компьютерная есть! РАСПА называется 50 тысяч рублей стоит (сходите в магазин букварь купите за 50 рублей тот же эффект будет – написал один человек на форуме) и моё личное мнение тоже – всё это туфта и просто корыстный человек зарабатывает деньги на горе и несчастии других «ну как без этого в нашем мире». Но всё же зайди те на все эти сайты о ознакомьтесь о чём говорят эти люди. «У каждого есть своя истина и каждый приближает к ней — к каком то результату» Лично я ознакомился со всем, что нашёл и взял многое для себя собрал понемножку из разных источников и соединил в себе.

Добавлю от себя — таблеток для лечения заикания не существует они лишь на время скрывают его, и наносят вред всему организму ( Можно сравнить с алкоголем или курением или наркотиками)

Как исправлял свою речь: Я считаю, что есть два больших звена которые связываются в одно, это:

1. Внутренний мир заикающегося — мозг: мысли, чувства, помять, воображение, и многое другое (с чем не очень порой получается справляться)

2. Внешние факторы, а именно — тело человека: развитие дыхательных мышц – поскольку у заикающегося они плохо развиты; речевые мышцы – для правильной постановки языка при образовании звука и их сложения в слова, мышц глотки, шеи, важно развитие голосовых связок.

Сужу лично по себе – Я начал говорить лучше, выразительнее, красивее, чётче, научился играть голосом и оставаться собой, без этого от заикания не избавиться.

1. Я начинал всё с гимнастики дыхания «Система лечебного дыхания по А.Н. Стрельниковой»,

(Вообще, все дыхательные упражнения пойдут на пользу; Хорошо помогает плаванье в Бассейне, оно расслабляет и сразу же тренирует дыхательную систему – знаю потому, как сам хожу в бассейн каждый четверг) Я в основном выполнял два упражнения «Насос» и «Обними плечи» по минут 15 – 20 утром и вечером выходные ещё днём. Выполнял их где то 4 месяца ежедневно без перерывов иначе эффекта не будет.

Для себя я придумал такую игу — называться «Как можно больше» Я делал упражнения, по Стрельниковой; каждый день и вёл счёт, записывал в тетрадке — сколько дней подряд у меня получаться выполнять упражнение. Всего упражнения на дыхание делал около 4 полных месяцев почти каждый день и сейчас продолжаю делать, но реже. Рекорд игры у меня составил 40 дней, вот так! Товарищи заикающиеся — кто сможет побить мой рекорд! =)

Затем, так получилось, что я заболел — перетренировался на тренировках (Занимаюсь лёгкой атлетикой, бегом, иногда так бывает) подскочило давление. Пришёл в Спортивный Диспансер, там меня осмотрели выписали лекарство для понижения давления. Один знакомый врач, имя её Людмила Валентиновна, это врач, который делает осмотр она знала мою проблему заикания и посоветовала мне своего знакомого логопеда (в дальнейшем я узнал, что у её дочери были тоже проблемы с речью, но она вылечилась уже в детстве, в школьном возрасте). Я сначала отказывался от помощи, потому как видел, что результаты от дыхательной гимнастики были на лицо (срок тогда уже был 3 месяца с начала выполнения лечебной гимнастики по Стрельниковой ). Я уже чувствовал, что заикается, стал меньше и хотел всего добиться сам (просто я очень упёртый если делаю то до конца, и в детстве я уже ходил к логопеду, а результата не было), как она меня тогда уговорила? Сам не знаю! =). Сейчас я очень благодарен этой женщине, потому как без неё я бы возможно не смог избавиться от заикания. Я пришёл на консультацию к логопеду, занятия были у неё на дому. Мы выполнили различные упражнения, в конце занятия логопед сказала – «Ну у него не такая тяжёлая форма заикания» В тот момент я подумал про себя – «да слышала бы она меня 3 – 4 месяца назад удивилась бы, когда я ни одного слова без запинки, на экзамене сказать не мог».

2. Я ходил к логопеду 2 раза в неделю, в понедельник и пятницу. Совместно с этим, по указанию логопеда, мне делали массаж на спину и воротниковую зону, (курс массажа был 10 раз) совместно с этим дома мама делала точечный массаж от заикания, есть такой, почитайте литературу найдите сами ( Азиатский, китайский народ очень преуспели в медицине из одного источника слышал, что в этом направлении они ушли на 100 лет вперёд в отличии от всего остального мира, они изобрели йогу, иглоукалывание и многое другое; использование методик йоги очень помогает при преодолении психологического барьера между заиканием и нормальной речью).

3. Упражнения которые я выполнял с логопедом были направлены на развитие мышц: шеи, языка, лицевых мышц, также развивали голосовые связки — риторикой и специальными обучающими книгами (Заикающийся должен выработать привычку говорить правильно, ещё лучше чётче, красивее, чем остальные люди) Вот некоторый минимум для речевых мышц :

Упражнения для языка и губ

Статические упражнения для языка

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«ХОБОТОК». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

«БУБЛИК», «РУПОР». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

«ЗАБОРЧИК» — «БУБЛИК»; «УЛЫБКА» — «ХОБОТОК» — чередование положений губ.

«КРОЛИК». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

С логопедом очень часто пересказывали тексты (Я читал текст стараясь говорить красиво с выражением, делая ударения в каждом слове, отрабатывал интонационные манеры, играл своей речью, а потом также красиво пытался пересказать его). Для таких самостоятельных занятий без логопеда хочу посоветовать книгу «Коррекция заикания в играх и тренингах» И.А Поварова, Но обязательно попросите: друга, маму, папу – пересказывайте рассказы им и упражнения тоже выполняйте, чтобы они слушали вас (психология общения, потому как Я, оставаясь наедине с собой, разговаривая сам с собой, ни когда не заикался или очень редко). На счёт книги — она написана очень умело и грамотно.

С логопедом выполняли дыхательные упражнения, такие как, например: Сдувание свечек на звуки (проговаривая звук, делается выдох) сдувание свечей на расстоянии метра от них, в начале не получалось не то и не другое. Мне попался, очень — отличный логопед и я душевно благодарен ей за то, что она помогла мне решить мою проблему =).

Что я понял на пути решения:

1. Что без крепкой основы: дыхания и развития речевых мышц ничего бы не получилось. Как это понял – у меня плохо работал, язык я не мог выполнять элементарные задания как «Иголочка», «Трубочка», «Чашечка» многие. Сам ещё в добавок брал зеркало садил перед собой сестру, у неё прекрасная речь, смотрел как говорит она, как располагает губы язык когда произносит звуки и слова, а потом смотря в зеркало пытался повторить так же – зачем? Почему? Чтобы выработать привычку (навык) Объясню позже.

2. Психология: Вывел для себя пару правил: Я могу позволить себе паузу в предложении даже в словосочетании; при начале разговора не делать вдох, как пишут во многих книгах, а сделать выдох и диафрагма сама наберёт воздух; стал избегать монотонного голоса, потому как собеседнику становится скучно, и сам начинаешь заикаться; Стал обдумывать свои высказывания – я уже точно знал, что скажу в следующий момент. Правил я придумал много сейчас уже все не вспомню. =)

Теперь расскажу, почему психология и мозговая деятельность, наше тело и его физиология, так сильно виляют на заикание.

1.Попробуйте поднять перед собой руку и приказать ей двигаться верх и вниз одновременно ХА не получиться. Попробуйте полноценно сконцентрироваться на двух вещах, объектах (мыслях) одновременно, например: о мониторе который стоит на столе и компьютерной мышке ХА опять не получилось и у любого человека не получиться, только на одном предмете вы можете полноценно сконцентрировать внимание, только одно действие выполнить телом – языком, а как если язык не умеет этого ? – как же он должен выполнить это. Люди не могут чётко произносить букву Р да они просто не умеют этого делать.

Зачем? Почему? я сидел и копировал движения губ и языка сестры? Ответ:

Разучивание любой новой деятельности проходит так вначале образуется умение затем навык. Умение — Способность выполнять какую либо деятельность делать, основываясь на знании об этой деятельности, опытности.

Читайте также:  Как помочь ребенку при энурезе

Навык – умение доведённое до автоматизма.

2. Попробуйте сжать кулак со всей силы – особо стойкие продержат минуты 2. Вот вам и физиология попробуйте так же напрячь мышцы шеи, языка, голосовых связок. Каждый знает бетонная плита тяжелая её не поднять ХА, а заикающийся не знает, он напрягает свои мышцы из всех сил старается выговорить слова — Это не правильно – чтобы мышцы работали хорошо и долго фаза напряжения должна сменяться фазой расслабления, а не постоянное напряжение за напряжением.

Вывод: В мозговую память человека заикание может передаваться по ДНК, по наследству, как и склонность к чему либо, а может появиться и в случае травм мозга: например при рождении, это говорит о том, что из памяти стёрты файлы под названием «Красивая речь». Я понял очень многое чего раньше не понимал, сейчас я говорю прекрасно, и в тоже время могу заставить себя заикаться, потому что у меня образовалась 2 привычки и пользоваться я могу любой =) Но конечно предпочитаю не заикаться =). Пословица: «Не понять волка — не оказавшись в его шкуре» =) Только не подумайте, что моя сестра волк =).

источник

При любом типе заикания, даже в самых сложных случаях, существуют определенные условия, при которых заикающийся может произнести хотя бы несколько слов без единой запинки.

Практически все существующие методы лечения заикания, которые в той или иной степени используют логопедическую или речевую практику, включают в себя определенные приемы. Эти приемы позволяют на время снизить заикание, и чаще всего используются для демонстрации «чудодейственности» известных методов лечения заикания. Эти приемы мы можем наблюдать на видеозаписях у известных специалистов (в тех редких случаях, когда видео не являются фальсифицированными).

Такие приемы включают в себя один единственный принцип: временное переключение на латеральный путь связи между речевыми центрами, что и приводит к снижению речевых судорог. Просто каждый так называемый специалист видоизменяет этот принцип и выдает за свою собственную разработку. В большинстве случаев такие методы годятся только для демонстрации (!) возможности снижения выраженности заикания:

  • Сознательное использование открытых слогов и исключение слов, где согласные звуки идут подряд. Так как известно, что заикающимся гораздо сложнее даются согласные звуки, особенно если они идут подряд. Контроль включает латеральный речевой путь, а гласные звуки сами по себе иначе задействуют речевые мышцы, чем согласные. Примечательно, что порой происходит как раз наоборот и человек больше заикается именно на гласных звуках.
  • Синхронизация речи с внешним раздражителем (метроном, чтение в унисон или пение, движения пальцев и прочее). Это напрямую включает латеральный путь связи между речевыми центрами, который обладает свойством обратной связи. Все это мы подробно рассмотрели в статье о нейрофизиологии заикания.
  • По аналогичному принципу работает сознательное снижение темпа речи.
  • Плюс к этому — использование глубокого дыхания брюшного типа. Подробнее об этом читайте в разделе про дыхательные упражнения.

Одной из первых эти приемы начала использовать Ю. Б. Некрасова, которая ездила по разным городам тогда еще СССР и устраивала настоящие представления, где люди с тяжелой степенью заикания могли более-менее сносно говорить, используя эти правила. И все считали это чудом, буквально из разряда «встань и иди!», такие представления сопровождались морем слез, воодушевления и надежды на полное избавление от заикания, которой ранее не было вовсе. В итоге через определенное время все без исключения снова начинали заикаться. Но теперь они хотя бы верили, что это вообще возможно.

И действительно, Некрасовой можно сказать спасибо за хотя бы сформулированные и проверенные на практике приемы, которые хоть на время, но могли облегчить заикание. Вот только такие приемы может использовать каждый самостоятельно, и это едва можно назвать лечением заикания. Самое главное, что сделала Некрасова – обратила на проблему заикания внимание и одной из первых превратила это в бизнес. А дальше началось самое интересное.

Эти довольно простые приемы, которые мы описали выше, стали перенимать многие ее последователи, продолжая творить «чудеса» и на время облегчая заикание. Вот только если сама Некрасова делала это более-менее сносно, у всех ее последователей результаты были гораздо скромнее. Но при отсутствии хоть какой-то конкуренции (которую могли составить только народные методы и прочие шарлатаны и неэффективные методы), последователи этих методов пользовались определенной популярностью. А некоторые пользуются до сих пор. В том числе Скобликова, которая заявляет, что владеет «теми самыми» приемами Некрасовой, хотя это не совсем так. Уже дальше появились откровенные мошенники вроде Снежко и прочие, которые используют те же приемы, только максимально извратив их на свой лад – что во всех случаях еще больше снижает их эффективность.

И не смотря на то, что данные приемы годятся только для временной демонстрации улучшения речи, они в виде комплексного метода необходимы для лечения заикания. Точнее будет сказать – в том числе и эти приемы нужны для успешного лечения, наряду с другими методами.

Самым важным является то, насколько интенсивно и правильно используются эти приемы. Поскольку прочитать пару предложений по слогам или под ритм метронома, напрягая при этом живот, может практически каждый, но действительно вылечить таким образом заикание на самом деле довольно сложно.

Например, если у вас получается относительно спокойно читать по слогам и не сильно при этом заикаться, вам потребуется долгое время для закрепления результата. Здесь важно рассматривать чтение как механизм обратной связи. Рассмотрим этот механизм на простом примере.

В исследовании, проведенном группой ученых под руководством Сары Прессман, на испытуемых изучалось влияние двигательных реакций на мозговые центры, которые данные реакции вызывают, а так же на ассоциативно связанные с ними другие мозговые центры. В результате выяснилось, что, например, чисто механическая улыбка, натянутая в состоянии стресса без видимых на то причин (в исследовании для этих целей испытуемые зажимали между зубов карандаш), в конце концов вызывала нейтрализацию физиологических проявлений стресса, в том числе замедляла частоту и силу сердечных сокращений, частоту дыхания и в конечном счете снижала выброс гормонов стресса, например, кортизола. То есть удалось доказать, что простая улыбка заметно снижает проявления стресса и повышает настроение. Мы улыбаемся когда нам хорошо – но если мы находимся в состоянии стресса, банальная работа мимических мышц, формирующих улыбку, по принципу обратной связи успокаивает нервную систему.

А значит читать нужно много. Необходима постоянная и долгая практика. Практика и еще раз практика, вне зависимости от того, заикаетесь ли вы наедине или нет.

Но и это еще не все. Сложность заключается в том, что заикание у каждого исключительно индивидуальное, поэтому каждому требуется свой определенный набор правил. И в настоящее время не существует практически ни одной методики, за редким исключением, которая представляла бы универсальный набор действительно полезных правил чтения.

А все потому, что представленных приемов демонстрации временного улучшения речи недостаточно для избавления от заикания. Необходим комплексный подход, и именно поэтому неудивительно, что многие после нескольких лет чтения не замечают значительных улучшений. Не смотря на это, любая дополнительная самостоятельная речевая нагрузка в виде чтения при заикании просто необходима, без нее вообще не может идти и речи о его лечении. Завершая эту статью, стоит привести вполне закономерную статистику – абсолютно все без исключения наши подписчики, которые избавились от заикания, использовали чтение в больших нагрузках.

1) У меня есть мысль насчет заикания. Помню, когда начинал заниматься спортом, во время тренировки в качалке, когда устал, мышцы начинают трястить. Простой пример, стоишь в упоре для отжимания, отжимаешься последние разы, уже сил нет, и руки начинают немного трястись. Переутомление и усталость вызывают т.е. судорожность мышц.
Скорее всего то же самое происходит с мышцами речи, они у нас не развиты, их надо развивать чтением, упражнениями и т.д. Это обьясняет, что когда почитаешь пару часов вслух, то говорить немного легче. То есть главный вывод, надо относиться к заиканию как к необходимости тренировать свою речь, чтобы повысить запас выносливости и силы речевых мышц.

2) Читайте вслух! Приходите домой, берете любую книгу и читаете. Желательно читать громко, пусть соседи слушают))) упражняйтесь в выразительности, четкости,громкости. Я видел что многие пишут, что «чтение не помогает когда заикание только с людьми», может так,и есть, а может нет, но я верю что это помогает, делаю что могу) Удачи

3) . у меня аналогично было, в школе вообще не читал, саботировал и игнорировал как мог. В студенческие годы начал читать в слух, было ой как тяжко. помню на первом курсе когда выступал перед аудиторией пару предложений с трудом прочел, ужасно на душе было. Тогда я начал комбинировать: чтение и рассказ, пару предложений прочел, далее своими словами рассказал, снова прочел и рассказал. И так тренировался, читать и говорил перед аудиторией. Со временем было проще, и читать, и говорить. А заикание, это психологическая проблема, изменяй свое отношение к себе, к заиканию, к окружающим, и со временем у тебя все получится!

4) В группе поднимался такой вопрос «помогают ли скороговорки?». Скороговорки я не читала. Читала стихи. Я не специалист конечно, но мне кажется, что в стихах есть то, чего не хватает заикающемуся человеку — связность, плавность и постоянный ритм.
Я ещё в школе , перед тем как отвечать у доски стихотворение, проделывала следующее: расставляла ударения в словах стиха, становилась перед зеркалом и четко артикулируя, то есть проговаривая каждый слог и делая ударения проговаривала его. С каждым разом прочтения задавался какой-то общий ритм стихотворения и я выстукивала его рукой по ноге одновременно с чтением. Много времени занимало это все, по 8 часов у зеркала проводила. Но это того стоило. Отвечала у доски на почти автомате, а тогда для меня это было подвигом. Пришла я к этому после того как моя учительница меня раскритиковала и сказала «ну не можешь устно, пиши письменно». Не воспринимаю слов «не можешь», мне больше нравится «мало стараешься, чтобы получилось». Поэтому решила себе показать и недоброй тете , что я все могу.)
Так же можно и не стихотворный текст положить на ритм и подготовиться к ответу. Да возможно, что поначалу это будет слышаться как компьютерная речь, но затем у вас на автомате начнет в голове пробиваться ритм и речь начнет становиться более связной и четкой.
И вообще по поводу проблем с ответами в школе/университете. Я закончила школу с золотой медалью, заучкой никогда не была. Немножко хитрости и всего лишь. В начале четверти прорепетировала так пару ответов/тем. Руку подняла. Ответила. Получила хорошие оценки. Все. Ты умница-разумница- тебя больше не трогают до конца четверти)

При составлении статьи использована информация:

  • The Influence of Manipulated Facial Expression on the Stress Response — Tara L. Kraft, Sarah D. Pressman.

источник

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Исследование посвящено изучению процесса чтения вслух взрослыми заикающимися. Результаты наших предыдущих исследований показали наличие у заикающихся специфических особенностей протекания процесса внутреннеречевого программирования при порождении высказывания. В данной статье анализируется противоположный процесс — восприятие речевого сообщения. Задачи исследования заключались в рассмотрении адекватности воспроизведения слов читаемого вслух текста, характеристики пауз и специфики интонационного оформления текста. Выявлены специфические ошибки при воспроизведении текста, нарушение смыслового членения и интонационного оформления. Выявленные особенности восприятия текста интерпретируются как нарушение деятельности внутреннеречевого звена речевого процесса. Полученные данные предлагается учесть в коррекционной работе при формировании плавной речи заикающихся.

Чтение, как познавательно-информационный процесс принято рассматривать с позиций единства внутренней и внешней сторон. При этом внутренней стороной является акт понимания текста, т.е. его смысловое восприятие, а внешней — его техническая исполнительная сторона [9].

Чтение взрослого человека, как правило, является достаточно сформированным навыком. При наличии данного навыка человек в процессе чтения воспринимает не буквенный состав слова, а в целом слово или группу слов. При этом узнавание слова осуществляется по наиболее характерным буквам или их элементам. Особую роль в процессе чтения у взрослых играет смысловая догадка, которая обеспечивается пониманием смысла ранее прочитанной части текста. Как правило, при чтении текста вслух у взрослого человека процессы осмысления доминируют над процессами зрительного восприятия текста, при этом смысловая догадка контролируется хорошо развитым целостным восприятием. В связи с этим ошибки при чтении возникают редко. В том случае, когда смысловая догадка недостаточно контролируется зрительным восприятием читаемого текста может наблюдаться “субъективное привнесение смысла в процессе чтения” [11]. Это может выражаться в заменах, пропусках и перестановках букв в слове. Таким образом, техническая, или внешняя сторона процесса чтения тесно связана с его внутренней стороной — смысловым восприятием.

Под правильным техническим исполнением принято понимать адекватное воспроизведение текста в процессе чтения. Причем такое воспроизведение должно быть не пословным, а посинтагменным. Это обеспечивается синтезом слов в единую структуру, объединенную смыслом и интонацией. В психолингвистической литературе интонационное членение текста тесно связано с понятием синтагмы. Синтагма рассматривается как ритмико-смысловое единство, т.е. минимальный внутренне законченный интонационно нечленимый отрезок речи. Для интонационного оформления синтагмы характерна интонация незавершенности. Интонационное членение на уровне предложения характеризуется интонацией завершенности, что организует фразу как структурную единицу текста. В процессе актуального членения текста интонация незавершенности и завершенности, как правило, сопровождается паузой, что делает членение однозначным [12].

Процесс понимания читаемого определяется качеством восприятия текста. Анализ психолингвистической литературы показывает, что неточное или искаженное восприятие текста приводит к нарушению процесса понимания речевого сообщения. Это положение подтверждается исследованиями, проводимыми на контингенте лиц, страдающих разными формами речевой патологии — дислексией, афазией, задержкой психического развития, а также лиц с нарушениями слуха, зрения и интеллекта [6, 7, 10, 11, 13 и др.]

Заикание является тяжелым речевым расстройством, зачастую принимающим хроническое течение. Как известно, коррекция заикания до настоящего времени представляет собой сложный и многоплановый процесс, который не всегда имеет высокую степень эффективности. Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие, свидетельствуют о том, что у заикающихся имеются специфические особенности протекания процесса внутреннеречевого программирования высказывания. Такие данные получены на материале изучения только контекстной речи заикающихся разных возрастных групп [1, 3, 5]. В связи с этим представляет интерес рассмотрение специфики выполнения заикающимися других видов речевой деятельности, в частности чтения текста вслух. Такой анализ интересен не столько с точки зрения качества моторной реализации (наличие или отсутствие судорожной активности мышц речевого аппарата), а сколько с точки зрения психолингвистических характеристик данного вида речевой деятельности. Поскольку для взрослого человека, в отличие от детей, техническая сторона процесса чтения обычно не представляет затруднений, мы для своего исследования остановились на контингенте взрослых, страдающих заиканием.

Читайте также:  Как слушать свою речь при заикании

Цель данного исследования состояла в изучении успешности выполнения технической стороны процесса чтения взрослыми заикающимися. Соответственно задачи данного исследования заключались в рассмотрении.

а) адекватности воспроизведения слов читаемого текста,
б) характеристик пауз, возникающих в процессе чтения,
в) специфики интонационного оформления текста в процессе чтения.

Методика исследования

Испытуемым предлагался для прочтения вслух связный текст объемом 187 слов. Выполнение задания фиксировалось на магнитной ленте.

Магнитофонная запись чтения испытуемыми текста сравнивалась с образцом. Анализировались следующие параметры: наличие и характер ошибок, возникающих в процессе чтения текста испытуемыми; особенности интонационного оформления читаемого текста, т.е. наличие интонации завершенности и незавершенности в соответствии с посинтагменным и пофразовым членением текста.

Образцы чтения испытуемых также обрабатывались по специальной программе на ЭВМ, в результате которой были получены временные интервалы звучащей речи и пауз*, что в сопоставлении с речевыми образцами дало точную картину локализации и длительности пауз, возникающих при чтении текста. Анализировались следующие параметры: частота появления пауз, их длительность и локализация в структуре читаемого текста. Проявление судорожной активности мышц речевого аппарата в процессе чтения фиксировалось визуально и аудитивно.

Исследование проводилось на контингенте взрослых (возраст от 18 до 50 лет), страдающих заиканием, принявшим затяжной, хронический характер (60 человек). Все заикающиеся имели сохранный интеллект, среднее, средне-специальное или высшее образование, для всех родным языком являлся русский.

Контрольную группу составляли 20 человек в возрасте от 18 до 50 лет с нормальной речью.

Результаты исследования

Характеристика ошибок, возникающих в процессе чтения

У испытуемых контрольной группы наблюдались единичные ошибки прочтения текста. Эти ошибки были крайне редкими и не имели характера закономерности. Важно отметить, что все случаи неточного прочтения слов были сразу же замечены испытуемыми и исправлены в соответствии с текстом.

У заикающихся при чтении текста наблюдались многочисленные ошибки. Эти ошибки можно было условно разделить на несколько групп.

1. Изменение грамматической формы слова

. берега которой густо заросли кустарником — / . заростали кустарником. / . заросли кустарниками. /;

Валера и Лариса. окликнули пастушка — / . окликнула пастушка. / . окликнули пастуха. / ;

. солнечный луч заглянет — . заглядывает. / . заглядывают. /. заглянут. / ; . в эту дремучую чащу. — в этот дремучую чащу / ;

Стволы теплые, как тело живое, чуть покачиваются, будто дышат — / Стволы теплые как тело живого. / . чуть покачивающиеся. / . чуть закачиваются. / . будто дишит. / ; Ночь наступила — / Ночь наступала./;

Листья лопочут зелеными язычками — / Листья лопочут зеленым язычком . зеленым языком/; . засеребрилась трава — / засеребрились трава/

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья — / Входить в лес и глядишь ладонью деревья/; . будто старых друзей хлопаешь по спине — / будто старые друзей хлопаешь по спине. . будто старых друзей хлопать по спине / ; . лягушки зарылись в мох — / лягушка закрылась в мох / ; . наступила зима — / наступала зима / ; . ежи прикрылись — / ежи перекрылись / ; . закачались деревья — / закачивались деревья /.

2. Ошибки персевераторного характера

. луч заглянет в эту дремучую чащу — л у ч заглян у т в эту дремучую чащу; . к плечу друга — к плеч у друг у. ; Ствол в пупырышках — С твол с пупырышками. ; К стволу прислонишься — К стволу при к лонишься. ; . со своими птенцами — со со воими птенцами.

3. Изменение семантики слова на основе оптического сходства

К стволу прислонишься. — / К стволу прислушиваешься/ ; . как к плечу друга — /как к плачу друга/. Ствол в пупырышках — это осина — / Ствол в пустырниках — это осина / Ствол в пупырниках. . / Ствол в пупырышниках. / . Только птицы перекликались со своими птенцами — /Только птицы перекидывались со своими птенцами / . Пора ворошить сухое сено — / Пора воротить сухое сено / ; . слышен щебет птенчиков — /. Слышен шопот птенчиков / . Вершины гудят, то грозно, то ласково — / Вершины глядят то грозно, то лаково. / Вершины гуляют. / Вершины гладят. / ; . будто старых друзей хлопаешь по спине — / Будто старых дузей хлопочешь по спине/ ; . в ведрах у них ворочались раки — / в деревьях у них ворочались раки /.

4. Изменение на псевдослово на основе оптического сходства

изборозденная — избодренная, . окликнули — окуликнули, . только — волько, . гуще — гуже.

5. Изменение ударения

— перенос ударения на первый слог слова:
з а росли, пл ы ла, б о дрит, л о почут, с у чкам, п а хучий, ств о лы.
-перенос ударения на слог предыдущий ударному:
перекл и кались, паст у шка.

. плечо гладкое, скользкое — плечо гладкое и скользкое. Вершины гудят — А вершины гудят. . к плечу друга — к плечу друг друга. Утром я с собакой . — Утром я со своей собакой.

Утром я с собакой . — Утром с собакой. ; Шум надвигался с угрожающей быстротой. — Шум с угрожающей быстротой.

Сделанные ошибки испытуемыми не корректировались, что приводило к значительным искажениям продуцируемого ими текста.

У лиц контрольной группы в процессе чтения текста регистрировались паузы длительностью от 0,1 с до 0,2 с. Паузы длительностью от 0,1 до 0,2 с (20,8 %) локализовались внутри слов и являлись результатом произношения смычных согласных звуков. Составляя неотъемлемую часть речевого потока, они не воспринимались аудитором “на слух” и лингвистической нагрузки на себе не несли. Все паузы от 0,2 до 1,2 сек возникали на границах синтаксических единиц (синтагм и предложений), т.е. были лингвистически обусловленными. Наиболее характерными для процесса чтения были паузы длительностью от 0,2 до 0,6 сек (54,9 %) . Они в основном локализовались между синтагмами, т.е. были более характерны для межсинтагматического членения текста.

Пример: ”Стволы теплые, . (0,46 сек.) . как тело живое, . (0,58 сек) . чуть покачиваются . (0,23 сек) . будто дышат. . (0,8 с) . Вершины гудят то грозно, то ласково. . (0,69 сек) . Листья лопочут зелеными язычками. . (0,65 сек) . К стволу прислонишься . (0,28 с) . как к плечу друга. . (0,9 с) . Плечо гладкое, скользкое — . (0,43 с) . это молодая береза. . (0,73) . Ствол в пупырышках-. (0,48 с) . это осина . ”

Паузы свыше 0,6 с, в основном, маркировали границы предложений. Паузы от 1,0 до 1,3 сек возникали редко (5,3 %) и только на границе между предложениями, что синтаксически соответствовало точке .

Пример: ”Стволы теплые, . (0,5 сек.) . как тело живое, . (0,5 сек) . чуть покачиваются . ( 0,5 сек) . будто дышат. . (1,07 сек) . Вершины гудят то грозно, . (0,2 сек) . то ласково. . (0,89 сек) . Листья лопочут зелеными язычками. . (1,2 сек) . К стволу прислонишься.

Таким образом, в процессе чтения у лиц без речевой патологии все паузы длительностью от 0,2 сек являлись синтагматически обусловленными. Их длительность определялась типом смысловых отношений между соединяемыми частями предложения , а сами паузы несли на себе лингвистическую нагрузку, поскольку членили текст в соответствии со смыслом.

У заикающихся процесс паузирования имел существенные отличия от нормы. Наиболее характерными для процесса чтения были или короткие паузы — от 0,1 до 0,3 с, или длительные — от 1 с и выше. (Самая длительная пауза достигала 15,58 с). Анализ текста показал, что длительность возникающих пауз зависела не от смыслового членения текста, а от типа речевых судорог, характерных для каждого заикающегося. Так, при преимущественно клоническом типе судорог наиболее характерными были паузы то 0,1 до 0,3 с (57,8 %), а при преимущественно тоническом типе судорог — от 1,0 с и выше (43 %). Паузы других длительностей возникали значительно реже, чем в норме.

У заикающихся не наблюдалось связи между локализацией пауз и синтагматическим строением текста. Локализация пауз носила интер-, и интравербальный характер. Причем паузы находящиеся внутри слов по длительности могли не отличаться от пауз находящихся на стыке синтагм, что также свидетельствовало о связи возникающих пауз с судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В ряде случаев границы синтагм и предложений у заикающихся могли вообще не маркироваться паузой.

Пример: “Редкий . (0,58 с) . ссс. (0,27 с) . солнечный луч з . (0,45 с) . гля . (1,12 с) . глянет . (0,37 с) . в эту дремучую. (0,54 с) . чащу. Вх. (0,35 с) . входишь в лес. (0,91 с) . и гле. (0,31 с ) . г. (0,38 с). гла. (0,71 с) . ди. (0,43 с) . дишь. (0,7 с) . ла. (0,35 с) . донью деревья. (1,78 с) . будто. (0,23 с) . старых . (0,82 с) . друзей. (0,32 с) . х-х-хлоп. (0,19 с). п. (0,11 с) . п. (0,11 с) . паешь по спине. С. (1,13 с) . с. (0,2 с) . тволы. (1,07 с) . теплые. (1,55 с) . как . (0,86 с) . тело живое. (0,41 с) . чуть. (0,19 с ) . по. (0,16 с) . к. (0,11 с) . ка. (0,3 с) . качиваются будто дышат. А ввв. (0,45 с) . вершины. (0,98 с) . гу. (0,57 с) . дят. (0,75 с) . то. (0,25 с) . г. (0,18 с) . грозно. (1.07 с) . т. (1,35 с). то. (0,27 с) . л-л-ласково. ”

Таким образом, у заикающихся локализация и длительность возникающих пауз в основном не зависела от синтагматического строения текста, в связи с чем его смысловое членение в процессе чтения нарушалось, что подтвердило наши предварительные исследования [4].

Характеристика интонационного оформления

Анализ магнитофонных записей показал, что у лиц с нормальной речью интонация незавершенности, которая выражалась в повышении тона голоса в процессе чтения текста, как правило, соответствовала границе синтагм, что также сопровождалось паузой. Интонация завершенности, проявляющаяся в понижениии тона голоса, соответствовала окончанию предложения, что синтагматически соответствовало точке и маркировалось более длительной паузой. Таким образом, у лиц с нормальной речью смысловое членение текста в процессе чтения обеспечивалось соответствующим интонационным членением, что свидетельствовало об успешном техническом отражении смысловой организации текста.

Анализ магнитофонных записей чтения текста заикающимися показал, что для них были не характерны перепады тона голоса в сторону повышения или понижения на границах синтагм и предложений, т.е. в целом отмечалась некоторая усредненность тона голоса при чтении текста. В тех случаях, когда можно было наблюдать интонационные перепады, преобладающей была интонация незавершенности, которая отмечалась не только на границах синтагм, но и на границах предложений . Интонация завершенности отмечалась значительно реже.

В ряде случаев интонационные маркировки как границ синтагм, так и предложений вовсе отсутствовали. При этом могло отмечаться отсутствие пауз в этих местах. Формальное наличие пауз в синтагматически обусловленных точках речевой цепи (текста) было обусловлено не актуальным членением, а, как правило, наличием судорожной активности мышц речевого аппарата.

Таким образом, заикающиеся в процессе чтения не создавали адекватного интонационного членения текста, что приводило к искажению его смыслового членения.

Обсуждение полученных результатов

Восприятие и понимание текста в процессе чтения тесным образом связаны друг с другом, хотя и не тождественны. Без адекватной технической реализации внешней стороны высказывания невозможно обеспечение его внутренней стороны- понимания. Осмысленное воспроизведение читаемого текста подразумевает не только адекватное прочтение слов, но и их объединение в синтагму при помощи просодических средств.

Синтагму принято считать элементарной единицей просодии, поскольку она представляет собой единый артикуляторный комплекс в процессе произнесения, который объединен интонационно и синтаксически , что отражает смысловое членение текста. В этом смысле синтагма связывается с понятием плавной речи [2].

Известно, что у заикающихся основным проявлением речевого расстройства является нарушение плавности речи. Проведенное исследование процесса чтения текста вслух у взрослых заикающихся показывает, что в результате судорожной активности мышц речевого аппарата, значительно нарушающей плавность речевого потока, нарушается также смысловое членение текста и его интонационное оформление. Наличие большого количества ошибок в прочтении слов, которые не корректируются заикающимися и, по видимому, не замечаются ими, приводит к значительным искажениям смысла продуцируемого ими текста. Это дает основание предполагать, что смысловое восприятие текста читаемого вслух у заикающихся искажено. Можно думать, что основная задача заикающихся при чтении вслух заключается в обеспечении произносительной стороны процесса. Все произвольное внимание направлено на артикуляцию произносимого текста, а не на восприятие и передачу смысла, что согласуется с теоретическими предположениями [8] о том, что у заикающихся резко снижен контроль за смыслом произносимого текста.

Полученные данные свидетельствуют о том, что чтение текста вслух должно являться одним из обязательных видов коррекционной работы, направленной на формирование плавной речи у заикающихся. Результаты исследования дают основание считать, что такую работу целесообразно проводить поэтапно, т.е. разделить процесс смыслового восприятия и воспроизведения текста заикающимися. Особое внимание следует обратить на адекватное актуальное членение текста и его соответствующее интонационное оформление. Такая работа должна включать предварительный анализ содержательной стороны текста.

Таким образом, в процессе логопедической работы над чтением текста необходимо использовать не только технические приемы, обеспечивающие слитность речи заикающихся, но и анализ содержательной стороны текста. Это обеспечит адекватное смысловое восприятие текста в процессе чтения вслух взрослыми заикающимися, а следовательно и его адекватное воспроизведение.

__________
* Паузой считалось любое отсутствие акустического сигнала, независимо от причины, вызвавшей ее [5].

1. Белякова Л.И., Саитбаева Э.Р., Матанова В. Особенности развития речи заикающихся дошкольников //Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума. — М., 1989.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М.,1998. С. 22.
3. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся // Заикание: теория и практика. МПГУ им. В.И.Ленина. М., 1991. C. 38-50.
4. Дьякова Е.А. Особенности речевого паузирования и характер искажения текста в процессе чтения у взрослых заикающихся // Общенациональный Конгресс по чтению “Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее”. Тезисы докладов, август, 1992. М., 1992. С. 5-6.
5. Дьякова Е.А. Монологическое высказывание взрослых заикающихся: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1995.
6. Дорофеева С.А., Трауготт Н.Н. Нарушения чтения при локальных поражениях головного мозга // Общенациональный Конгресс по чтению “Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее”. Тезисы докладов, август, 1992г. М., 1992. С. 3-4.
7. Ермолаева О.В. Исследование понимания текстов слабослышащими дошкольниками // Общенациональный Конгресс по чтению “Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее”. Тезисы докладов, август, 1992г. М., 1992. С. 6-7.
8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.М., 1982.
9. Зимняя И.А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “Психолого-практические проблемы обучения техники чтения, смысловому восприятию и пониманию текста”, май, 1988. М., 1989, С. 67-69.
10. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.,1997.
11. Лалаева Р.И., Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.- СПб., 1998 г., С. 5 -7.
12. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л. ,1982.
13. Цыпина Н.А. Коррекционная работа по совершенствованию понимания прочитанного текста при обучении детей с задержкой психического развития // Общенациональный Конгресс по чтению “Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее”. Тезисы докладов, август, 1992. М., 1992. С.10-11.

Другие статьи по теме «Заикание»: